ПОУЧЕНИЯ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ВАДКОВСКОГО), САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО (+1912Г.) В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПАСХЕ К ОКАНЧИВАЮЩИМ КУРС УЧЕНИЯ СТУДЕНТАМ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ.

За настоящей литургией мы выслушали, возлюбленные мои братие, в евангельском чтении часть первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Это была одна из торжественнейших минут в истории человечества. Господь готовился восприять крест и испить искупительную чашу страданий за грехи людские, Он отходил ко Отцу, оставляя в мире Своих апостолов для продолжения Своего дела, для устроения Царства Божия на земле. Пред Божественным взором Спасителя предносилась, конечно, в эту минуту во всей своей ясности не только ближайшая история жизни и деятельности апостолов, но и вся история постепенного возрастания и утверждения на земле Царства Божия в ее продолжении и окончании. Он созерцал все величие совершаемого Им дела, которым прославлялось имя Отца и Его собственное имя на земле, но вместе с тем Он видел и все те величайшие трудности, с которыми должны были встретиться в своей деятельности ученики Его при исполнении Его Божественных предначертаний. Он отходил ко Отцу, но их не хотел оставить сирыми и беспомощными, Его сердце было с ними, Его нежная заботливость сосредоточивалась на них, они же служили и предметом Его горячей молитвы к Богу Отцу. Отче святый, молился Господь, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11).

Итак, вот чего хотел для Своих учеников Господь и о чем молился Отцу Своему, оставляя их одних в мире, как агнцев среди волков! Он хотел им Божественного единства, единства веры, единства стремлений и надежды, единства любви и упования, единства в силе и горячности убеждений, единства в направлении деятельности при насаждении среди людей тех начал правды, мира и радости о Дусе Святе, которые составляют истинную основу и содержание Царства Божия. Братие мои! И для нас настоящее наше молитвенное собрание есть прощальное. Большинство из нас, если благословит Бог, снова сойдемся здесь для молитвы и назидания, но с некоторыми участниками нашей молитвы все мы молимся здесь вместе быть может в последний раз в нашей жизни. К ним то и обращается наша мысль и чувство, ими занято наше сердце и об них износится наша усердная и горячая молитва к Богу. Господи! соблюди их, отходящих от нас, во имя Твое, да будут они со всеми нами всегда одно!.. Братие! И на всех нас лежит печать и призвание апостольства. Все мы готовились и готовимся под сению нашего апостольского храма к тому, чтобы стать и быть «светом мира», «солию земли». Для вас, закончивших здесь свое церковное и богословское образование, настал теперь час выступления на подвиг апостольства! Знаменательный и великий час в вашей жизни! Говорю знаменательный, потому что вы исходите на поприще вашей деятельности при особых, можно сказать, исключительных обстоятельствах.

Мы переживаем один из важнейших моментов нашей истории. Народное самосознание развертывается постоянно все шире и шире, религиозные потребности и запросы ростут и крепнут более и более, православная вера наша для народов запада начинает светить ярче и ярче и мы призываемся Богом и историей возвестить мир и спасение людям, «седящим во тьме», и пронести по вселенной те начала истины, любви и свободы, которыя составляют сущность и жизнь православия. Помыслите же, на какое великое дело призываетесь вы! Как же не молиться нам теперь о том, чтобы всем нам в этом высоком и истинном нашем предназначении и в наших стремлениях к своей цели иметь всегдашнее единство? Знаменательно и самое время вашего расставанья с школой и исхождения на дело апостольства, время между Вознесением и Пятидесятницей. Апостолы, по заповеди Господней, должны были пребывать в дни сии в Иерусалиме, пока не облекутся силою свыше, после чего они должны были сделаться свидетелями и провозвестниками Господа в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли. Не усматриваете ли вы и в этом особенное знамение Божественного о вас промышления, призывающого именно вас на дело пастырства в столь важный в нашей истории момент всестороннего раскрытия религиозного и национального нашего самосознания? Не призывает ли именно вас Господь быть свидетелями Его и ревностными провозвестниками Его имени даже до края земли?.. Верую, что такова есть воля Божия о вас! Да даст же Господь духу вашему то единство Божественное, которого Он испрашивал для истинных учеников Своих! Теперь при нашей прощальной молитве помолимся усердно, чтобы всем нам дал Бог усердие единым сердцем и едиными устами славить и воспевать всесвятое и великолепое имя Его всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сказанное в академической церкви 5 июня 1888 года.