Слово Патриаршего Местоблюстителя ФИЛАРЕТА, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины, перед молебном на открытии Поместного Собора.


Слово Патриаршего Местоблюстителя ФИЛАРЕТА,
Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины,
перед молебном на открытии Поместного Собора.


    Возлюбленные архипастыри, пастыри и все члены Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви!
    "Днесь благодать Святаго Духа нас собра" в Лавре Живоначальной Троицы, в обители Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чтобы в этой школе святого послушания и христианского смирения совершил свои деяния наш Поместный Собор.
    Завершился жизненный путь блаженнопочившего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, окормлявшего нашу Церковь на протяжении двадцати лет. Под его водительством вписаны в историю нашей Церкви многие памятные события, связанные с благодатным процессом развития нашей церковной жизни, с нашим деятельным участием в жизни Православной Полноты и в поиске путей воссоздания вероисповедного единства ныне разделенного христианства, с усилиями по возрождению духовно-нравственных сил нашего общества. Вечная и благодарная ему память!
    В этот час всем нам надлежит совершить соборную молитву о том, чтобы Дух Святой просветил наши умы и сердца для избрания из нашей среды Патриарха Московского и всея Руси.
    Главное, о чем мы сегодня молимся, - это о нашем единстве. У нас есть прочная основа - наша святая православная вера, веками выработанный строй церковной жизни с его богатейшими литургическими и каноническими традициями, с исключительным по духовному богатству опытом пастырства и аскетики. Хранить и умножать эту сокровищницу - наш прямой долг. "Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Откр. 3, 11).
    Тысячелетняя история Русской Церкви, двухтысячелетний опыт Вселенского Православия с очевидностью свидетельствуют, что уклонение от чистоты веры и от полноты Предания приводит лишь к смутам и расколам, раздирающим нешвенный хитон Христов. Да вразумит Господь всех тех, кто ищет славы человеческой, а не славы Божией - своего земного благополучия, а не жертвенного служения Церкви Христовой.
    Мы молимся сегодня о единодушии членов нашего Собора. Только тогда, когда мы все уподобимся апостольской общине в единомыслии и единоправии, наши действия будет осенять благодать Святого Духа, исправляющая погрешности и врачующая немощи.
    Будем помнить мудрые слова Гамалиила о том, что дело, совершаемое силой Божией, невозможно разрушить, а по человеческим желаниям предпринимаемое - разрушится само собой (Деян. 5, 38).
    Приспело время явить свидетельство соборного служения и в нем познать волю Божию о имени Предстоятеля Церкви Русской.
    "Господи, Сердцеведец всех" (Деян. 1, 24), действием Духа Святого укажи нам того, кого Ты избираешь принять жребий Патриаршего служения!
    

Доклад Патриаршего Местоблюстителя ФИЛАРЕТА,
Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины
на Поместном соборе 1990 года.

    
    Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, братья и сестры - "члены Поместного Собора!
    Перед нашим Освященным Поместным Собором стоит ныне историческая задача - избрание на Московский Первосвятительский престол нового Предстоятеля Русской Православной Церкви - преемника в Бозе почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
    Экстренный характер созыва настоящего Поместного Собора для избрания нового Патриарха продиктован единственной целью, каковой является благо Церкви. Глубокая озабоченность судьбами нашей Поместной Церкви, переживающей ныне один из динамичных и ответственных периодов в своей истории, побуждает нас к скорейшему решению вопроса о Патриаршестве, без которого не могут получить авторитетного и бесспорного решения многие важные вопросы церковной жизни.
    Необходимость скорейшего вступления нового Патриарха в управление Русской Православной Церковью определяется тем, что наша Церковь входит в новый, имеющий важное церковно-историческое значение период радикально меняющихся церковно-государственных отношений; тем, что Церковь активно вовлечена в процесс культурного и нравственного возрождения нашего общества; тем, что в провозглашаемых Церковью ценностях общество обретает надежду на успешное разрешение духовных, моральных и социальных проблем и видит в Церкви необходимую для Отечества созидательную силу; тем, что осознается настоятельная необходимость возрождения традиционных форм епархиальной, церковноприходской и монашеской жизни; наконец, тем, что напряжена обстановка, и признается в качестве одной из самых насущных и жизненно важных задач скорейшее преодоление тенденций, ведущих к деструктивным процессам и несущих угрозу единству и целостности нашей Поместной Церкви. В наши дни ход событий движется с невероятной быстротой, ритм жизни становится почти неудержимым, предпринимаемые действия приобретают характер часто стихийный, безрассудный... Ждать, выжидать - губительно. Пусть новый Предстоятель вступит на Патриарший престол, чтобы объединить силы Церкви на основе вековой верности многих народов нашей страны истине святого Православия, чтобы вдохновить наших соотечественников - людей честных, искренних, благородных, мыслящих - на служение возрождению нашей великой Родины в сознании нашей общей ответственности за ее грядущие судьбы.
    Я надеюсь, что выражу общее настроение участников настоящего Поместного Собора, обратившись к личности в Бозе почившего Святейшего Патриарха Пимена, руководствуясь нашим христианским и просто человеческим долгом отдать достойную дань почитания его высокому первосвятительскому служению.
    В лице почившего Предстоятеля Церковь имела пастыря и молитвенника, горячо любившего свой народ, сознававшего свою высокую ответственность за его судьбу, встретившего с христианским энтузиазмом начало духовного возрождения нашего великого многонационального Отечества.
    С первых шагов своего Местоблюстительства Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен успешно продолжил курс путевождения Русской Православной Церкви, осуществлявшийся до него блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием. Поместный Собор 1971 года, избравший Митрополита Пимена Патриархом Московским и всея Руси, наметил программу дальнейшей деятельности Русской Православной Церкви, ее внутренней жизни, развития братских отношений с Поместными Православными Церквами и инославными исповеданиями, ее миротворческого служения. С миссией укрепления доброго христианского сотрудничества, провозглашения мира Христова Святейший Патриарх посетил многие Церкви и страны Европы, Азии и Африки, совершил паломничества в Святую Землю и на Святую Гору Афон. Высокую оценку у миролюбивых сил получили успешно осуществленные по инициативе Святейшего Патриарха в 1977 и 1982 годах в Москве всемирные конференции религиозных деятелей, выступивших за справедливые международные отношения и за сохранение священного дара жизни. С итоговыми документами Московской конференции 1982 года Святейший Патриарх Пимен выступил с трибуны ООН на Второй Специальной сессии ООН по разоружению. Это было первое в истории посещение Американского континента Патриархом Русской Церкви, которое позволило Его Святейшеству войти непосредственно в молитвенное общение с чадами нашей Церкви в Соединенных Штатах Америки.
    В 1980 году Русская Православная Церковь по благословению Святейшего Патриарха Пимена и под его руководством начала подготовку к своему великому юбилею - 1000-летию Крещения Руси. Накануне начала самого празднования состоялась историческая встреча в Кремле Святейшего Патриарха Пимена и членов Священного Синода Русской Православной Церкви с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Слова руководителя государства: "У нас общая история, одно Отечество и одно будущее"- стали символом качественно новых церковно-государственных отношений. Празднование 1000-летия Крещения Руси громким эхом отозвалось во всем христианском мире. Но самым главным его следствием явилось благотворное влияние на процесс духовного обновления нашего общества. Церковь, до этого времени почти забытая, для многих вообще неизвестная и чуждая, приобрела в глазах народа исключительно высокое нравственное, культурное и историческое значение.
    Общецерковные торжества, посвященные празднованию 1000-летия Крещения Руси и в 1989 году - 400-летия учреждения Московского Патриаршества, были последними и самыми значительными событиями в первосвятительском служении приснопамятного Патриарха Пимена.
    Возлюбленные члены Поместного Собора!
    В Определениях Архиерейского Собора минувшего года содержится особое постановление о совершении на ближайшем Соборе Русской Православной Церкви канонизации приснопамятного протоиерея Иоанна Сергиева, которого народная молва с любовью наименовала отцом Иоанном Кронштадтским.
    Богу, дивному во святых Своих, угодно, чтобы общецерковное прославление отца Иоанна Кронштадтского было совершено на этом Поместном Соборе.
    Имя отца Иоанна Кронштадтского, прославленное всей Россией еще при его жизни, давно окружено любовью и благоговейным народным почитанием. "Кронштадтский пастырь", "дорогой батюшка", "Всероссийский пастырь" вошел в народное сознание как ревностный, благостный и любвеобильный пастырь, великий молитвенник, скорый заступник и врач в многоразличных скорбях и болезнях. Своей строгой подвижнической жизнью он стяжал благодатный дар молитвы и чудотворений. Имя и дела его стали близкими православному верующему народу. В общецерковном сознании, в истории русской святости отец Иоанн Кронштадтский воспринимается как явление в высшей степени исключительное, как выразитель православной духовности, как инициатор широкой церковной благотворительности, как молитвенник и предстатель перед Престолом Божиим за весь мир, за Церковь и за Русь.
    Несомненно, Деяние нашего Священного Поместного Собора о канонизации отца Иоанна Кронштадтского, которое уже давно ждет наш православный народ, найдет горячий отклик, самое живое одобрение и вдохновит на славословие в Троице поклоняемого Бога Отца, Сына и Святого Духа.
    В эти дни исполняется два года со времени проведения Поместного Собора 1988 года, одним из важных Деяний которого было принятие Устава об управлении Русской Православной Церкви. В течение двух лет наша Церковь последовательно вводит его в свою жизнь.
    С самого начала своего бытия, будучи неразрывно связанной со своим народом, Русская Православная Церковь в течение целого тысячелетия вносит в его жизнь высшее, одухотворяющее, Божественное начало. Духовно-нравственное просвещение и культурное развитие она всегда считала составной частью своего служения, своим священным долгом. Мы сознаем, что нравственное делание присуще всем христианским Церквам и религиозным объединениям, с которыми Русская Православная Церковь по-братски сотрудничает в развитии национальных культур, в объединении всех народов нашего многонационального Отечества.
    Имевшая до последнего времени место некая ущемленность в правовом положении Русской Православной Церкви, так же как и других религиозных организаций, не позволяла ей во всей полноте проявлять свою созидательную духовно-нравственную силу. Евангельское просвещение и социальное служение, милосердие и благотворительность остаются по существу нетронутой целиной. Введение в действие нового Устава об управлении Русской Православной Церкви благоприятствует переменам в жизни епархий и приходов.
    Повсюду в стране проходит процесс обновления обветшавших форм церковно-государственных отношений. Это выражается прежде всего в передаче Церкви недействовавших храмов и церковных зданий для нужд церковных общин, Духовных школ и монастырей. Возросло благотворное влияние Церкви на общественное самосознание. Начинается открытие первых воскресных школ для катихизации народа. В целях подготовки пастырей Церкви были открыты Киевская, Минская и Тобольская Духовные Семинарии, а также десять Духовных училищ. Народ получил более широкий доступ к Священному Писанию и к религиозно-нравственной литературе.
    Два года, прошедшие после Поместного Собора 1988 года, потребовали от епископата, духовенства и всего верующего народа чрезвычайного напряжения творческих сил, направленных на огромную созидательную работу по восстановлению нередко из руин храмов и монастырей по всему необъятному лицу нашей земли.
    В судьбах Отечества совершился грандиозный культурно-исторический перелом. Русская Православная Церковь не осталась в стороне от совершающихся преобразований. Самим ходом исторического развития она была вовлечена в процесс нравственного и духовного обновления всех сторон современной действительности, отдавая свои силы культурному и духовному возрождению общества.
    Объективно оценивая все положительные перемены, происшедшие в жизни нашей Церкви, и видя в них проявление всеблагого и спасительного Божественного Промысла о Святой Церкви, мы в смиренном сознании своего недостоинства приносим усердное благодарение прежде всего Подателю всех благ Богу и просим Его пролить Свою милость на нашу Церковь и на Отечество наше. Ибо, пожалуй, нет ни одной области церковной жизни, в которой Русская Православная Церковь не встречалась бы с многочисленными трудностями и нерешенными вопросами.
    Принимая во внимание, что на Архиерейском Соборе в октябре 1989 года в основных докладах получил освещение широкий диапазон церковных проблем, настоящий Поместный Собор должен принять по определениям двух последних Архиерейских Соборов соответствующие постановления и наметить пути для решения насущных проблем Церкви.
    Самого серьезного рассмотрения требует весьма непростая обстановка, сложившаяся в западных областях Украины в связи с обострением межконфессиональной напряженности и вражды между православными и католиками восточного обряда. Одной из главных причин обостренной обстановки является вмешательство нецерковных сил в церковные дела.
    Ситуация в этом регионе вызывает нашу особую озабоченность и тревогу.
    Не отрицая права католиков восточного обряда на открытое и легальное исповедание своей веры, мы стремились путем переговоров решить все возникшие между нами проблемы. По согласованию со Святейшим престолом в начале этого года была образована четырехсторонняя комиссия из представителей Московского Патриархата, Римско-Като-лической Церкви, Украинской Православной Церкви и католиков восточного обряда.
    Успешно начавшиеся переговоры были, однако, прерваны односторонними действиями униатов, заявивших о своем нежелании вести их и о непризнании решений, уже выработанных этой комиссией. Сразу же после этого усилились агрессивные действия униатских группировок по захвату православных храмов, насилия, чинимые ими над клириками и мирянами, отстаивающими свои законные права и остающимися верными Святому Православию.
    Мы отвергаем обвинения, возводимые на Русскую Православную Церковь, на ее прошлое и настоящее, на ее архипастырей и пастырей униатами и поддерживающими их некоторыми средствами массовой информации как внутри страны, так и за рубежом. Мы выражаем недоумение и горечь от еще более обостряющих обстановку неконституционных действий местных властей Западной Украины, дискриминирующих граждан православного вероисповедания, посягающих на законные права Православной Церкви. Мы отмечаем, что в различных органах печати и многих публичных выступлениях продолжают даваться односторонние и несправедливые оценки значения и последствий Львовского Собора 1946 года.
    Нельзя отрицать того, что в результате Львовского Собора миллионы греко-католиков воссоединились с Православной Церковью. Это явилось органическим естественным актом в многовековой борьбе за возвращение к вере своих предков, за национальное возрождение, за религиозное единство украинского народа.
    Не отрицая существования атмосферы насилия сталинского периода по отношению к греко-като-ликам, в то же время мы считаем недопустимым возвращение к этим же методам в настоящее время в отношении к православным, в частности заявления некоторых местных органов власти в Западной Украине, касающиеся отмены решений Львовского Собора их светской властью.
    Апологеты униатства выдают унию за национальное украинское движение. На деле же она была всегда и остается ныне орудием расторжения духовного единства украинского народа, орудием отторжения Галиции не только от Москвы, но и от Киева. Мы обращаемся ко всем, кому дорого украинское национальное возрождение, осознать всю серьезность угрозы целостности украинской нации, которую несет с собой уния.
    Церковный мир на Украине нарушен также действиями украинских раскольников-автокефалистов.
    Русская Православная Церковь, издревле объединяющая верующих многих национальностей, населяющих нашу страну и за ее пределами, в том числе и принадлежащих к единокровным русскому, украинскому и белорусскому народам, благословляет движение, направленное на национальное духовное возрождение каждого народа и развитие национальных культур, но она решительно отвергает шовинизм, сепаратизм, национальную рознь. Чаяния православных украинцев церковной самостоятельности Украины нашли осуществление в образовании Украинской Православной Церкви, обладающей широкой автономией. Не закрыт путь и к дальнейшему расширению ее самостоятельности. Но в Церкви все должно совершаться в духе любви и мира, в духе взаимопонимания, в духе церковной законности, на основании верности канонам. Действия же церковных сепаратистов, справедливо осужденные Священным Синодом и Архиерейским Собором, состоявшимся в январе 1990 года, являются откровенным глумлением над канонами, грубым попранием самих основ церковного строя. По существу, так называемые автокефалисты - это новый вариант "самосвятов" на Украине.
    Схизматические акции, учиненные самочинными автокефалистами, подпадают под осуждение 15 и 31 апостольских правил, 14 и 15 правил Двукратного Собора, 12 и 13 правил IV Вселенского Собора.
    Благоприятные изменения в жизни нашей страны, которые происходят в последние годы, создание правовых условий для осуществления Русской Православной Церковью ее богозаповеданной миссии, благожелательное отношение к Церкви со стороны самых широких кругов общественности, связывающих с ней надежду на духовное возрождение Отечества, открывают путь к уврачеванию церковных разделений в среде православной русской эмиграции, у которых, казалось, не было иных причин, кроме политических, утративших ныне прежнюю актуальность и остроту. Появилась надежда на преодоление карловацкого раскола. Но надежда эта, к великому сожалению, оказалась подорванной решением, авторы которого назвали себя Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви.
    Действия наших соотечественников за рубежом, находящихся в расколе с Матерью-Церковью, направлены на то, чтобы сеять раздор и смуту среди православной паствы нашей страны.
    Русскую Православную Церковь, выжившую в трудных исторических условиях силой Святого Духа, снова пытаются искусить расколом. Хотя зарубежный раскол, именуемый карловацким, отличается и от обновленческого, и от других расколов, бывших на территории нашей страны в послереволюционный период, для Церкви всякий раскол является грехом, направленным на раздирание хитона Христова. Поэтому документы, принятые епископами Русской Зарубежной Церкви, заслуживают осуждения.
    Православные христиане, входящие в Зарубежную Русскую Церковь, кому дорого духовное обновление нашего общего с ними многострадального Отечества, должны осознать, сколь далеки честолюбивые замыслы и незаконные притязания иерархии их Церкви от подлинных нужд Русской Православной Церкви и Отечества. Православные христиане должны являть нашему народу, обращающемуся снова ко Христу, пример единомыслия и братолюбия, а не соблазнять его разделениями и враждой.
    Мы должны удерживать нашу паству от производящих в Церкви смущения и расколы, напоминая учение святого Василия Великого, что грех разделения не смывается даже мученической кровью.
    Тревогу вызывают наблюдающиеся в разных епархиях случаи нарушения церковной дисциплины со стороны мирян и духовенства, случаи неповиновения клириков Священноначалию. Отдельные церковные, а чаще околоцерковные "деятели" выступают от лица Церкви с заявлениями, на которые они никем не бывают уполномочены, и тем сеют рознь в народе Божием. Для преодоления этих нездоровых явлений Священноначалие Русской Православной Церкви, на которое возложена Богом ответственность за церковный мир и благочиние, по долгу своего служения обязано, руководствуясь церковными канонами, охранять паству от сеющих соблазны и смуту.
    Возлюбленные братья и сестры!
    Как вы знаете, вчера в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор. Согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви Собор, обсудив предложенные и принятые нами повестку дня, программу, рабочие органы Поместного Собора, разработал также процедуру избрания Патриарха Московского и всея Руси.
    От имени Архиерейского Собора я вношу для обсуждения и принятия следующую процедуру избрания Предстоятеля на вдовствующий Московский Патриарший престол:
1.    Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список из трех кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором, для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.
2.    Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь при этом гл. IV, § 17, а-е Устава об управлении Русской Православной Церкви.
3.    Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование. В бюллетень для голосования вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранным кандидатом является набравший более 50% голосов.
4.    Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.
5.    Избранным Патриархом считается архиерей, набравший при голосовании более 50% голосов.
6.    Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
    Главным критерием, которым должны руководствоваться при избрании Патриарха члены Собора, является соответствие кандидата на Московский Патриарший престол высокому первосвятительскому достоинству, иными словами, основным критерием при избрании Патриарха должно быть благо Церкви.
    Все личные подходы в этот чрезвычайно ответственный момент следует отбросить в сторону, думая о том, что является делом Божиим (Мф. 16, 23).
    Нам, Преосвященным архиереям и всему Освященному Поместному Собору, надлежит общим соборным разумом осуществить избрание нового Предстоятеля нашей Поместной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Своим голосованием вы вовлекаетесь в самое средоточие текущего исторического момента и несете всю полноту ответственности перед Богом и Его Святой Церковью. В лице кандидата на Московский Патриарший престол вы должны избрать достойного, преданного Святой Церкви пастыря, провозвестника вечной Евангельской истины и носителя высокого дара спасительной Божией благодати, которая способна принести мир и благоденствие нашей Церкви и нашему Отечеству.
    В сознании ответственности за судьбы Церкви, в смиренном уповании на всеблагой Божественный Промысл приступаем мы к осуществлению намеченной программы Собора. Господь же по великой милости Своей да исполнит нас духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом страха Божия и чистоты и да соделает нас способными постичь Его волю о Церкви нашей - благую, угодную и совершенную (Рим. 12, 2).


ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, №9-1990, стр.12...19