Официальный прием по случаю избрания Святейшего Патриарха Алексия II 10 июня 1990 года.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРИЕМ ПО СЛУЧАЮ ИЗБРАНИЯ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II 10 ИЮНЯ 1990 ГОДА.

Официальный прием     10 июня 1990 года в 15 часов 30 минут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся официальный прием, на который прибыли архиереи Русской Православной Церкви, клирики и миряне - участники Поместного Собора, представители московского духовенства, сотрудники синодальных учреждений, деятели культуры и общественных организаций. Прием почтили своим присутствием Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднов, другие официальные лица. На приеме были послы ряда государств, другие члены дипломатического корпуса.


Приветствие Священного Синода
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II.
Данилов монастырь, воскресенье 10 июня 1990 года.

    Ваше Святейшество!
    Священный Собор Русской Православной Церкви, призвавший Твою святыню на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея Руси, возвещает всему миру РАДОСТЬ ВЕЛИЮ.
    Ныне, Господу споспешествующу, мы обрели Предстоятеля, который немощи наши понесет и паству свою возлюбленную ко спасению приведет! Радуйся и ТЫ, ПАТРИАРШЕ АЛЕКСИЕ, Московских и Всероссийских Первосвятителей наследниче!
    Будучи первым среди равных Тебе епископов, Ты, как Патриарх, являешь полноту церковного бытия в неслиянном единстве личного и соборного. Священный Собор изволением Святого Духа порождает Патриарха и в Патриархе же проявляет свою созидательную и пастырскую волю. Личная ответственность перед Богом и людьми за всякое церковное деяние, дерзновенный подвиг молитвенного предстательства и печалования за паству, всегда необходимые в мире сем, становятся возможными при патриаршем возглавлении Полноты церковной.
    Так свидетельствовал о церковном единоначалии Священный Собор Православной Церкви, восстанавливая в 1917 году Патриаршество на Руси.
    Патриаршество для нас радость, а для Тебя - великий подвиг, путь крестный, идти по которому можно только в уповании на промыслительную силу Божию.
    Ты, Святейший Владыка, наследуешь ныне престол светильников Церкви Русской, которые подвигом добрым подвизались, течение поста совершили, веру нераздельну соблюли.
    Открывший чреду Патриархов в новое смутное время, Святитель Московский Тихон, принимая благовестие об избрании его на Патриаршество, говорил: "Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину!" Ему пришлось отражать легион духов злобы поднебесных, обрушившихся на Святую Церковь Российскую.
    Сей адамант веры и образ кротости защитил свою паству от натиска зла и расколов; корабль церковный устоял, ему надлежало плыть.
    Но буря ночная не прекращалась, и обитатели сего ковчега, подобно ученикам Христовым, возопили: "Наставник! Наставник! погибаем" (Лк. 8, 24).
    Тогда-то по милости Божией дан был Церкви Блаженнейший Сергий, проложивший такой путь преодоления треволнений и нестроений, который сохранил ковчег церковный, хотя не без пробоин и утрат, и привел к мирной гавани.
    В бурный век торжества смертоносной гордыни только крайняя жертвенность могла быть средством спасения. Уже не одну, по слову Спасителя, но обе рубашки надо было отдавать требующему. Из того, что имела Русская Церковь, она отдала все, кроме своей верности Всевышнему и Святому Православию. Враг не коснулся души церковной, так же как не смог он коснуться души многострадального Иова, сидевшего на гноище.
    И в том было спасение!
    Патриарх Сергий и его паства верили, что не оставит Господь их сирыми, но украсит паче лилий полевых.
    Верным продолжателем деяний Святейшего Сергия и его сопечальником был Патриарх Алексий, уподобившийся Симону Киринейскому, понеся крест изнемогающего Отца нашего Блаженнейшего Сергия.
    Святейший Алексий собрал расточенных, утешил страждущих, напоил Божественными словесами жаждущих и примирил враждующих - под патриарший омофор вернулись епархии и приходы, репрессированное духовенство возвратилось к алтарям Господним, открылись Духовные школы, храмы и монастыри. Вновь возгорелась лампада у честной раки Игумена земли Русской Преподобного Сергия.
    Новопреставленный Патриарх Пимен, следуя заветам своих предшественников, упрочил добрые отношения между Церковью и государством; он заботился о благоукрашении монастырей и храмов, направлял участие Церкви в миротворческом процессе и в многосторонних диалогах о христианском единстве. Патриарх Пимен побуждал свою возлюбленную паству быть верной Священному Преданию Православной Церкви.
    Ныне общество заново открывает для себя Церковь в ее тысячелетнем патриотическом служении Отечеству, в глубоком влиянии на формирование культуры и нравственности народов нашего многонационального государства.
    Празднование 1000-летия Крещения Руси и 400-летия установления Патриаршества на Руси возбудило у народов нашего Отечества жажду духовную. Уже имеются все предпосылки для утоления сей жажды: мы видим, что ныне в нашей стране реализуются идеи свободы, терпимости и мирного созидания человеколюбных отношений; общество ищет помощи для своего нравственного оздоровления.
    Поэтому нам следует широко открыть церковные врата, дабы исполнился Спасителя призыв: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас..." (Мф. 11, 28). Согласно евангельским заповедям, Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов заявлял о единстве Церкви и общества: "...Церковь, по внутреннему закону своего бытия, не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами". Эти идеалы сотрудничества, а не разделения необходимо всем нам хорошо осознавать и претворять в жизнь.
    Святейший Владыка Алексий!
    Освященный Собор Русской Православной Церкви озабочен нестроениями как в Церкви, так и в обществе.
    Наибольшую опасность для целостности Отечества и Церкви ныне составляет грех разделения, являющийся не чем иным, как социальной формой гордыни и индивидуализма. Священное Писание повествует, что греховный клич разделения: все по шатрам своим, Израильтяне! - подал негодный человек, поднявший руку на царя Давида - помазанника Божия (2 Царств. 20, 1).
    Тебе предстоит многое созидать в Церкви, пребывавшей до времени в некоем расслаблении,- преодолевать всякое разделение в Церкви и в обществе, осуществлять катихизацию народа Божия, возрождать благотворительность и милосердие, заботиться о восстановлении храмов и монастырей и развитии духовного образования, пробуждать в народе христианское отношение к жизни и труду, нести мир Христов во все человеческие отношения.
    Братский Тебе епископат будет верным помощником в сих благословенных делах, а клир и миряне - искусными совершителями общего дела во славу Божию и во благо Матери-Церкви.
    Мы должны обязаться взаимной ответственностью: Священный Собор спросит с Тебя, так ли Ты выполняешь наказы Церкви; и Ты спроси с каждого из нас, помогаем ли мы Тебе творить Соборную волю.
    Слишком сложна сегодня ситуация в Отечестве, чтобы предаваться безучастному благодушию!
    Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ, вместе со святым Патриархом Иовом устрой Церковь, просвети народ, защити Православие!
    Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ, вместе со святым Патриархом Ермогеном собери сынов Отечества на защиту ее христианского и национального достояния и государственности!
    Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ, вместе со святым Патриархом Тихоном сохрани Церковь от ересей и расколов, призови всех чад Ея под омофор единой Истины, яже есть Святое Православие Господа Иисуса Христа!
    Освященный Собор Русской Православной Церкви благословляет Тебя на великий подвиг предводительства церковного!
    Тебя Бог избрал Патриархом, и возрадовалось сердце наше!
    Многая лета Святейшему Патриарху АЛЕКСИЮ!


Ответное слово Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II
на приветствие Священного Синода и поздравления гостей
на приеме в Его честь в Патриаршей и Синодальной резиденции
в Даниловом монастыре 10 июня 1990 года

    Ваши Святейшества, глубокоуважаемый Анатолий Иванович, дорогие участники настоящего приема!
    Волею Божией Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви возвел мое недостоинство на престол Патриарха Московского и всея Руси. Несколько часов назад в Богоявленском патриаршем соборе я исповедовал перед народом Божиим, что вступаю на новую стезю своей жизни со страхом и трепетом и посему молюсь об укреплении моих сил Великим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 9) Господом нашим Иисусом Христом и усердно прошу Полноту нашей Церкви о постоянной обо мне молитве и помощи в несении нелегкого патриаршего служения.
    С кончиной приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена перевернута еще одна страница тысячелетней истории Русской Православной Церкви.
    Перед нами чистый лист - какие письмена мы внесем в эту книгу? Верим, что история пишется не без Божией воли и Его благого Промысла и что в ней наличествует то, о чем говорится: Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.
    Сколько знаем мы примеров из Священного Писания и из истории Церкви, когда по смотрению Божию дела людей совершались вопреки всякому естественному порядку!
    Вы зовете меня на труд великий предводительства церковного, который возможно совершить, лишь восприняв всем нам вкупе Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
    Вашу оценку деятельности моих предшественников полностью разделяю и скажу, что, взирая на подвиги Московских святителей, желаю также верно послужить во славу Божию и во благо Церкви Христовой. При этом не забываю и всей пастве напоминаю апостольские слова: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто" (1 Кор. 13, 2).
    Такая любовь, являемая силой и действием Святого Духа, утверждается на жертвенности и благодарении. Если мы последуем сим богоданным основам христианской жизни, то всякое наше благопожелание будет достигнуто и исполнено.
    Сердечно благодарю Освященный Собор и Священный Синод за благопожелания и наказы, преподанные мне здесь и в торжестве интронизации.
    С глубокой признательностью я взираю на всех дорогих гостей, почтивших меня своим присутствием.
    Я приношу искреннюю благодарность Анатолию Ивановичу за дорогое для меня внимание и в его лице - Президенту Советского Союза Михаилу Сергеевичу Горбачеву, Верховному Совету СССР и Правительству нашей страны, по достоинству оценивающим благотворные возможности Церкви по упрочению нравственного состояния общества, все то, чем она в состоянии служить во благо нашего народа.
    Мы глубоко удовлетворены благоприятным развитием отношений между государством и Церковью и надеемся, что ожидаемый Закон о свободе совести и религиозных организациях будет в полной мере отвечать нуждам верующих граждан нашей страны и тем самым укрепит фундамент созидаемого нашим народом правового государства.
    Благодарю Вас, дорогой Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. На примере двух наших братских Церквей можно видеть, как вера Христова сближает народы. На всем пространстве Грузии, от побережья до Телави и от Казбеги до Вардзии, пролегают тропы тысяч русских паломников ко святым местам удела Пресвятой Богородицы - Иверии.
    Радостью исполняются наши сердца от почитания в Грузии многих подвижников Русской Православной Церкви, особенно преподобного Серафима Саровского и ныне прославленного нами в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского.
    Наше единение во Христе свято и нерушимо. Помолитесь обо мне, Святейший собрат, дабы укрепил меня Господь в предстоящем многотрудном служении.
    Мое слово благодарности к Вам, Святейший Васкен I, Верховный Патриарх и Католикос всех армян. В очень сложных обстоятельствах несете Вы свои первосвятительские труды. Помогай Вам Бог. Мы высоко ценим Вашу открытость к подлинно братским отношениям между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью, Вашу ревность к благотворному для всей нашей многонациональной страны соработанию верующих людей. Верю в силу Ваших обо мне молитв.
    Дорогие братья, представляющие на этом приеме нехристианские религии, примите мою глубокую признательность за присутствие и за ваши теплые слова и вдохновляющие меня пожелания. Мы высоко ценим наше сотрудничество на благо дорогой Родины.
    По воле Вседержителя наше Отечество населено многими народами, исповедующими различные религии. Верим, что нам промыслительно определено братски вместе трудиться по укреплению нравственного фундамента нашего обновляющегося общества, поддерживать и развивать отношения дружбы и взаимопонимания между всеми народами нашего государства. Так выполним же волю Творца всех: покажем благое и взыщем мирное.
    Искренне благодарю деятелей культуры и науки, общественных деятелей за дорогие для меня слова поздравлений. Церковь благословляет ваши труды, прославляющие разум человеческий как отображение Божественного разума. Мы верим в благотворное влияние сотрудничества людей культуры, науки, общественной мысли и религии на успешное развитие всего нашего советского общества.
    Примите, дорогие участники настоящего приема, выступившие с добрыми словами поздравлений и пожеланий, мою самую сердечную благодарность и выражения моего глубокого к вам уважения.
    В заключение хочу обратить ваше внимание на то знаменательное обстоятельство, что мы собрались ныне в стенах древнейшей московской обители - Даниловом монастыре, основанном в конце XIII века первым удельным Московским князем Даниилом Александровичем, начавшим процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
    Князь Даниил, как младший сын великого князя Александра Невского, получил на княжение наименьший удел. К концу же его короткой жизни Московское княжество увеличилось в несколько раз, причем такое приращение было получено не мечом, но провиденциально мирным путем.
    Спустя непродолжительное время Митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес Первосвятительский престол Русской Церкви в Москву. Так было суждено Москве стать духовным центром Древней Руси, окормлявшим все христианские племена и народы, обитавшие в тех же границах, которые составляют нынешнюю европейскую часть нашей страны. Мы свидетельствуем тем самым, что объединение народов вокруг Москвы имело в себе мирную и духовную основу. Вот о чем говорят нам камни Данилова монастыря.
    Будем же, братия и соотечественники, строить наш дом так, чтобы не разрушать оснований, заложенных нашими отцами.
    Еще и еще раз сердечно благодарю всех присутствующих за участие в этом братском приеме и призываю на всю богохранимую Русскую Православную Церковь и на весь народ нашего возлюбленного Отечества Божие благословение.
    "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Рим. 1, 7). Аминь.
    Позвольте мне предложить тост за всех присутствующих и пожелать вам доброго здоровья, успеха в полезных трудах и многая лета!


ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, №9-1990, стр.22...24