Протоиерей Валерий Захаров.
ПРОПОВЕДЬ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю с принятием Святых и Животворящих Христовых Тайн. Все мы сегодня сподобились причаститься Истинного Тела и Истинной Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Из Священного Писания мы знаем, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). Не меньшим благодеянием является и то, что Господь, став подобным нам во всем, кроме греха, человеком, дарует нам Свое Пречистое Тело и Свою Животворящую Кровь. Господь говорит: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6:56).

Те, кто вчера были за вечерним богослужением во время утрени Великого Четверга, слышали слова канона. Смысл этих слов следующий: "Господь, Создатель вселенной и каждого человека, обнищал до приятия на Себя нашей человеческой плоти и тем самым соединил нас с Собою, принес Себя в жертву за нас как новая Пасха. Он говорит нам: "Вкушайте Тело Мое и утверждайтесь верою". Верою в то, что через пришествие на эту землю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа разрушена преграда, возведенная между человеком и Богом. Верою в то, что через причащение все мы становимся родными нашему Господу.

Первой, кто сподобилась причащения Святых Христовых Тайн, была Пресвятая Богородица. Кто-то может сказать: "Но в Священном Писании ничего не говорится о том, что Дева Мария присутствовала на Тайной Вечере, во время которой Господь совершил первую Евхаристию". Дело в том, что Матерь Божия приняла Господа внутрь Своего чрева и стала первой из людей, кто соединился со Христом Спасителем. Поэтому перед принятием Святых Христовых Тайн и после мы молимся Царице Небесной.

Святые отцы Церкви говорили, что, причащаясь человек становится сотелесным и единокровным Самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Причащаясь, мы становимся богоносцами и христоносцами, причащение ведет нас к спасению и обожению. К обожествлению призывает нас наш Спаситель, обожествления Он жаждет от каждого из нас. Дай Бог, чтобы мы всегда приступали к Святой Христовой Чаше достойно. А в каких случаях бывает недостойное причащение? Когда мы противимся уставам нашей Церкви и Божественным заповедям, когда в сердце своем мы продолжаем сохранять злобу, ненависть, зависть, клевету, - тогда мы принимаем причастие в суд и во осуждение. Именно так причастился Иуда. "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся:", - слышали мы вчера за вечерним богослужением.

Почему Православная Церковь совершает крещение младенцев? Не лучше ли было бы крестить уже во взрослом возрасте? Ведь взрослый человек может сознательно исповедовать свою веру в Бога, сознательно принять Христа. А Церковь совершает крещение младенцев, чтобы не лишить их причащения Святых и Животворящих Христовых Тайн. Мы часто скорбим от того, что наши дети не исповедуют по-настоящему свою веру. А причина в том, что мы редко причащали, а кто-то и никогда не причащал своих детей. От того, что наши дети не сподобились соединения с этой величайшей благодатью, их и поглотил мир.

Мы сами часто лишаем себя причащения Святых Христовых Тайн, и некоторые думают, что поступают оправдано. Нам думается, что мы так много совершили грехов в жизни, что не достойны приступать к этой величайшей святыне. Но, осознавая свою греховность и своё недостоинство, мы должны причащаться, омыв перед этим свои грехи слезами покаяния. Перед тем как совершить Евхаристию Господь совершает омовение ног Своих учеников. В этом величайший урок для нас, урок смирения и христианского отношения к окружающим людям. Но в этом есть и еще один важнейший момент: Христос не случайно совершает это омовение, через него Он указует ученикам на их внутреннее состояние. Поэтому и нам надо обязательно исповедовать свои грехи в Таинстве Исповеди перед тем как приступать к причащению Святых и Животворящих Христовых Тайн. На вопрос "как часто можно причащаться?" преподобный Серафим Саровский отвечал: "Причащайтесь как можно чаще".

Сейчас нет строгих епитимий, а в древности за такой грех как убийство человек отлучался от Святого Причастия на двадцать лет. Это было тягчайшим наказанием. И люди терпели это наказание и стремились к тому, чтобы пусть спустя двадцать лет, но приступить к Святой Чаше, а мы сами отлучаем себя от причастия. И так проходят недели, месяцы, годы, проходит жизнь. Иногда видишь, как подходит к причастию какая-нибудь бабулечка или какой-нибудь дедушка и видно, что пришел он или она, может быть, один раз в год. Да не будет этого с нами. Если собрать все сокровища земли, то этого будет недостаточно, чтобы заплатить за ту милость и любовь, которые даровал нам Господь. Так давайте отвечать Господу нашей ответной любовью. Давайте как можно чаще приступать к причащению Святых Христовых Тайн.

Конечно, ответ на вопрос "как часто причащаться?" весьма индивидуальный. Этот момент нужно обговорить со священником или духовником, у которого вы постоянно исповедуетесь. Иногда бывает так, что духовник сдерживает пылкость того или иного человека. Иногда мы хотим залезть живыми на Небо для того, чтобы оттуда свалиться и больно ушибиться. Поэтому пусть никто не обижается, если вы слышите запрет от священника подходить к Святой Христовой Чаше, но при этом пусть никто не ослабевает в своем стремлении причащаться. Причастившись же, давайте будем хранить Божественную благодать, которую мы принимаем в самих себя. И не будем уподобляться Иуде, который, причастившись, пошел и предал Христа.

Будем просить Господа Бога о том, чтобы Он как можно чаще во время нашей земной жизни сподоблял нас величайшей Своей милости - причащения Святых и Животворящих Христовых Тайн. Особенно будем молить Бога, чтобы Он сподобил нас причаститься, когда мы будем отходить от этой земной жизни в Жизнь Вечную.

И еще об одном важном моменте хотелось бы сказать. Мы часто задаем себе вопрос: "Что есть Царство Божие и когда оно откроется нам?" Царство Божие для нас давно открыто. Этим Царством Божием является Божественная литургия. Поэтому будем как можно чаще бывать на Божественных литургиях. Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), который был одним из ближайших помощников патриарха Алексия I (Симанского), за границей спрашивали с упреком в адрес иерархов Русской Православной Церкви: "Вы говорите, что ваша Церковь жива. Но как же она жива, если в вашей стране не издается ни Священное Писание, ни творения святых отцов, ни жития святых, не прославляются новые святые, запрещена проповедь". А владыка Николай отвечал: "Да, у нас не издается Священное Писание, и проповедь запрещена, но у нас совершается Божественная литургия". Литургия воплощает и восполняет собою всё. Некоторые говорят: "Я очень мало знаю, что такое Православие. Я не знаю, как надо молиться, как надо жить". Ходите на Божественную литургию, внимательно слушайте, и вы станете полноценными православными христианами. Поэтому как можно чаще будем посещать Божественную литургию и причащаться Святых и Животворящих Христовых Тайн. Аминь.


nikolski.kz