КРУЖОК РУКОДЕЛИЯ "ДЕВИЧИЙ ТЕРЕМ".

КРУЖОК РУКОДЕЛИЯ "ДЕВИЧИЙ ТЕРЕМ".

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все - от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.

Рукоделие возникло очень давно: известно, что одежда царя Соломона была богато расшита золотыми нитями. Да и намного раньше, во время исходя Израиля из Египта Моисею было дано повеление о том, что завеса, отделяющая Святая Святых, должна была быть украшена искусным шитьем. Здесь, кстати, мы видим пример того, как рукоделием можно служить к прославлению имени Божия.

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

В какой-то момент потребность в таких занятиях для девочек нашего прихода стала очевидной. Так в церковном доме при Свято-Ильинском храме был открыт специальный кружок "Девичий терем", который очень быстро стал самым популярным и посещаемым среди всех детских занятий церковного дома. Курс рукоделия начался с изготовления девочками необходимых для работы вещей: игольницы, коробочки для принадлежностей для вышивания. Иными словами, каждая рукодельница должна сначала подготовить для себя весь необходимый инвентарь. После этого в кружке начались занятия непосредственно по вышиванию, причем основной акцент в обучении делается именно на вышивание гладью, а не крестиком. Этот вид вышивания более трудоемкий, но при этом и более творческий. Руководитель кружка дает образцы рисунков, которые необходимо перевести на ткань, затем подбираются цвета ниток, и только потом можно приступать к вышиванию. Хочется отметить, что все цветовые решения выбираются самими рукодельницами, наставник может лишь подсказать им в выборе ниток.

Одни девочки еще только осваивают азы рукоделия, а другие уже почти самостоятельно занимаются подготовкой работ на конкурсы детского творчества, ежегодно проводимые в Свято-Ильинском храме к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи. Некоторые из них уже становились победителями этих конкурсов.

Занятия, проводимые в кружке, не являются самоцелью. В дальнейшем планируется обучать девочек шитью золотом и бисероплетению с тем, чтобы они могли расшивать облачения и богослужебные предметы: закладки, кресты, покровцы, возду'хи. Кроме того, директор детского православного театра "Лествица" Н.В. Березина надеется, что юные рукодельницы смогут применить обретенный опыт для украшения вышивкой костюмов и кукол для новых представлений.

В любом случае, полученные навыки не раз пригодятся мастерицам, в том числе для украшения храма. Для желающих ознакомиться с программой занятий ее можно скачать в формате Microsoft Word по этой ссылке

Программа кружка по рукоделию «Девичий терем».

Возраст детей 7 - 14 лет, рассчитана на 2 учебных года (70 занятий, 140 часов).

Педагог: Зенченко Татьяна Ивановна

г. Выборг 2011 год

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Разработки занятий помогут привить детям интерес к культуре, истокам народного творчества, научить работать с тканью, нитками, бисером, овладеть основами древнерусского церковного лицевого шитья и расширить знания о различных видах рукоделия.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далёком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным.

Эта программа рассчитана на 2 года обучения (70 занятий). Возраст детей от 7 до 14 лет.

Продолжительность занятия 2 часа.

Целью данной программы является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности и овладевание практическими приёмами церковного лицевого шитья в создании церковных атрибутов.

Задачи:

Обучающие:

- обучить конкретным навыкам в вышивании изделий нитками и бисером;

- углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- сведения о материалах и приспособлениях для вышивания изделий;

- исторические сведения о народной вышивке;

- православные праздники;

- о цветовом сочетании в вышитых изделиях;

- виды ручных швов и технику выполнения;

- технику выполнения двусторонней свободной гладью без настила;

- технику выполнения шва «крест»;

- технику вышивания бисером;

- технику выполнения шва «в раскол» золотом и шёлком;

- технику выполнения шва «вприкреп» без настила золотом и шёлком.

Должны уметь:

- правильно использовать в работе пяльцы, ножницы, иглы, булавки;

- переводить рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;

- выполнять простые ручные швы;

- выполнять вышивку двусторонней гладью без настила по рисунку;

- выполнять вышивку швом «крест» по схеме;

- выполнять вышивку бисером по узору;

- выполнять шов «в раскол»;

- выполнять шов «вприкреп»;

- ориентироваться на качество изделий.

Дидактические и методические материалы.

Для проведения занятий в кабинете необходимо иметь:

- образцы практических работ;

- журналы, книги, фотографии, буклеты.

- инструменты: пяльцы, иголки для вышивания, булавки, нитки «мулине», нитки шёлковые, нитки металлизированные, нитки х/б, напёрстки, нитковдеватели, ножницы, карандаши, копировальную бумагу.

- материалы: ткань хлопчатобумажная, ткань шёлковая, ткань льняная, канва.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 1 – ый год обучения)

п/п
Название разделов и тем
Форма
занятия
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности.
История появления вышивки.
Теоретический урок
2
2
-
2
Простейшие швы. Способы закрепления нитки в начале и в конце работы.
Объяснение, показ, практическая работа.
2
1
1
3
Выполнение простейших швов.
Объяснение, показ, практическая работа.
4
2
2
4
Перевод рисунка на кальку. Способы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа
2
1
1
5
Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.
Практическая работа
2
-
2
6
Вышивание изделия с использованием простейших швов.
Объяснение, показ, практическая работа.
8
2
6
7
Гладь свободная без настила двусторонняя.
Объяснение, показ, практическая работа.
6
2
4
8
Вышивание изделия двусторонней гладью без настила.
Практическая работа
10
2
8
9
Творческая работа «Пасхальный подарок»
Объяснение, показ, практическая работа.
4
2
2
10
Выполнение творческой работы
Практическая работа
16
4
12
11
Знакомство с другими видами рукоделия.
Объяснение, показ, практическая работа.
12
3
9
12
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за учебный год.
2
1
1
 
Итого:
 
70
22
58

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 2 –ой год обучения)

п/п
Название разделов и тем
Форма
занятия
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности.
История древнерусского церковного лицевого шитья.
Теоретический урок
2
2
-
2
Вышивание швом «крест». Техника выполнения.
Объяснение, показ, практическая работа.
4
1
3
3
Знакомство со схемами, просмотр журналов, выбор рисунков.
Теоретический урок
1
1
-
4
Основы построения композиции. Цветосочетание.
Объяснение, показ, практическая работа.
1
-
1
5
Вышивание рисунка швом «крест» по схеме.
Объяснение, показ, практическая работа.
6
2
4
6
Творческая работа «Рождество Христово».
Практическая работа
12
3
9
7
Техника вышивания бисером.
Объяснение, показ, практическая работа.
2
1
1
8
Вышивание бисером по узору.
Объяснение, показ, практическая работа.
4
1
3
9
Творческая работа «Светлая Пасха».
Объяснение, показ, практическая работа.
2
1
1
10
Выполнение творческой работы.
Практическая работа
12
3
9
11
Орнаментальное церковное шитьё золотом и шёлком.
Техника выполнения шва «в раскол».
Объяснение, показ, практическая работа.
4
1
3
12
Лицевое шитьё золотом и шёлком. Техника выполнен шва «вприкреп» без настила.
Объяснение, показ, практическая работа.
4
2
2
13
Вышивание закладки.
Объяснение, показ, практическая работа.
14
4
10
12
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за учебный год.
2
1
1
 
Итого:
 
70
23
57

Учебно-методический комплекс

1. Гурбина Е.А., Гурко М.В., Лёвина С.А. Технология. Элективный курс «Традиции русской народной культуры».- Волгоград: Учитель, 2007

2. Девчонки-мальчишки. Школа ремёсел: журнал для подростков- 2009.

3. Коварская Б.П., Евдокимова Е.Ф. Уроки вышивания.- Кишинёв: Тимпул. 1988.

4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: «Академия развития», 1997

5. Серкова Т.В. Методические пособия по лицевому шитью: теория и практика (Практическое руководство по созданию богослужебных предметов в технике лицевого и орнаментального шитья).- М.: Издательский отдел благотворительного фонда «Покров».- 2003.




    Боголюбивый и любезный Посетитель нашего сайта! Если у Вас появилось желание материально поддержать наши труды и начинания, мы будем Вам весьма благодарны, если Вы найдете для себя возможным перечислить посильную лепту на расчетный счет нашего храма по следующим реквизитам.