ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР "ЛЕСТВИЦА" ПРИ СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В г. ВЫБОРГЕ.


ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР "ЛЕСТВИЦА"
ПРИ СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В г. ВЫБОРГЕ.


I. Как все начиналось.

    Однажды, с приближением Рождества Христова, лики святых на иконах в Свято-Ильинском храме стали свидетелями необычных для православного храма приготовлений. Это начались репетиции первого детского представления, которое должно было стать основой православной "елки" - праздника для детей, который каждый из нас, конечно, помнит как один из светлых событий детства. Но этому представлению суждено было стать не только ярким эпизодом чьего-то детства - оно стало началом истории детского православного театра "Лествица". Этот спектакль был центральной частью большого детского праздника, который начинался хороводами на церковном дворе у высокой елки, дружным приглашением Деда Мороза со Снегурочкой и разными играми, продолжался спектаклем и, затем, чтением детьми стихов на тему Рождества Христова и получением сладких подарков. За неимением другого помещения, представление проводилось прямо в храме. Хотя спектакль больше носил характер и имел уровень самодеятельности, начало доброй традиции было положено. С каждым годом число повторов таких праздников увеличивалось, поскольку рос спрос на приглашения, выдаваемые в церковной лавке. Со временем эта традиция дополнилась поездками Деда Мороза с группой сопровождающих к маленьким детям прихожан, где он рассказывал, а чаще выслушивал от детей то, что они знали про Рождество Христово, пел со своими спутниками и детьми праздничные песни.

II. Первое вертепное представление.

    В 2003 году подготовку праздничного рождественского представления возглавила руководитель Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" Е.С. Любицкая. В 2003-2005 гг. это была театрализованная постановка "Смерть царя Ирода" в забытом театральном жанре - жанре кукольного вертепа. Традиция вертепных представлений восходит к средневековью, когда простыми и, казалось бы, наивными методами содержание Священного писания доносилось до народа. Вертеп представляет собой некий ящик, за открытыми створками которого находится маленький кукольный театр. Действо, происходящее в вертепе, сопровождается пением и речитативами артистов, а также негромким фоновым звучанием народных инструментов в отдельные моменты представления.
Первое вертепное представление     Вертеп, используемый в представлении в Свято-Ильинском храме, был изготовлен в Выборге и расписан иконописцами в соответствии с религиозными и историческими традициями. Прекрасно сработанные куклы и костюмы певцов, замечательные аранжировочные решения были наполнены русским национальным колоритом. Музыкальный и текстовый материал "Смерти царя Ирода" привезли из этнографической экспедиции студенты Санкт-Петербургской консерватории, а силами Центра русского фольклора этот материал был обработан и переложен для домры и балалайки. В постановке повествуется о Рождестве Христовом, явлении Ангелов пастухам, поклонении волхвов, избиении царем Иродом Вифлеемских младенцев и его смерти.
    Новый спектакль изначально был подготовлен и сыгран юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск". Это сотрудничество храма и творческого коллектива было достаточно продуктивным и позволило приобрести новый опыт и вывести представления на новый уровень. Интересно, что с каждым годом сценарий приходилось дополнять новыми ролями, поскольку друзья детей - участников театра просились поучаствовать в представлениях. Таким образом, театр стал средством миссии среди невоцерковленных детей.
Фестиваль вертепных театров в Этнографическом музее    В 2004 году рождественское вертепное представление было с большим успехом показано в Санкт-Петербурге на традиционном Собрании вертепных театров в Российском Этнографическом музее. Спектакль, адресованный, в основном, конечно, детям, был интересен и взрослым - они получили редкое удовольствие знакомства с полузабытым видом традиционного народного театрального действа. А в январе 2005 года участники этого представления подарили праздник детям, проживающим в детском доме при Санкт-Петербургском Успенском подворье Оптиной Пустыни.

III. "Пасхальное чудо".

Пасхальные гуляния для детей    Успех нового дела решено было повторить на Пасху, и с 2003 года в дни Светлой Седмицы в храме стали проводиться аналогичные рождественским детские праздники. Спектакль "Пасхальное чудо" был уже не кукольным, а игровым, и в нем впервые были задействованы маленькие прихожане Свято-Ильинского храма. В основу нового спектакля лег классический сюжет о том, откуда появился обычай на Пасху красить яйца. В результате совместных творческих усилий настоятеля Катание яицхрама протоиерея Игоря Викторовича Аксенова и художественного руководителя "Вереска" Е.С. Любицкой был написан сценарий в стихотворной форме, в котором нашлись роли для многих участников. После спектакля детей на улице ждали батут, аттракционы, веселые народные игры и, конечно, возможность позвонить в колокола. Каждый вечер окрестности оглашались не очень стройным, но, тем не менее, весьма радостным пасхальным колокольным звоном. Наибольший интерес у детей вызвало катание яиц, и даже отец Настоятель не удержался и стал играть вместе с ними. Позднее участники представлений также ездили выступать в поселок "Ленинское" Выборгского района, через два года - в один из детских приютов Санкт-Петербурга.

IV. "Благовестницы Христова Воскресения".

Благовестницы у гроба Господня     В 2005 году было подготовлено театрализованное представление "Благовестницы Христова Воскресения". Центральной темой стала евангельская история о святых женах-мироносицах, первых пришедших ко гробу Спасителя, которую продолжил рассказ из "Пасхального чуда" о красном пасхальном яичке. В новом представлении удачным оказалось решение изображения гроба Господня.
    Была сделана объемная декорация, изображающая пещеру, запечатанную камнем. А самым захватывающим в представлении для детей стал момент, когда при приближении к гробу мироносиц камень отваливался и в ярком свете появлялся Ангел, который указывал на отдельно лежащие пелены и особо свитый сударь Спасителя. Гроб пуст!Отец Настоятель посчитал немаловажным обратить внимание детей на этот чудесный факт и объяснить им в конце представления его значение, подчеркнув, что это неоспоримое свидетельство должно было несомненно убедить видевших сударь в Воскресении Христовом. Ведь никаким другим образом невозможно извлечь из пропитанного клейкими ароматами плата обвитую им голову умершего!
    В 2006 году юные актеры ездили с этим спектаклем в приграничный финский город Иматру по приглашению настоятеля местного православного прихода о. Тимофея. Финским детям был показан новый спектакль "Благовестницы Христова Воскресения", а затем была организована неотъемлемая часть пасхальных торжеств, связанная с катанием яиц, колокольным звоном и играми. Представление в Иматре (Финляндия)О. Игорь постарался заинтересовать юных зрителей, задавая им вопросы и предлагая найти ответы, внимательно посмотрев представление и вспомнив евангельские события, посвященные Воскресению Христову. Хотя не все дети хорошо знали русский язык, но красивые костюмы, необычные красочные декорации, завораживающее музыкальное сопровождение и вдохновенная игра детей восполнили недостаток понимания текста. Представление приняли очень тепло, и каждый раз на пасхальное "Христос Воскресе!" весь зал громко и радостно отвечал - "Воистину Воскресе!".

V. Образование детского православного театра "Лествица".

    Со временем, как и следовало ожидать, невоцерковленных участников представлений постепенно заменяли прихожане храма. Так родился приходской детский православный театр "Лествица". Его художественным руководителем вполне закономерно стала регент храма Н.В. Березина, которая давно активно участвовала в подготовке представлений. Да и куда без профессионального музыканта, если все представления от начала были наполнены пением и музыкальным сопровождением.
    С течением времени в работу по организации этих представлений включалось все большее и большее число прихожан Свято-Ильинского храма. Каждый старался послужить своим даром, талантом: кто-то мастерил куклы, кто-то шил костюмы для юных актеров и кукол. Одни братья мастерили вертеп, делали в нем подсветку, другие его расписывали и рисовали декорации. Оказалось, что почти любое умение, соединенное с желанием участвовать в общем деле, найдет себе применение. Помимо непосредственного участия в представлениях, нужно было решить вопросы звука, подсветки, видеосъемки представления, шумовых эффектов. Даже такие далекие от театрального искусства навыки, как работа на компьютере, оказались весьма необходимыми - нужно было печатать приглашения на детские праздники.
    Большим событием стало открытие в недавно построенном церковном доме театрального зала. Именно с него началось освоение нового здания, которое открывает широкие возможности для служения жителям Выборга. Новый театр оборудован небольшой, но качественной сценой, за которой, как и полагается, находятся гримерные. Для закрытия сцены изготовлены кулисы, имеется также задник для фоновых декораций. Идет оборудование театра профессиональным светом, устроена костюмерная и гардероб для зрителей. Специально для театра закуплены удобные кресла, повешены соответствующие стилю помещения портьеры.

VI. Новое представление.
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ!".

    Неисчерпаемая энергия отца Настоятеля не позволила руководителю и участникам театра остановиться на достигнутом. Он дал решительное благословение начать работу над созданием нового, более церковного и серьезного представления, нежели несколько фольклорно-лубочный спектакль "Смерть царя Ирода". Он сам дал краткий сценарный план, и новый художественный руководитель театра Н.В. Березина с сестрами из прихода, приложив немало усилий, наполнили его стихами и песнями. Представление получилось масштабным и глубоким по содержанию и было названо "Христос рождается - людям рай отверзается!". В нем на понятном для детей языке раскрывается смысл и цель одного из величайших событий человеческой истории - Боговоплощения. Кукольное действие начинается с искушения древним змием прародителей Адама и Евы в райском саду, их грехопадения, лишения светлых одежд и изгнания их из рая с обетованием, что "Семя Жены сотрет главу змия". Во Новое вертепное представление 'Христос рождается - людям рай отверзается!'втором и третьем действии спектакля зрителям представляется история Богоотцов Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой Богородицы и торжественное Введение Ее в храм Иерусалимский. В последующих действиях кукольного представления повествуется об Иосифе Обручнике, пребывании Девы Марии в его доме, Благовещении Ей Архангелом Гавриилом, путешествии Иосифа и Марии в Вифлеем, и, наконец, о Рождестве Христовом в Вифлеемской пещере. Кульминацией спектакля является радостное возвращение Адама и Евы в светлых одеждах в прежде утраченный ими рай. Для художественного руководителя театра Н.В. Березиной, впервые полностью взявшей на себя постановку нового спектакля, это была своего рода проверка, которую она, несомненно, с честью прошла.
    Для этого представления приходской столяр Юрий Токарев смастерил новый трехуровневый вертеп, оборудованный сложной системой подсветки сцен и расписанный яркими праздничными украшениями иконописцем храма Андреем Николаевичем Кириленко. Куклы, костюмы к ним, декорации - все было выполнено силами прихожан. В роли кукловодов выступили прихожане храма Татьяна Березина и Елена Молчанова. Они впервые попробовали себя в этом новом искусстве, и, надо сказать, получилось у них ничуть не хуже, чем у опытных кукловодов из центра "Вереск". Музыкальное сопровождение также подготовлено прихожанами храма: алтарником и звонарем Григорием Николаевичем Уховым и певчим Алексеем Николаевичем Марковым. Они за короткий срок освоили новые для себя инструменты: домру, балалайку, гусли, а также подобрали некоторые новые аранжировки, что сделало спектакль гораздо насыщеннее. Так, всякий раз появление ангелов сопровождала нежная мелодия гуслей, выход воинов царя Ирода озвучивал ритмичный барабанный бой, а все песни, которыми были богаты оба спектакля, исполнялись под мелодичные композиции в исполнении домры, флейты, тамбурина и балалайки в разных сочетаниях. Репетиции начались задолго до Рождества, и после того, как тексты были выучены назубок, можно было совершенствовать мастерство юных актеров в озвучивании ролей.
    Большую помощь в этом оказал заслуженный работник культуры РФ, опытный детский режиссер из Выборгского театра кукол "Святая крепость" Николай Николаевич Устинов, который посетил несколько репетиций и дал юным актерам немало ценных советов.
    В 2007 году в программу рождественских праздников впервые были включены оба вертепных спектакля, при этом приглашения на спектакль выдавались с учетом возраста детей. Самые маленькие зрители от 5 до 11 лет увидели самую первую вертепную постановку "Смерть царя Ирода", а для старших ребят от 8 до 13 лет был показан кукольный спектакль "Христос рождается - людям рай отверзается".
'Благовестницы Христова Воскресения' - впервые на новой сцене.    Поскольку вся внебогослужебная деятельность прихода имеет, в основном, миссионерский характер, то и детские праздники рассматриваются, прежде всего, как средство донести до детей и приходящих с ними родителей тайну домостроительства Божия о спасении мира, начало которому было положено Рождением и Явлением в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Поэтому каждое представление предварялось обстоятельным пояснительным словом о содержании спектакля, об исторических событиях Ветхого или Нового Завета (в зависимости от спектакля), разъясняя осуществление замысла Божия о человеке в определенное время и через конкретных лиц. Отец Настоятель призывал детей внимательно смотреть спектакль, чтобы потом всем вместе поразмышлять о смысле праздника. После просмотра постановки маленькие зрители старались ответить на задаваемые батюшкой вопросы и делились своими впечатлениями.
    Весной 2008 года юные зрители впервые увидели новый детский игровой спектакль "Святой князь Владимир" по сценарию, специально подготовленному для детского театра его художественным руководителем Н.В. Березиной совместно с другими прихожанами под духовным наставничеством отца Настоятеля. Новый спектакль означал выход театра на новый уровень: юные актеры исполняли в нем по две-три роли, для представления были изготовлен комплекс декорациий, которые сменяли друг друга по ходу спектакля. В мастерской при храме был изготовлен реквизит и пошиты красочные костюмы, насколько возможно повторящие предметы той исторической эпохи. При этом костюмы были выполнены так, чтобы их можно было быстро сменять, поскольку актеры выходили на сцену в разных ролях.
К великому празднику Рождества Христова 2009/2010 года детский театр порадовал юных зрителей сразу двумя премьерами. Были поставлены, отрепетированы и неоднократно показаны игровые спектакли Рождественская ночь", для малышей и "Невероятное приключение в Рождественскую ночь", в котором обыгрывается идея путешествия во времени и рассказывается о том, как двое детей из нашего времени чудесным образом перемещаются в древний Израиль - во времена Рождества Христова. Со своим спутником купцом Артабаном, стремясь успеть поклониться новорожденному Христу, ребята попадают в различные ситуации, в которых учатся быть добрыми, милосердными, жертвенными… Премьера этого спектакля пользовалась большим успехом у подростков.
    Кроме двух премьер, святки 2010 года запомнились гастролями в Санкт-Петербурге и Финляндии, куда детский театр выезжал по приглашению православных приходов.
    Театр продолжает развиваться, состав его участников постоянно расширяется, а исполнительское мастерство растет. Хочется надеяться, что это поступательное движение сохранит свой вектор, и театр будет помогать возрастанию все большего числа детей.

Пасхальное представление
"БЛАГОВЕСТНИЦЫ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (видео)."
Пасхальное представление 'БЛАГОВЕСТНИЦЫ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ'.


Рождественское вертепное представление
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ! (видео)"
Вертепное представление 'ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ!''


Исторический спектакль
"КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ДЛЯ РУСИ ВЕРУ ВЫБИРАЛ. (видео)"
Игровой спектакль 'КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ДЛЯ РУСИ ВЕРУ ВЫБИРАЛ'


Пасхальное представление
"ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ. (видео)"
Спектакль 'Пасхальный агнец'