ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА СИЛУАНА (ВЬЮРОВА), КОЛПАШЕВСКОГО И СТРЕЖЕВСКАГО В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ


ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА СИЛУАНА (ВЬЮРОВА), КОЛПАШЕВСКОГО И СТРЕЖЕВСКАГО
В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ.

«Кто больше любит, тот в большей славе будет у Бога»

Сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех, кто с одной стороны всегда находился как бы в тени ближайших учеников Спасителя; а с другой стороны, своей верностью, своей любовью превзошел меру святых апостолов. Мы называем их женами-мироносицами. И удивительно то, что этими людьми, чьи сердца были исполнены наиболее горячей любовью к своему Божественному Учителю, были женщины, которых апостол Павел исполненными Духа Святого устами, называет «немощнейшим сосудом».

И эти, казалось бы, наиболее немощные существа, боязливые, слабые — оказались первыми у Гроба Спасителя, хотя там была стража, хотя вся ненависть иудеев и римлян была направлена против Господа, а значит, и против Его учеников. Ни о чем не думали святые жены, когда, движимые своей безграничной любовью к Господу, устремились, как только появилась первая возможность, ко гробу Того, Кто был им дорог более всего на свете.

Любовь святой апостол Павел именует совокупностью совершенств. И поразительно, парадоксально, что в немощнейших сосудах является духовное совершенство. Но такова наша вера, такова наша жизнь в Боге — она вся парадоксальна. В ней совершаются непостижимые и неожиданные таинства. И таким таинством является таинство любви, которое исполняет духовной силой даже самых немощных, самых слабых. «Сила Моя, — говорит Господь, — в немощи совершается«.

Но не всякая немощь становится вместилищем силы Божией. Бывает такая немощь, которая совершенно противоположна любви. Это немощь страстей греховных, немощь привязанности к земному паче меры, немощь подверженности влиянию духов злобы, немощь неверия, немощь гордыни, немощь самолюбия, немощь самомнения и высокоумия. Все это в глазах мира сего кажется великим, но перед Богом это — немощь и ничтожество человека.

А бывает и другая немощь, та, которая именуется словом Божиим «нищетой духовной» и которую Господь называет блаженной. Те, кто имеет такую нищету, призваны к Царству Небесному. Поэтому, когда человек, — а мы все без исключения с вами немощны, ограничены, слабы, — сознает свою немощь и повергает ее пред Богом с твердым упованием, что Господь может исполнить духовной силой его расслабленное сердце, тогда по вере такого человека и бывает ему. Когда человек, хотя и чувствует свое несовершенство, но это не становится для него поводом к самооправданию, к нерадению, к лености, а, напротив, становится причиной, углубляющей его покаяние, удесятеряющей силу его молитвы, разжигающей его духовную жажду Бога, тогда в такой немощи и совершается сила Божия.

Такой была жена-блудница, которая не видела, чем может оправдаться перед Богом. Но будучи убеждена в том, что достойна всякого осуждения, она тем не менее берет сосуд с миром, идет в тот дом, в котором возлежит со Своими учениками Господь, и в молчании уст возливает на Его главу и тело драгоценное миро, отирает своими власами, растворяет благоуханный состав своими слезами и, ничего не говоря, являет тем способом, которым может, свое покаяние, свою веру и свою любовь. Точно так же и все мы, хотя бы и видели свое несовершенство, хотя бы и сознавали множество своих грехов, хотя бы и не видели особого духовного преуспеяния, не должны давать в своем сердце место греховной немощи лености, нерадения, малодушия и неверия. А, напротив, из глубины своей нищеты, от всего сердца взывать к Господу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». И чем глубже будет наша молитва, чем более она будет исполнена духовной жажды и тоски по Богу, тем будет она плодоносней, тем большие чудеса будет она совершать в нашей душе; подобно тому, как совершила эта духовная жажда великое преображение немощнейших сосудов — жен мироносиц, ставших, по мысли Святой Церкви, апостолами для самих апостолов.

Господь почитает великой славой не тех, кто больше молится или больше трудится, а тех, кто больше Его любит. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, в Царствии Божием каждый будет прославлен в меру своей любви. И кто больше любит, тот в большей славе будет у Бога. Пусть же и наша молитва, и наши посты, и наши добрые дела будут исполнены духа любви, и во имя любви к Богу будут они совершаемы, потому что, если не будет любви к Богу, если мы не будем на этом сосредотачивать все свои силы, то все остальное тщетно: и знание, и вера, и нестяжание и даже мученический подвиг, по слову апостола Павла. Аминь.

Томский Богородице-Алексиевский монастырь, 2015г.

    Томский Богородице-Алексиевский монастырь, 2015г.