27 - 29 января этого года состоится Поместный Собор Русской Православной Церкви,
на котором будет избран новый Предстоятель РПЦ - Патриарх Московский и всея Руси.
Предлагаем Вашему вниманию архивные материалы о предыдущем Поместном Соборе
1990 года, на котором был избран ныне в Бозе почивший Святейший Патриарх Алексий II.
Эти материалы приводятся по официальным публикациям в Журнале Московской Патриархии за 1990 год.



    Избрание и интронизация Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II.

     В четверг 7 июня 1990 года в конце вечернего заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, в 22 часа 20 минут, колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Догорающий закат долгого летнего дня, прошедшего в молитвах, дискуссиях, многократных голосованиях и размышлениях, смотрел в окна трапезного храма во имя Игумена земли Русской Преподобного Сергия, где архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий, старейший по хиротонии архиерей Русской Православной Церкви, произнес новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II слова поздравления:
    - Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на вдовствующий престол Патриархом Московским и всея Руси Вашу Святыню, пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего престола. Радуемся и сорадуемся и от всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Русской Православной Церкви и спасительным для Вашей Святыни.

    Избранный Патриархом Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, пока еще в митрополичьем клобуке, отслужил благодарственный молебен. В своем первом слове он, в частности, сказал:
    - Я сердечно благодарю архипастырей, честной клир, монашество, всех членов-мирян, всех членов Поместного Собора Русской Православной Церкви за поздравление и избрание моего недостоинства Патриархом Московским и всея Руси. Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но Освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на Архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах согласно принятому нашей Церковью в 1988 году Уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом.
    Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении.


    Почти до полуночи подходили участники Поместного Собора к избранному Патриарху, принося свои поздравления, благодаря Бога за явление Своей воли о Русской Православной Церкви, в жизни которой ныне одна эпоха сменилась другой. Долог и непрост был путь к этой смене. Сегодня стало видно, что начался он давно.
    Без воли Божией, как сказано в Писании, не падает даже волос. Церковь верует, что тем более не поставляется ее Предстоятель без Промысла Божия.

    Накануне открытия Поместного Собора "Литературная газета" опубликовала заметку "Кто будет Патриархом?": "Де-факто, утверждают пессимисты, в список будет внесен один-единственный кандидат, и знакомой процедуре будет придан вид голосования. Ситуация не новая для страны, плохо, если традицию продолжит Церковь... Тех, кто связывает с Церковью надежды на обновление общества, не может не беспокоить то, что процессы демократизации, кажется, споткнулись о церковный порог.
    Сумеет ли и захочет ли новый Патриарх распахнуть перед ними двери?" Утверждения пессимистов опроверг уже Архиерейский Собор, открывшийся 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. Собор предварительно обсудил повестку дня предстоящего Поместного Собора, процедуру избрания Патриарха.
    По вопросу процедуры не было единого мнения: некоторые Преосвященные энергично высказались в пользу избрания Патриарха жребием, другие - столь же энергично против. В конце концов, решили подвергнуть этот вопрос голосованию на Поместном Соборе, предварительно ознакомив участников с разными точками зрения. Но главное - Архиерейский Собор предложил трех кандидатов на Патриарший престол, оговорив, что завтра Поместный Собор может выдвинуть дополнительных.
    Как были выбраны эти кандидаты? Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Патриархом может стать архиерей, достигший сорока лет и являющийся гражданином СССР, поэтому в бюллетени вошли 75 имен из 92. Голосование было тайным, причем каждый Преосвященный мог оставить в списке невычеркнутым одно, два или три имени. Три архиерея, набравшие большее число голосов, становятся кандидатами. Митрополит Алексий набрал 37 архиерейских голосов. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир - 34, митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий - по 25. Второй тур голосования по двум последним кандидатам вывел вперед Митрополита Филарета (34 голоса против 33 при остальных недействительных бюллетенях).
    7 июня, первый день Поместного Собора, начался Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, которую совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Филарет. После завтрака в трапезной Московской Духовной Академии архиереи облачились в Успенском соборе в мантии и под трезвон колоколов торжественно прошествовали в Сергиевский трапезный храм, где состоялся молебен.
    На Собор прибыли 317 делегатов: 90 архиереев (двое не прибыли по болезни: митрополит Рижский Леонид и архиепископ Цюрихский Серафим), 92 клирика, 88 мирян (из них 38 - женщины), 39 представителей монастырей и 8 - Духовных школ. Из общего числа участников 40 человек представляли зарубежные епархии и благочиния Московского Патриархата, Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме и Горненский монастырь. Журналисты отметили значительно помолодевший состав Собора, что относилось не только к мирянам (среди них было несколько делегатов моложе 25 лет), но и к епископату.
    В начале первого часа дня Митрополит Киевский и Галицкий Филарет открыл Поместный Собор и произнес слово. Участники, число которых оказалось столь близким к числу отцов Первого Вселенского Собора, пропели Символ веры.
    С приветствием по поручению правительства СССР и от имени Совета по делам религий при Совете Министров СССР выступил его председатель Ю. Н. Христораднов.

Открытие собора     Затем председательствующий Митрополит Филарет предложил Собору для голосования и утверждения повестку дня, регламент и процедуру избрания, проекты которых непосредственно перед тем раздали делегатам, а также состав президиума, секретариата, мандатной, редакционной и счетной комиссий.     Была предложена следующая процедура избрания Патриарха:
    1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых ему Архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси (утверждены открытым голосованием).
    2. Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, при этом руководствуясь гл. IV, § 17, п. а - е Устава об управлении Русской Православной Церкви.
    3. Для включения дополнительных лиц в список кандидатов на Поместный Собор проводится тайное голосование: в бюллетень для голосования вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными кандидатами являются набравшие более 50 % голосов.
    4. Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.
    5. Избранным Патриархом считается архиерей, набравший при голосовании более 50% голосов.
    6. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
Открытие собора    На закрытом заседании началось выдвижение дополнительных кандидатов на Патриарший престол. Несколько делегатов (в частности, иеромонах Иларион из Виленской ецархии, протоиерей Борис Пивоваров из Новосибирской) предложили кандидатуру митрополита Сурожского Антония. Однако, как объяснил председательствующий Владыка Филарет, митрополит Антоний, не являясь гражданином СССР, не может, по действующему Уставу Церкви, быть выдвинут на Патриарший престол. Когда же члены Собора предложили изменить этот пункт Устава, им было разъяснено, что в только что принятой голосованием повестке дня такого пункта нет. Предложения изменить ту или иную позицию в процедуре и повестке высказывались и далее (архиепископом Псковским и Великолукским Владимиром (ныне Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский), архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном - он, в частности, предложил изменить пункт 3 процедуры избрания Патриарха, снизив квоту для внесения в окончательный список кандидатов с 50 до 25% или какого-либо другого уровня). Однако все эти предложения были отклонены по причине уже принятой в самом начале повестки и процедуры.
    Делегаты Поместного Собора выдвинули еще четверых кандидатов: архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек предложил кандидатуру митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (в открытом голосовании его поддержали 35 человек); протоиерей Андрей Добролюбов - митрополита Минского и Гродненского Филарета (поддержали 64 человека); архиепископ Ярославский и Ростовский Платон - митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (56 голосов в поддержку). Предложили также и кандидатуру митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, однако счетчики указали только одиннадцать голосов в его поддержку, что было недостаточно для внесения в бюллетень для тайного голосования.
    Итак, делегаты Собора стали голосовать по трем новым кандидатам за право включить их в окончательный список и, таким образом, приравнять к тем, кто был выдвинут накануне Архиерейским Собором. После обеда начался подсчет голосов. Авторитетная счетная комиссия, в которую входили: председатель - митрополит Сурожский Антоний, епископы Можайский Григорий, Ладожский Арсений, наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Евлогий, ректор Киевской Духовной Семинарии протоиерей Петр Влодек, протоиерей Иоанн Хорошевич (Минская епархия) и Павел Владимирович Самойлов (Новосибирская епархия) - вела подсчет голосов здесь же, в передней части трапезного храма. В 18.50 митрополит Антоний объявил итоги: голосовало 316 человек, действительными бюллетенями признаны 215 (то есть 101 делегат вычеркнул всех троих претендентов). За включение в окончательный список кандидатов митрополита Питирима высказались 128 человек, митрополита Минского Филарета - 117 и митрополита Ювеналия - 106. Для прохождения в кандидаты требовалось 50 % голосов. Тут же встал вопрос: считать ли эту половину от всех голосовавших (316/2= 158, и тогда никто из троих не проходит) или от числа действительных бюллетеней (215/2=107,5, и тогда к трем кандидатам от Архиерейского Собора добавляются еще два митрополита). Этот нюанс в процедуре учтен не был, однако председательствующий Митрополит Киевский Филарет объявил о том, что ни одна из трех новых кандидатур не проходит. В этот момент неожиданностью для многих явилось выступление архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима. Он предложил применить жребий. Делегатам раздали бюллетени с именами митрополитов Ленинградского и Новгородского Алексия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и Киевского и Галицкого Филарета для окончательного голосования.
    ...Пока шел подсчет голосов, продолжались прения по докладу Патриаршего Местоблюстителя. В половине девятого вечера митрополит Антоний огласил итоги: 318 голосовавших, 312 действительных бюллетеней; 139 голосов за митрополита Алексия, 107 - за митрополита Владимира и 66 - за митрополита Филарета. Вновь никто не набрал 50 % голосов. Таким образом, в последний тур вышли митрополиты Алексий и Владимир, оба занимавшие пост управляющего делами Московской Патриархии (Владыка Алексий в 1964-1986 годах, Владыка Владимир - с 1987 года по настоящее время) и, следовательно, хорошо знакомые епископату, клиру и мирянам и в равной степени сами хорошо знающие церковные проблемы. Уходя на ужин, участники Собора опускали в урны бюллетени с одним-единственным именем...
Благодарственный мобелен    В десять часов вечера открылось последнее заседание. После нескольких выступлений в прениях к микрофону подошел митрополит Антоний, который огласил конечный результат голосования: количество голосовавших - 317. Количество бюллетеней после голосования - 317. Действительных бюллетеней 309, недействительных - 8. В результате: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий - 166 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир - 143 голоса.
    Председательствующий Митрополит Филарет вопросил:
    Владыка Алексий! Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Приемлешь ли ты это избрание?
    Избрание меня Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю,- ответил избранный Патриарх.
    Часы показывали 22 часа 20 минут, одиннадцатый час работы Собора.
    - Изъявлением Святого Духа Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Троице-Сергиевой Лавре в составе Преосвященных архипастырей, представителей клира, честного иночества и мирян Русской Православной Церкви, избрал Вашу Святыню Патриархом Московским и всея Руси,- засвидетельствовал еще раз от лица Собора председательствующий.
    Пением благодарственного молебна завершился первый день работы Поместного Собора.
    * * *

    8 июня, второй день работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, открыл уже новый председательствующий: митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси. В 12 часов митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом о канонизации протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского).
    Общей темой всех выступлений второго дня можно назвать тему единства Церкви. Собственно, все четыре направления, по которым эта тема развивалась, были начаты еще накануне: это вопрос униатов в Западной Украине, вопрос так называемой Украинской автокефальной православной Церкви, вопрос взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и обсуждение опубликованного 5 июня проекта Закона СССР о свободе совести и религиозных организациях. Все эти вопросы затрагивались участниками Собора в дискуссии по докладу Патриаршего Местоблюстителя (7 июня) и по проектам послания и определений Поместного Собора.
Во втором ряду: Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Феодосий; в первом ряду слева: митрополиты Сурожский Антоний, Волоколамский и Юрьевский Питирим и Ставропольский и Бакинский Гедеон     7 июня на вечернем заседании слово взял архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман:
    - Хочу сказать несколько слов по поводу проекта нового Закона о свободе совести. Если иметь в виду построение правового государства в нашей стране, Церкви нужно вернуть право на собственность всех ее святынь. Только потом можно было бы на равных договариваться с государственными органами о возможности уступить музеям какие-то церковные ценности для их достойного хранения. До сих пор по отношению к Церкви применялись принципы доисторического права сильного. Я предлагаю поднять вопрос о неотъемлемости нашего церковного права собственности от всечеловеческого права на религиозную свободу. Также нужно вернуть Церкви право печалования за неправедно наказанных и обездоленных, право деятельного улучшения их участи, материальной и духовной поддержки. Нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их.
    Горько и больно за то, что в ответ на свою бескорыстную общественно-патриотическую деятельность на благо Родины и вопреки этой деятельности чада нашей Церкви и ее святыни были поруганы. До сих пор ни государство, ни руководящие политические силы советского общества не хотят загладить своей вины перед ее многомиллионным многострадальным народом, не хотят вернуть ему его святыни, его праздники. Я считаю невежливым и нетактичным со стороны законодателей полное игнорирование тысячелетнего бытия Русской Православной Церкви, которая в проекте нового Закона о свободе совести даже не названа ее собственным именем. Я считаю, что законодатели морально и политически много теряют от нежелания записать в Законе о свободе совести наличие в нашей стране всемирных религий, как-то: христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма. Из этого видно, что они не дорожат уникальным многообразием религиозной культуры и рассчитывают в конечном счете подавить ее на нашей многонациональной Родине.
    Проект Закона игнорирует право верующих на освобождение от работы в дни их религиозных праздников, лишает людей радости жизни, труда и отдыха в полном согласии с их верой и вековыми обычаями. Этого нет ни в одном цивилизованном государстве.
    Законодатели присвоили себе право подменять собственными понятиями представления верующих о своей Церкви и, например, упорно хотят провести подмену свойственной Церкви монолитной иерархической структуры конгрегационалистским ее устройством. Этим они вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь, намеренно хотят ее исказить и это искажение законодательно закрепить. Мы не можем допустить этого, потому что правильное каноническое устройство Церкви жизненно важно для верующих. Мы просим законодателей уважать нашу веру, которая для нас так же дорога, как и жизнь. Позвольте напомнить законодателям, что они не вправе злоупотреблять своим положением и должны строго соотносить свои формулировки со смыслом и буквой канонического строя Церкви и не ущемлять религиозной свободы в угоду своему пристрастному отношению к религии - возможно, своему нерелигиозному мировоззрению. В противном случае они добьются к себе взаимного нашего неуважения.
    Хочется надеяться, что законодатели... отразят в новой формулировке Закона о свободе совести и религиозных организациях свою, несомненно имеющуюся у них, способность не обижать верующих и дать им свободно, согласно международным правовым нормам и собственным церковно-религиозным структурам, строить свою жизнь под защитой Закона от посягательств воинствующих атеистов на их права, гражданское достоинство и святыни, чтобы они были счастливы в своем Отечестве, были бы вправе гордиться его добрыми законами и нелицемерно уважать их.

    После выступления Владыки Германа раздались первые на Соборе аплодисменты. На следующий день по проекту нового законодательства высказывались архиепископы Смоленский и Калининградский Кирилл, Ярославский и Ростовский Платон и вторично - Берлинский и Лейпцигский Герман. Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн дополнительно подчеркнул, что новый Закон по-прежнему не признает иерархической структуры Церкви, склонен видеть в ней лишь ряд разрозненных "групп верующих", общин. Тем самым Закон вольно или невольно стремится разрушить единство Церкви. Итог дискуссии подвел новоизбранный Патриарх Алексий, сказав, что если опубликованный вариант нового Закона будет принят, то мы сделаем шаг назад. Эта же фраза была повторена Святейшим Патриархом в интервью газете "Известия" (16 июня).
Участники Поместного Собора    В конце дня 8 июня Собор проголосовал за основные тезисы обращения в Верховный Совет и Совет Министров СССР. В нем будут содержаться три основные группы пожеланий законодателю: признание юридических прав за Церковью в целом, а не только за ее общинами, предоставление права преподавания религиозных предметов в школах (факультативно), признание за Церковью права собственности на церковные здания и другое имущество, которое пока лишь арендуется. Полный текст обращения редакционная комиссия подготовила позже.
    Вопросы законности и единства Церкви были затронуты и в ином аспекте - в связи с проблемой унии и автокефалии на Украине. Многим запомнился спор, возникший 8 июня между архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом и архиепископом Тернопольским и Кременецким Лазарем. Можно ли обращаться за поддержкой к государственным законам, к светской власти в случае возникновения межконфессиональных конфликтов? Владыка Хризостом ответил на этот вопрос отрицательно, Владыка Лазарь - положительно. Большинство участников Собора, судя по продолжительности аплодисментов, стали на сторону Владыки Лазаря, признав допустимым апелляцию к советскому законодательству в случаях захватов храмов и других противозаконных действий.
    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, архиепископы Смоленский и Калининградский Кирилл, Черновицкий и Буковинский Антоний, представители клира и мирян, в том числе из-за рубежа, еще не раз затронули вопрос реагирования на экспансию католиков восточного обряда и автокефалистов... Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим рассказал о вкладе в решение этой проблемы Издательского отдела Московского Патриархата. Накануне вечером он уже ознакомил Собор с планом выпуска духовной литературы, а в перерыве делегатам были розданы первые экземпляры только что отпечатанного Православного Катихизиса.
    Поместный Собор большинством голосов утвердил новое положение об Экзархатах Русской Православной Церкви, принятое Архиерейским Собором в январе этого года.
Ioe?uoea niai?a    Много внимания уделил Собор взаимоотношениям Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей. Первый раз эту проблему поднял еще 7 июня один из делегатов-мирян, предложивший удовлетворить три требования Русской Зарубежной Церкви - канонизацию собора новомучеников и исповедников российских, безбожниками убиенных; осуждение декларации Митрополита (впоследствии Святейший Патриарх) Сергия (Страгородского) от 1927 года; отказ от экуменического диалога, после чего Русская Зарубежная Церковь войдет в общение с Русской Православной Церковью. На эту тему высказывались также митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Венский и Австрийский Ириней, архиепископы Смоленский и Калининградский Кирилл, Саратовский и Волгоградский Пимен, священники Василий Стоянов, Виталий Шастин, иеромонах Иларион (Алфеев) и другие.
    Всеобщее внимание привлекло антиканоничное решение Синода Русской Зарубежной Церкви от 16 мая о создании в территориальных пределах Русской Православной Церкви своих приходов и иерархии. Участники Собора единодушно квалифицировали это решение как направленное к сеянию смуты и нового раскола уже на территории нашей Родины, подчеркнули, что оно будет стимулировать возникновение конфликтов, подобных суздальскому, где настоятель, архимандрит Валентин (Русанцов), вошедший в канонический конфликт с епископом, объявил о своем переходе в "карловацкую" юрисдикцию. Архиепископ Платон сказал:
    Русская Православная Церковь является Матерью, и если ее дети, живущие за границей, не всегда почтительны к Матери, не всегда вежливы с Ней, то от этого не оскудевает любовь Матери,- наоборот, усугубляется, чтобы как-то вразумить их и привлечь в материнские объятия. Хотелось бы, чтобы и наш Собор сказал свое пастырское слово всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой "карловацкой" Церкви. Подвел итоги дискуссии архиепископ Кирилл:
    У нас нет никаких требований к "карловацкой" Церкви, мы готовы хоть сейчас начать полное общение, потому что считаем, что в основе разделения лежали исторические, политические факторы, а отнюдь не канонические, не богословские (если и канонические, то они были обусловлены политической ситуацией). Эти факторы касаются в основном истолкования истории, а оно никогда не являлось чем-то разделяющим Церкви. С нашей стороны предпринимались некоторые шаги к тому, чтобы сказать нашим братьям, что мы готовы обсудить все проблемы, но, к сожалению, на эти инициативы не последовало никакого ответа. В это время у нас в Церкви, стране стали нарастать некоторые симпатии в адрес Зарубежной Церкви. Природа их понятна: это неустройства нашей внутренней церковной жизни... Эта неудовлетворенность... породила у части нашей общественности романтическое и ностальгическое отношение к Зарубежной Церкви. Здесь действует простой принцип: там хорошо, где нас нет... По природе своей это настроение неплохое: оно тоже могло бы стать источником вдохновения для общения двух частей разделенной Церкви. Но, к сожалению, некоторые события привнесли новый драматизм в эти отношения. Речь идет прежде всего о поступке архимандрита Валентина (Русанцова)... Всегда было так в Церкви: неустойчивые уходили в раскол. Но проблема в том, что Русская Зарубежная Церковь, долгое время не определявшая своего отношения к таким людям, как архимандрит Валентин, и даже высказывавшаяся против учреждения своих приходов на территории Советского Союза... неожиданно 16 мая с. г. принимает решение о создании своих приходов и иерархии на территории Русской Церкви. Это означает, что тот политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент, когда у Церкви появляются новые возможности, когда все общество оборачивается к нам лицом. В этот момент раскол переносится на нашу многострадальную землю, дискредитируя тем самым Церковь в глазах неверующих; в момент, когда Церковь стал терзать раскол Украинской автокефальной Церкви, наступление унии... Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил-тем менее перспектив будет у этого раскола... Приходы Зарубежной Церкви, если они у нас откроются, могут превратиться в сточную канаву, куда пойдут все нездоровые элементы. Я не хочу давать здесь характеристику архимандриту Валентину (Русанцову), но я думаю, что большинство присутствующих знают, что это за личность и какую роль он играл в то самое застойное время, какими силами он стяжал себе все церковные награды. И если он сегодня оказался там - Бог с ним, пускай за ним десятки таких пойдут.

    По вопросу канонизации новомучеников, осуждения декларации Митрополита Сергия и экуменической деятельности архиепископ Кирилл выразил мнение, что его постановка пока преждевременна, так как среди делегатов Собора нет, как выясняется, по этому вопросу единодушия. Однако это не является причиной для нашего разделения, в то время как Зарубежная Церковь положила это разномыслие в основание раскола.
    Невозможно передать кратко нюансы дискуссии по вопросам единства Церкви, которая развернулась на Соборе, однако все они нашли полное отражение в послании и определениях Поместного Собора, которые с учетом поправок были приняты единогласно.
Совершение чина канонизации отца Иоанна Кронштадтского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 8 июня 1990 года Оглашение Деяния о канонизации
    Главное торжество второго дня Собора - канонизация и прославление святого праведного Иоанна пресвитера и чудотворца Кронштадтского. После краткой дискуссии Собор одобрил деяние по канонизации, а в 17.00 в Успенском соборе Лавры избранный Патриарх Алексий II в сослужении членов Синода совершил последнюю панихиду и первый молебен святому Иоанну, перед которым митрополит Ювеналий огласил соборное деяние. Земли Российския печальниче, покаяния и жизни во Христе проповедниче... отче праведный Иоанне... моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша,- молился Собор.
    На последнем заседании митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси, выступил с заключительным словом. Затем хор пропел Великое славословие. "Будем же соборне продолжать наше служение! Христос посреди нас!" - сказал избранный Святейший Патриарх. "И есть, и будет",- ответствовал Собор. В 18.50 8 июня закончилось его последнее заседание. Время для подведения итогов еще не настало. Но уже сегодня можно сказать, что прошедший Поместный Собор - явление эпохальное. Несколько десятилетий в силу внешних причин проблемы церковной жизни не обсуждались Церковью столь откровенно. И хотя для более широкой дискуссии не хватило не только времени, но и глубины подготовки делегатов, сделан огромный шаг вперед. Впервые с 1917 года воля Божия об избрании нового Патриарха была явлена через, как принято говорить, демократическую процедуру, что наряду с принятыми документами, несомненно, благотворно скажется на церковной жизни и всем обществе.
     * * *
    9 июня, в субботу, в Богоявленском патриаршем соборе новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении членов Священного Синода митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Украины, Минского и Гродненского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира, Одесского и Херсонского Леонтия, архиепископов Смоленского и Калининградского Кирилла, Ярославского и Ростовского Платона, Кировского и Слободского Хрисанфа, Тернопольского и Кременецкого Лазаря, епископов Пермского и Соликамского Афанасия и Брестского и Кобринского Константина совершил в 11 часов утра панихиду по почившим Предстоятелям Русской Православной Церкви. Перед началом панихиды новоизбранный Предстоятель Русской Церкви Алексий II обратился к верующим с кратким словом, предварив его текстом из Послания святого апостола Павла к Евреям (13; 7): "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их". Вечером состоялось всенощное бдение.
Митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Минский и Гродненский Филарет на горнем месте в алтаре Успенского собора посаждают на Престол святых Первосвятителей Российских новоизбранного Святейшего Патриарха Алексия II    На следующий день, 10 июня, в Неделю Всех святых, в патриаршем Богоявленском соборе состоялась Божественная литургия с интронизацией новоизбранного Патриарха, сослужили которому Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском епископ Филиппопольский Нифон, постоянные и временные члены Священного Синода, участвовавшие накануне в панихиде, и многочисленное духовенство. В патриаршем соборе были участники Поместного Собора, Главы и представители христианских Церквей в СССР. Без нескольких минут девять новоизбранный Патриарх прибыл в собор. Началось облачение на кафедре по патриаршему чину с возложением великого парамана с крестом. После пения Трисвятого и возгласа Призри с небесе, Боже... духовенство в алтаре и верующие в храме возжигают свечи в знак особой радости и благоговения к святости совершающегося. Рядом с нареченным Патриархом на горнем месте становятся митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Минский и Гродненский Филарет. Под руки возводят они нареченного Первосвятителя на Патриаршее горнее место. Митрополит Минский Филарет возглашает: "Вонмем".
    - Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона Отца нашего Алексия,
    Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос!
- читает митрополит Киевский Филарет. Два Экзарха посаждают нареченного Патриарха на горнее седалище и восставляют, взяв его под руки.
    Духовенство, каждый из трех хоров и, наконец, верующие поочередно повторяют: "Аксиос, аксиос, аксиос".
    Снова возглашает митрополит Киевский Филарет: "И Сына. Аминь". Митрополит Минский Филарет: "Аксиос!" Вторично посаждают митрополиты нареченного Патриарха и восставляют. Звучит третье и последнее: "И Святаго Духа. Аминь. Аксиос!" И третий раз посаждают Патриарха и восставляют. К Святейшему Патриарху подходит ключарь с диаконами, подносящими на блюде новый саккос и омофор, а также две панагии и крест. Иподиаконы переоблачают Патриарха. Митрополит Минский Филарет в царских вратах возглашает ектению: Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Алексия, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно...
    Затем в царских вратах лицом к востоку митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий читает молитву:
    Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякаго утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник беспомощным, Ты еси Врач душам и телесем, Спаситель, чаяние и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам. Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани и покрый, и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, еже подобает решити, и вязати, еже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и, яко добру невесту, сохрани ю. Ты бо всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благаго и Животворящаго Твоего Духа.
За Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий II осеняет молящихся дикирием и трикирием    После отпуста литургии Святейший Патриарх Алексий II в зеленой патриаршей мантии, но еще без кукуля и жезла выходит на солею, где его встречают митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Минский и Гродненский Филарет. Перед вручением кукуля Экзарх всея Белоруссии говорит:
    - Святейший Владыка! Приими и возложи на главу свою сей священный кукуль Патриарха. Как и все священнические одежды, он имеет свою историю и значение. Происходя от древнего монашеского обычая покрывать главу иноков покрывалом искреннего смирения и всегдашнего о Господе послушания, кукуль есть духовный шлем спасения. Тебе, как Предстоятелю Церкви, как никому, надлежит блюсти постоянное духовное любомудрие, уподобляясь ангельскому чину серафимов, пламенеющих любовью к Богу. Их изображение отныне будет покрывать твою главу, отныне ты ангел Всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения. И белоснежный кукуль, всякий раз возлагаемый на главу, да воспоминает тебе о словах Спасителя: Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят.
Возложение патриаршего кукуля    Патриарх, лобзая, приемлет кукуль и покрывает им главу. Очи Патриарха обращены горе...
    Митрополит Киевский Филарет, вручая жезл, обращается со следующим словом:
    - Ваше Святейшество новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй! Волеизъявлением священного Поместного Собора Русской Православной Церкви ты избран пятнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Если, по словам Христа, Спасителя, даже волос не падает с головы человека без воли Божией, то тем более не поставляются Предстоятели без соизволения самого Господа - Главы Церкви. Мы верим, что при твоем избрании проявилась воля Божия. Ты согласился взять на себя бремя патриаршего служения, с одной стороны, в благоприятное для нашей Церкви время, когда расширяются возможности духовно-нравственного обновления общества, проявления любви и милосердия к больным, престарелым, инвалидам, сиротам, бедным, заключенным в темницах и ко всем страждущим. А с другой стороны, перед нами стоят проблемы, которых мы раньше не знали. Это прежде всего начавшееся разделение нашей Церкви. Твое Патриаршество будет проходить в совершенно иных условиях, чем Патриаршество твоих предшественников Алексия и Пимена. Уже сейчас можно сказать, что оно будет трудным и болезненным. Неизвестно, что твоему сердцу придется больше испытать: радостей или скорбей, но ты не должен смущаться этим. Господь избрал тебя, Он и поможет тебе всесильною благодатью Святого Духа.
    Епископат, клир и вся многомиллионная паства хотят видеть в тебе прежде всего хранителя чистоты Православной и благочестивой нашей веры, заботливого устроителя церковных дел, пекущегося о единстве Церкви и о ее благе. Тебе вручается первосвятительский жезл как символ патриаршей власти и в равной степени ответственности, как опора в трудных обстоятельствах жизни. Мне, митрополиту Киевскому и Галицкому, Экзарху всея Украины, выпала великая честь вручить тебе жезл Святителя Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, сына Галицкой земли, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву и провидевшего возвышение и первопрестольное ее значение среди городов русских. Прими этот первосвятительский жезл как святыню и призови свое Патриаршее благословение на всю твою необъятную паству, на весь народ Божий, который усердно молился о тебе в эти дни нашего церковного торжества. Призови благословение Божие и на наше Отечество, нуждающееся в примирении его народов, изобилии плодов земных и в духовной пище.

Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всей Грузии Илия II обращается к Святейшему Патриарху Алексию II с приветственным словом.    Его Святейшество приемлет жезл, последний знак патриаршего достоинства. Со словами поздравления к нему обращается Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II:
    - Ваше Святейшество, дорогой и зело возлюбленный во Христе брат! Сегодня невольно вспоминаются слова святого апостола Иоанна Богослова: Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир (1 Ин. 5, 4). Велика наша радость, так как по воле Божией сегодня взошел на Патриарший престол достойный преемник Всероссийских Первоиерархов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Свершилась воля Божия - рожденный от Бога победит мир. Вам, Ваше Святейшество, сегодня Господь вверил обширную всероссийскую паству, вверил в то время, когда необходимо решать многие проблемы, стоящие перед Церковью. Господь да поможет Вам преодолеть все эти трудности. Еще совсем недавно мы были участниками торжеств Тысячелетия Крещения Руси и 400-летия Патриаршества на Руси, были свидетелями полного единения народа и Церкви. Это единение особенно необходимо в наши дни, когда так ощутим народный дефицит веры, любви и добра, взаимного прощения и милосердия. Только Церковь благодатию Божиею может исцелить недуги и облегчить страдания. Русский народ - это народ богоносный, поэтому еще в прежние века наша страна именовалась Святой Русью. На протяжении десяти столетий Русская Церковь всегда была стражем Святого Православия, и она продолжает нести эту святую миссию.
    Нас всех волнует будущее наших Церквей, духовная жизнь нашего молодого поколения. Церковь должна указать путь молодежи, которая сегодня так тянется к Церкви. Церковь своей жизнью должна показать, что, как говорит святой апостол Павел: во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Наша молодежь идет в Церковь не только с вопросами, но и со своими недугами, сомнениями и скорбями. Еще Пушкин писал в одном стихотворении, посвященном своим отроческим годам, что человек имеет борьбу с тремя демонами, которые расхищают его душу. Это демон гордости, демон жестокости и демон нечистоты. Как характерны эти свойства и для наших дней! Мы должны показать, что исцеление от этих недугов только в Боге, через Церковь. Как сказал известный великий философ Владимир Соловьев, цель жизни есть обожествление человечества через приближение ко Христу.
    Мы выражаем надежду, что Ваше первосвятительское служение будет ознаменовано еще большим укреплением братских отношений между русским и грузинским единоверными народами. Мы приняли в себя и привезли Вам любовь святой Иверии, благословение и покров Пресвятой Богородицы, уделом, Которой является наша страна.
    От лица Священного Синода нашей Церкви, духовенства и верующих Грузии сердечно поздравляю Вас, Ваше Святейшество, с восшествием на Московский Патриарший престол. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом. Служение Ваше да будет мирным и благословенным...

    Католикос-Патриарх Илия II преподнес в дар Патриарху Алексию II образ святой равноапостольной Нины. Затем с приветствием выступил епископ Нифон. Он, в частности, сказал:
    - Мне очень приятно передать поздравление от нашего святого Антиохийского престола, от имени Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV по случаю Вашего восшествия на Московский Патриарший престол. Мосты любви, соединяющие обе наши Церкви, в Москве, Дамаске и Бейруте, несут сегодня Вашему . Святейшеству сердечные поздравления от единого православного восточного клира и народа... Ваше Святейшество! Ваш брат Патриарх Антиохийский возлагает сегодня на Ваше Святейшество огромные надежды в том, чтобы укрепить узы братства и любви между нашими Церквами... чтобы и в дальнейшем осуществлялась дружба между нашими Церквами и нашими народами. Я молю Бога, чтобы Он ниспослал Вашему Святейшеству изобилие благодати, а Вашей великой многострадальной Церкви изобилие любви и мира. Исполла эти дэспота.
    Святейшего Патриарха Алексия II поздравили также архимандриты Феодор, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском, настоятель Александрийского подворья в Одессе, Феофилакт, представитель Патриарха Иерусалимского, настоятель Иерусалимского подворья в Москве, и Гавриил, представитель Патриарха Болгарского, настоятель Болгарского подворья в Москве, представители Армянской Апостольской и Римско-Католической Церквей в СССР.
Первое благословение    Митрополит Киевский и Галицкий Филарет от лица епископата, клира, монашествующих, Духовных учебных заведений и всей Полноты Русской Православной Церкви преподнес в дар Его Святейшеству Алексию II панагии и крест. Новоинтронизованный Патриарх выступил с ответным словом. Тысячи и тысячи православных москвичей встретили Святейшего Патриарха после богослужения на прилегающей площади: кафедральный собор не смог вместить всех пришедших разделить свои молитвы с новым Предстоятелем Российской Церкви.
    В тот же день в 15 часов 30 минут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся официальный прием, на который прибыли архиереи Русской Православной Церкви, клирики и миряне - участники Поместного Собора, представители московского духовенства, сотрудники синодальных учреждений, деятели культуры и общественных организаций. Прием почтили своим присутствием Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднов, другие официальные лица. На приеме были послы ряда государств, другие члены дипломатического корпуса.
    В понедельник 11 июня, в сороковой день со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена, Святейший Патриарх Алексий II совершил в патриаршем соборе Божественную литургию.
Посещение могилы неизвестного солдата    Днем Святейший Патриарх Алексий, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II и участники Поместного Собора возложили венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
    12 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась первая пресс-конференция Патриарха Алексия II, в которой приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл. Затем Святейший Патриарх Алексий и постоянные члены Священного Синода посетили Успенский собор Московского Кремля, где отслужили молебен и поклонились святыням.
Встреча с М.С. Горбачевым    В тот же день в Кремле Президент СССР М. С. Горбачев принял Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и постоянных членов Священного Синода митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Украины, Минского и Гродненского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла.
    Во второй половине дня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча и беседа Патриарха Московского и всея Руси Алексия с епископатом Русской Православной Церкви.
    Спустя день Святейший Патриарх Алексий отбыл в Ленинград на торжества, посвященные канонизации святого праведного Иоанна, пресвитера и чудотворца Кронштадтского.

    * * *

Встреча с И.С. Силаевым    21 июня 1990 года в московской резиденции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял Председателя Совета Министров РСФСР И. С. Силаева.
    В ходе состоявшейся беседы обсуждались вопросы по широкому кругу проблем общественной жизни и социального служения, возрождения утраченных традиций, милосердия, христианской добродетели, трудовой морали.





ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, №9-1990, стр.28...37