СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Слово о православном отношении к богатству и бедности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами слышали евангельское чтение о богатом юноше; слышали, как Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23).

Стало быть, с православной точки зрения, стремиться к богатству — это все равно, что стремиться к тому, чтобы стало труднее войти в Царство Божие.

Очень об этом уместно вспомнить в наши дни, когда богатство стало кумиром для многих людей. Даже и мы, православные христиане, иногда поддаемся этому поветрию и отвлекаемся от служения Богу на служение мамоне. Все нам мало денег и вещей, и стараемся накопить и приобрести побольше. Так вот, сегодняшнее евангельское чтение говорит о том, что мы этим самым затрудняем себе путь в рай.

Почему же богатому «трудно» попасть в рай? Первый ответ, лежащий на поверхности: у богатых в жизни больше соблазнов (поводов и возможностей нагрешить), чем у бедных. Многие бедные живут добропорядочно и скромно не по любви к добродетели и не по причине их внутренней аскетической самодисциплины, а просто потому, что кошелек тощ. А дай им денег вволю — они разгуляются, как многим богатым не снилось... Вообще я бы назвал двух людей, которым, по моему мнению, труднее всего попасть в рай по причине множества искушений и соблазнов, подстерегающих их на жизненном пути. Эти двое людей: красивая женщина и сын миллиардера.

В этой связи обратите внимание на примечательный факт, показывающий, как обезверился и заблудился современный мир. Сейчас едва ли не всякий стремится стать побогаче и покрасивей. Спрашивается: зачем? Чтобы вернее попасть в ад?.. Милые дамы, я вас спрашиваю: зачем вы гримируете себя всеми этими кремами, помадами, красками для ресниц, бровей, ногтей, волос и тому подобным?.. Я бы еще понял, если бы вы этак прихорашивались дома в ожидании мужа, чтоб понравиться ему... Так ведь нет, дома перед мужем ты ходишь растрепанная и в рваном халате — прихорашиваешься для улицы. Зачем?.. А муж твой ходит по этим самым улицам и думает: надо же, все женщины вокруг меня сплошь красавцы — одна моя жена растрепа и неряха! Он ведь не видит, как у себя дома все эти «красавицы» превращаются в таких же растреп... Выходит, тому единственному, кому тебе действительно надо бы понравиться, ибо с ним же тебе жить и, значит, от него в первую очередь зависит твое семейное счастье, — на своего мужа тебе наплевать. А всем остальным мужчинам, до которых тебе и дела-то никакого не должно быть, вот им тебе хочется понравиться. Зачем?.. Куда ты заманиваешь их своей короткой юбкой, обольстительным гримом и соблазнительными нарядами?.. Ходишь вся облитая мысленной похотливой грязью и заманиваешь и их, и себя в ад. Плоды такой легкомысленности у всех перед глазами: крепкой, здоровой семьи в наши дни почти не встретишь. Вместо взаимной супружеской любви в семьях царят взаимные размолвки, недовольство друг другом, претензии, упреки, недоверие, ревность, ссоры...

Появилось модное слово «несовместимость». Как же это мы так все вдруг сделались «несовместимыми»? Что же это в нас такое перестало «совмещаться»?.. Перестали совмещаться в наших душах вера и добродетель! А стали совмещаться безверие и порок! Любить мы стали не Бога и ближних, а каждый себя и свои прихоти, капризы, порочные влечения. Вот из-за этого и сделались «несовместимыми». Двое эгоистов и греховодников никогда не создадут прочную семью — сколько бы они ни перечитали энциклопедий, учебников и справочников по созданию гармоничной семейной жизни...

Однако я отвлекся. Вернемся опять к «богатому юноше». Итак, одна из причин, затрудняющая богатому человеку путь в рай, — липнущие к богатству грехи. Но есть и другая причина. Тот «богатый юноша», о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении, был добродетелен. Помните, когда Спаситель указал ему на соблюдение заповедей, как средство для спасения, он отвечал: «все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19, 20). Стало быть, он хоть и был богатым, но грешником не был, когда хранил заповеди. Но именно про него Христос сказал: «трудно богатому войти в Царство Небесное». Про него — добродетельного. Что же ему-то затрудняло путь в рай? Если не пороки, связанные с богатством, то какая еще причина?..

Эта вторая причина видна не так отчетливо, как первая, но мы и ее, если присмотримся, разглядим. Она заключается в том, что богатый человек часто прилепляется сердцем к своему богатству. Это случилось и с евангельским «богатым юношей». «...юноша отошел с печалью, — сказано в Евангелии, — потому что у него было большое имение» (Мф. 19, 22). От этого и печаль — жалко стало имения! Любовь к имению оказалась выше послушания Богу, Который повелел: «Продай имение и раздай нищим». Трудно оказалось продать и раздать.

Это все касается не только того «богатого юноши», с которым разговаривал Спаситель почти два тысячелетия назад, это касается всех нас. Большинство церковных людей не обладают сегодня «большими имениями», но представьте себе, что кому-то из вас — тебе, Иван, или тебе, Мария — Господь велит расстаться с твоими пожитками. И пожитки-то скудны, а с ними ведь расстаться будет трудно и жалко! Нам часто для Бога и во славу Его не то что «имение» — какую-нибудь сущую мелочь бывает не оторвать от сердца.

Но встает вопрос: зачем же это Господь предложил юноше столь трудноисполнимое требование? Неужели Он захотел онесчастить, обездолить этого бедолагу, лишив его всего имущества? Очевидно, что нет. Если по жизни ведет Господь, так Он никогда не ведет от хорошего к плохому, но всегда от худшего к лучшему — это аксиома веры. Значит, и тут, исполни юноша повеление Господа, ему сделалось бы не хуже, а лучше. Нам это может показаться вовсе странным: как может быть лучше, когда был богатым, и вдруг стал бедным? Иные люди пулю в лоб себе пускают, попадая в подобную ситуацию...

Вот это еще раз подчеркивает, до какой степени мы обезверились и заблудились. Смотрим на все глазами временного своекорыстного интереса. А посмотри-ка на эту же ситуацию из вечности: осложнился ли для тебя путь в рай с потерей твоего «имения»? Или, наоборот, теперь-то только и вздохнул облегченно, ибо гораздо легче стало жить для вечности?..

Почему еще богатому трудно спастись? Кроме грехов, липнущих к богатству, и его собственного сердца, прилипающего к «имению», есть еще третья причина. Она, впрочем, напрямую связана со второй. Эта третья причина заключается в том, что богатому гораздо труднее, чем бедному, служить Богу — его от служения Богу постоянно отвлекает служение своему многочисленному «имению», к которому он прилип сердцем. Кроме Бога ему надо служить еще своему гардеробу — обновлять его, своей квартире — благоукрашать ее, своему автомобилю — поить его дорогим бензином, своей породистой собаке, своему аквариуму, да мало ли еще чему.

Даже и не большое «имение» требует служения. Возьмите знакомую многим ситуацию: приобрел человек в садоводстве земельный участок — стал собственником. И что дальше? А дальше этот горе-собственник начинает верой и правдой служить своей собственности — гробит на этом куске земли свое здоровье, время, силы, деньги... Да становясь собственниками вещей, люди, сами того не замечая, часто превращаются в их рабов — верных и покорных рабов, отдающих на служение своим вещам всю жизнь без остатка. А для этого ли Бог дал тебе жизнь?..

Собственник — очень несвободный человек, причем чем крупнее его собственность, тем менее он свободен. Многие се- годня хотят завести свое дело, иметь свой бизнес. Знали бы эти люди, к каким «головным болям» они стремятся! Богатому не только в Небесное Царство трудно войти, но и на земле обрести и поддерживать в себе душевное равновесие очень трудно. Обрастая вещами, мы одновременно с этим обрастаем всевозможными тревогами, страхами, переживаниями, волнениями и проблемами. Вещей становится все больше, а радости в жизни, покоя в душе — все меньше. Неужели вы не наблюдаете все это вокруг себя и в самих себе?..

В древности люди придумали хитроумный способ побеждать диких животных, которые были физически сильнее их. Этим способом забивали даже огромных, могучих мамонтов. Для этого древние охотники выкапывали большую глубокую яму, сверху эту яму покрывали настилом из тонких стволов и прутьев, а на прутья укладывали слой дерна с зеленеющей травкой. Посреди этой привлекательной лужайки клали кучу сочных стеблей — любимую пищу мамонтов. Мамонт устремлялся к лакомству и проваливался в яму, а уж в яме делай с ним, что хочешь.

Такого рода ловушки расставлены врагом рода человеческого, диаволом, и по наши души. Кого-то он подталкивает к «яме» рюмочкой, кого-то короткой юбочкой, другим внушает любовь к наркотикам... И мы, ротозеи, сплошь да рядом уловляемся на эту диавольскую хитрость и оказываемся в жизненной западне. Богатство — одна из таких «ям», если не возыметь к нему должного православного отношения.

Каково же будет это православное отношение к богатству? Мы рассмотрим его в сравнении с инославными воззрениями на этот вопрос.

Католический мир решил этот вопрос достаточно прямолинейно: раз сказано, что богатство затрудняет путь в рай, так значит надо стремиться к бедности. Такого взгляда на имущественный вопрос придерживались древние католические святые Бенедикт Нурсийский и Бенедикт Анианский. Правда, богословские теории у католиков (и не только у них) не всегда совпадали с жизненной практикой. Но когда и в бенедиктинских монастырях стали накапливаться значительные богатства, это заметили и против этого возвысили голос другие известные католические святые Доминик де Гутцман и Франциск Ассизский — основатели доминиканского и францисканского монашеских орденов. Они еще строже стали обличать стремление к материальным благам и еще более вдохновенно идеализировать бедность. В 1322 году генерал ордена францисканцев Михаил Цезенский провозгласил как истину веры положение о бедности Христа, Который со Своими апостолами если и владел чем-либо, то только usus facti (временно — лат.).

Протестантский мир остановился в данном вопросе на противоположной точке зрения. По мнению протестантов стремиться стать бедным — все равно, что стремиться стать больным. Вообще протестантское воззрение на богатство и материальный достаток вытекает во многом, хоть это и может показаться странным на первый взгляд, из соответственного протестантского богословия. Дело в том, что в писаниях некоторых духовных вождей протестантизма, в частности Кальвина, содержится богословское учение о предопределении. Согласно этому учению, человек уже изначально, с самого рождения, предопределен для вечного блаженства в раю или вечных мук в аду. Встает вопрос: как же каждому конкретному человеку уяснить и определить для себя — я-то для чего предназначен? На этот непростой вопрос протестанты нашли довольно простой ответ: определить можно по успехам в жизни, в том числе и материальным: есть успех — Бог благоволит, попадешь в рай; нет успеха — обречен на ад. Именно отсюда проистекают протестантские предприимчивость и личная инициатива — кому охота в ад? Современные протестанты могут, конечно, не осознавать это отчетливо, но глубинные причины их материального процветания — в их своеобразной религиозности.

Как же смотрит на данный вопрос Православие? С православной точки зрения, богатство само по себе — ни грех, ни добродетель. Ни стремиться к нему не надо, ни бежать от него не надо. Идти к богатству «по чьим-то головам» — это, безусловно, грех, но и отказываться от законного богатства, пускать его по ветру — тоже грех. Получил ты наследство, раздал его направо и налево, не задумываясь, как люди твоими деньгами распорядятся — а люди их пропили да проблудили. И они нагрешили, и на тебе грех — ты ссудил их деньгами на «веселую жизнь». В Евангелии сказано: «Продай и раздай нищим», — но не сказано: «Раздай пьяницам, бездельникам и тунеядцам».

Как же по-православному отнестись к богатству? Отнестись как к дару Божию, вверенному тебе во временное распоряжение, дабы ты распорядился им во славу Божию: кормил нищих и убогих, одевал нагих, содержал храмы Божии, монастыри, странноприимные дома, приюты для престарелых одиноких людей и брошенных детей — одним словом, отдал свои избытки туда, где есть нужда и недостаток. И те богатые люди, которые так мудро и богоугодно своим богатством распорядятся, конечно же, обретут милость в очах Божиих. Да и люди таких богачей полюбят.

Сейчас ведь отчего злятся на богатых «новых русских» и завидуют им? Главным образом оттого, что они жируют, купаются в роскоши, когда рядом люди ищут кусок хлеба на помойках. Помоги им, Бог, этим «новым русским», вернуться к старому русскому воззрению на богатство. Я еще успел застать в живых поколение старых русских людей, своими глазами видевших революцию. Они рассказывали мне, что даже в то время всеобщего озлобления бедных против богатых хорошие, добрые господа бывали укрываемы от лютых комиссаров своими же слугами. Классовый антагонизм, непримиримые противоречия между бедными и богатыми — это сочинение большевиков, становящееся явью только среди богатых и бедных безбожников. Между настоящими православными бедными и такими же православными богатыми людьми никакого антагонизма никогда возникнуть не может, да и не возникало. Вспомните школьную классику: «Капитанская дочка» Пушкина. Есть ли что-нибудь похожее на антагонизм во взаимоотношениях Гринева и его дядьки? Да ведь этот слуга готов жизнь отдать за своего барина, ибо любит его безмерно — какой же тут антагонизм?..

В заключение я хотел бы обратиться ко всем русским людям — и богатым, и бедным. Нас скоро не будет — ни тех, ни других, если мы дождемся очередного социального взрыва. А мы идем к нему семимильными шагами... Жизнь наша сложна и противоречива. Но многие жизненные трудности могли бы быть достаточно быстро из жизни устранены, если бы все мы, и богатые, и бедные, возымели в своих душах православное отношение к своему богатству и к своей бедности: если бы богатые научились по-православному мудро и богоугодно тратить свое богатство на дела милосердия, а бедные перестали бы завидовать богатым, а напротив, возблагодарили бы Бога за то, что у них нет богатства, ибо для них облегчен путь в рай.

Аминь.


    
    www.pravmir.ru