ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (ЗИОРОВА), ВАРШАВСКОГО И ПРИВИСЛЕНСКОГО (+1915Г.) В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК — ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ СВ. ТАИН.


ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (ЗИОРОВА), ВАРШАВСКОГО И ПРИВИСЛЕНСКОГО (+1915Г.) В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК — ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ СВ. ТАИН.
 

Итак, подвиг поста, молитвы и покаяния еще раз привел нас, братие, к трапезе Господней; еще раз Царь царствующих и Господь господствующих благоизволил заклатися и датися нам в снедь; еще раз дверь милосердия Божия широко отверзлась пред нами, и Царствие Божие стало не только близ нас, но даже и внутрь нас! Какое безмерное человеколюбие Божие к нам грешным! Приветствуем вас, возлюбленные, с этим небесным даром (Евр. 6, 4) и молим Подателя всех благ, да не будет это уже последним для нас в сей жизни! Куда же теперь направим стопы свои? Из сего чертога и от сей трапезы возможны только два пути: или во двор Анны Каиафы, куда первым из причастников пошел Иуда Искариотский, или же в сад Гефсиманский, куда пошел Христос с прочими учениками: средняго между этими путями не было, нет, и не может быть... Кто же становится на путь Иуды и кто шествует путем Христовым? На путь Иуды становится тот, кто ходит всегда в суете ума своего (Ефес. 4, 7), а не в велениях воли Божией, т. е. кто свою грешную мысль и свое грешное мнение ставит для себя выше заповеди Божией и учения Св. Церкви, — кто служит своим похотем и сластем более, чем Богу (Тит. 3, 3), кому Бог — чрево (Флп. 3, 19), для кого сребренники (1 Тим. 6, 10-11) — все: и цель жизни и высшее благо. Идущий этим путем, по слову Ап. Павла, второе распинает в себе Сына Божия и ругается Ему (Евр. 6, 6). Конец такого пути погибель на веки вечные, — часть Иудина! Путем Гефсиманским, а, следовательно, и Xристовым, идет тот, кто, отвергшись себя, берет крест свой и во всем следует воле не своей, а Божией (Лк. 14, 25-27), — кто, сораспинаясь Ему (Гал. 5, 24) со страстьми и похотьми, всегда преуспевает в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, — кто подвизается добрым подвигом веры, держится вечной жизни, к которой и призван (1 Тим. 6, 11-12), кто, подобно Петру Апостолу, падая и восстает, для кого жизнь — Христос, а смерть — приобретение (Флп. 1, 21). Конец этого пути — венец правды, егоже воздаст Господь в день он, Праведный Судия (2 Тим. 4, 8)! Братие-христиане! Когда Христос Спаситель закончил свою беседу о хлебе животном и некоторые из Его учеников, немогшие вместить в себе слышаннего, отошли от Него, и Он, обратясь к двенадцати, спросил их, не хотят ли и они последовать примеру отошедших, — Симон Петр ответил за всех: Господи, к кому идем? глаголы живота вечного имаши! И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 66-69). Последуем же и мы в сем случае не только слову, но и примеру сего ученика Христова: — предадим и мы, подобно ему, и себя и свое спасение в Его святую и всегда благую волю и рцем вси от всея души и от всего помышления нашего: Господи, к кому идем? глаголы живота вечного имаши! И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 66-69). Аминь. 1895 года. Город Сан-Франциско, Калифорния, США.