СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ЗАВЕРШИНСКОГО В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ЗАВЕРШИНСКОГО В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

«Это от Господа, и дивно в очах паших»

Притчу о злых виноградарях (Мф. 21, 33-42) Господь произнес в храме за несколько дней перед взятием под стражу. Через нее Он обращается к иудейскому народу, взывая к их сердцам в последний раз перед Своим распятием. Можно найти параллели, исторические толкования того, кто такие злые виноградари, хозяин виноградника и его сын, которого тот посылает к виноградарям, чтобы усовестить их. Виноградари, как мы слышим в притче, говорят: «Давайте убьем его и завладеем всем наследством». Что сделает хозяин с такими виноградарями? Господь подводит иудеев к тому, чтобы они поняли и уразумели, каковы будут последствия их поведения, то есть последствия того, что они отвергают Христа. Но сегодня хотелось бы поговорить об этой притче не в историческом контексте, а в эсхатологическом и духовном, полезном и необходимом для каждого из нас.

В заключение притчи Господь приводит слова, взятые из Псалтири: «Камень, которые отвергли строители, соделался главою угла; это — от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117, 22-23; Мф. 21, 42). То, что от Господа, — удивительно для человека. «Камень, который отвергли строители...» Образ дома и строителей должен быть близким и понятным каждому из нас. Дома строили в те времена, строят сейчас, будут строить и впредь. Этот образ дан нам, чтобы мы поняли, что речь идет о доме нашей души и доме нашей собственной жизни, то есть о том самом доме, который каждый из нас созидает лично, смотря на то, как и на каком основании мы его строим. Вспомним увещевание апостола Павла о том, чтобы обращать внимание, кто на каком основании и из какого материала строит (1 Кор. 3, 12-15). А здесь Господь напоминает, что камень, который отвергли строители, этот камень самсделался главою угла, уже не спрашивая строителей.

Это удивительное пророчество, сказанное и записанное много веков до Рождества Христова, текст, который евреи прекрасно знали, цитировали наизусть и толковали. Но при этом они отвергли Христа. Почему? Ответ — во второй части данного пророчества: то, что от Господа, удивительно в наших очах, то есть удивительно для человеческого понимания и осознании. Человек всегда удивляется, когда Господь действует в его жизни. Мы не можем приготовить себя так, чтобы естественным образом принять то, что нам дает Господь. Это противно нашей природе. Почему? Потому что наша природа кардинально изменилась вследствие грехопадения, и мы, к сожалению, более склонны к тому, чтобы отвергнуть Господа из нашей жизни. И Он знает, что в большинстве случаев мы безотчетно отвергаем, а не принимаем Его. Бывают ситуации, когда с нами происходит что-то экстраординарное, и тогда мы принимаем Господа, но это не по нашей воле, это не наше собственное достижение, а это Господь Сам так делает. Поэтому Он и говорит, что строители отвергли камень, отложили, но камень сам встал во главу угла. Этот камень — Христос, и, уже не спрашивая строителей, Он Сам ложится во главу того здания, которое надлежит нам с вами построить в нашей жизни, в нашей душе и, если хотите, в нашем приходе, в нашей Церкви. Этот Камень Сам становится во главу угла, и нашей с вами в этом заслуги нет, потому это дивна, всегда удивительно — то, что Господь совершает с нами.

Где-то в глубине души мы всегда осуждаем злых виноградарей за то, что они одних слуг побили, других убили и готовятся захватить наследство, схватив и убив сына хозяина. Мы удивляемся: как же так? Ведь хозяин — это Господь, и Он посылает Сына, почему же они так поступают? А ведь так всегда происходило и происходит в человеческом роде. Поэтому Христос называет человеческий род неверным и развращенным (Мф. 17, 17). Но при этом Он не отвергается от этого рода, а, напротив, идет на крест за этот род прелюбодейны и, неверный и греховный. За нас, таких строителей, которые отвергают Христа, Он идет на крест! Он Сам становится основанием иной жизни, которую мы призваны созидать в Господе, на том основании, на том камне, который есть Христос.

Конечно, мы всегда будем удивляться тому, что Господь совершает в нашей жизни, и это всегда будет дивно для нас. Потому что человек другими глазами смотрит как на этот мир, так и на свою собственную жизнь. Это продолжается, пока в нас не произойдет изменение, преображение той падшей природы, которая противится Господу, повергая нас в сомнение, неверие, соблазны, искушения и разнообразные согрешения. Пока сама наша природа не трансформируется, все, что делает Господь, будет для нас удивительно, неожиданно и даже странно. Как бы мы себя ни готовили, как бы ни убеждали в том, что «я вроде бы ничего плохого не делаю, молюсь, хожу в Церковь, выполняю правила и каноны, причащаюсь», все равно, когда в жизни человека появляется Господь; это дивно. Это удивительно и повергает нас иногда в ужас, иногда в смущение или даже смятение, но должно приносить радость, должно вдохновлять, возводить нас на новую ступень в нашей жизни. И, как бы мы себя ни готовили, все равно только Сам Господь, сделавшись главою угла дома нашей души, сделает все, что необходимо, если мы строим на том основании, которое есть Христос.