ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА АРСЕНИЯ (ЯКОВЕНКО), СВЯТОГОРСКОГО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ШАНХАЙСКОГО.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вот сегодня, братья и сестры, день мы слушали чтение Святого Евангелия, где перечисляются Заповеди Блаженства. И каждая заповедь блаженства говорит о святителе Иоанне, память которого мы ныне празднуем. Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). Нищета духовная, осознание собственного недостоинства, собственной греховности, собственной никчёмности перед Богом, из которой проистекает кротость и смирение, воистину были у святого угодника Божия.

Нищета духовная связана у него и с нищетою телесной: ничего не имел он, даже ходил босой. Даже во Франции и в других странах, где пребывал, его звали Иоанн Босый, потому что босиком ходил к своей пастве.

Слышим «Блажени кротцыи» (Мф. 5, 5) - и кротость, и смирение было у сего угодника Божия. «Блажен алчущие жаждущих правды» (Мф. 5, 6) - так всю жизнь он был хранителем этой правды и других в ней наставлял. «Блажени милостивее» (Мф. 5, 7) - но как не назвать милостивым святителя Иоанна, когда он сам, находясь в гонении, сам, находясь в эмиграции, нищий, казалось бы, основал дом милосердия, сиротский приют в честь святителя Тихона Задонского в Шанхае, где собирал деток - сирот, брошенных детей, обездоленных детей и наставлял их, и крестил. И впоследствии они всю жизнь были ему благодарными. «Блажени миротворцы» (Мф. 5, 9) - как не назвать сего раба Божия миротворцем, когда он мир в душе своей хранил, и к этому миру и других призывал.

Как, братья и сестры, не назвать его изгнанным правды ради? Изгнанный правды радииз своего Отечества, в которое до самой своей кончины не мог вернуться. Хотя переживал за своё Отечество, молился за него, часто говорил нём в проповедях. Так, что даже американцы недовольны были, говорили: «Он не любит Америку, он любит Россию: всё время о ней только и говорит. У него на всех проповедях только «Русь Святая, Русь Святая». И поистине сбываются в сем угоднике Божием слова: «Радуйтеся и веселиться, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12).

И это благословение Божие, и эта вечная радость, коих сподобился святитель Иоанн, - они почивают в его нетленных мощах, покоящихся ныне в городе Сан-Франциско. Богатство и благодать Божия почивают вместе со святыми мощами в его гробнице и везде, где бы частица его мощей святых ни находилась. И мы имеем счастье иметь частицу его святых мощей — его тела благодатного, которая почивает у нас в святой иконе, что лежит на аналое. И через эту малую частичку святых своих мощей святитель Иоанн присутствует на этом месте своей родины, где он родился, где его детские стопы бегали, где первые азы благочестия он услышал.

Сегодня хочется вспомнить благодатной памяти его благочестивых родителей Бориса и Глафиру, живших в доме, что стоял в этом месте. Старые адамовцы говорили, что паны были очень милостивые. В праздники всегда трапезу накрывали, собирали всех селян, чтобы вместе праздновать, радоваться празднику Божию, поскольку праздники раньше были связаны с церковным календарём.

Как не вспомнить сегодня святителя Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Церкви в эмиграции, который был духовником святителя Иоанна и говорил, что Господь явил нам это чудо во время всеобщей духовной расслабленности.

Святитель Иоанн Шанхайский. Вспомните, братья и сестры, житие. Как говорят: свято место пусто не бывает. На святом месте, несмотря на то, что село небольшое здесь, но стоит сегодня храм и совершается служба, потому что это место намоленное ещё святителем Иоанном в детстве. Ведь и детство само было благочестивое у святителя Иоанна. Ведь недаром вспоминают о нём, что все стены в его доме были завешены иконами, которые он приобретал — приобретал по любви к угодникам Божиим, по любви к святыне. Эта любовь к Богу, она потом выразилась и в любви к людям.

Есть такое выражение святых отцов: «Любящий Бога любит и Его творения». А человек - венец творения Божьего. Поэтому естественно, что любовь, которая воспитывалась с детства по отношению к Богу, по отношению к святыне, которую он культивировал, преумножая её, Господь дополнил таким благодатным нравом и даровал большую к людям любовь. Это здесь он, в этом доме, прибегая из монастыря или приезжая из паломничества в Святогорский монастырь, где подолгу они проживали с родителями, по его житию, - здесь, в этом доме, он одевал солдатиков оловянных в монашеские одежды и играл в монастырь. Не в солдат, а в монастырь!

Это он, учась в Полтавском кадетском училище, будучи ещё подростком, во время, когда великий князь приезжал в Полтаву и губернатор, воздавая честь в прямом родстве находящемуся с императорской династией великому князю, давал парад, в котором участвовали не только войска, но и кадетский корпус, и юношеский подростковый на центральной площади Полтавы. И во время этого парада будущий святитель, а тогда ещё подросток Михаил, - на том параде он вышел из строя, когда строй проходил мимо кафедрального центрального собора города Полтавы и, перекрестившись, низко поклонился, а потом встал в строй и дальше пошёл.

За эту дерзость его начальство хотело наказать его, а великий князь сказал: «А за что же здесь наказывать? Ребёнок проявил такое нелицемерное усердие, такое нелицемерное почтение к Богу, любовь к Богу, что мы должны у него поучиться, что невзирая ни на кого из присутствующих, какими бы рангами здесь не обладали, он воздал почтение Богу». Это впоследствии, когда он в Харькове в университете учился, святитель Антоний (Храповицкий), тогдашний епископ Харьковский, однажды встретившись с ним, с юношей, учащимся в университете, сказал, чтобы его потом послали к нему. И на всю жизнь святитель Иоанн остался духовным сыном великого духовного наставника - святителя Антония (Храповицкого), который впоследствии среди эмигрантов основал Русскую Зарубежную Церковь.

Это впоследствии святитель Иоанн, когда лихолетье гражданской войны изгнало его из своего Отечества, поселился в Сербии, откуда родом были корни Максимовичей. Род Максимовичей был происхождением из Сербии, и во времена притеснения турецкого переселился в пределы Российской империи. И вот святитель Иоанн, на своей исторической родине пребывая, там принял монашеский чин. Он был преподавателем Духовной Семинарии, и о нём высоко отзывались угодники Божии, которых Церковь прославляет как святых. Святитель Николай Сербский говорил: «Хотите видеть живого святого? Идите в Битоль, посмотрите на молодого иеромонаха Иоанна». От времён монашеского пострига он никогда не ложился на кровать, спал сидя.

Поистине, по словам святителя Антония, в нём воплотился такой духовный аскетизм древнего монашества, деятельная любовь апостольская, как у Иоанна Богослова была в своё время. Впоследствии, когда он стал епископом и в городе Шанхае китайском, где оставалось множество русских эмигрантов, то святитель Иоанн проявлял особую любовь к больным, лежащим в больницах, в приютах. Он посещал все больницы со Святыми Дарами, причащая людей, причём при этом проявляя великий дар прозрения, великий дар целительной молитвы.

Так, например, вспоминают случай, когда он однажды пришёл в больницу, его призвали причащать умирающего больного, он, проходя по коридору, увидел молодого парня, который сидел, играл на гармошке. И он говорит о том, к кому его вызвали: «Он ещё не умрёт, его ещё рано причащать, а вот этого парня, который на гармошке играет, его надо сегодня причащать». Все удивились, но святитель Иоанн, отозвавши парня в сторону, поговорил с ним. Все увидели, как парень этот заплакал. Святитель Иоанн его исповедовал, причастил Святых Христовых Таин, и в тот же день этот парень скончался. Святитель Иоанн предуготовил его душу к переходу в вечность.

В своё время, когда он уже из Шанхая был изгнан, когда там установилось коммунистическое правление в Китае и были изгнаны пять тысяч русских переселенцев на Филиппинский остров Тубабао. На этот остров ежегодно обрушивались страшные и смертоносные тайфуны, которые рушили постройки, и множество людей погибало при этом. И вот русским отдали этот остров, лежащий на пути ежегодных тайфунов, 27 месяцев прожили они там. Один раз тайфун возник, и то, сменивши свой курс, обошёл остров стороной. Потому что святитель Иоанн каждый вечер обходил весь лагерь беженцев русских с крестным знамением, обходя его, благословляя во все стороны. Вскорости после этого и там жизнь не сложилась у русских эмигрантов, и им пришлось переезжать дальше.

И вот когда русский лагерь покинул остров, часть переехала русских эмигрантов в Америку, половина осталась в Австралии, сразу после их отъезда, святителя Иоанна, тайфун обрушился на остров, остатки лагеря все уничтожил, и сам остров очень сильно пострадал.

Впоследствии святитель Иоанн служил во Франции, где храма не было, храм в гараже располагался. И французы с особой теплотой отзываются о святителе Иоанне. Проповедуя, и католические священники, видя такой пессимизм своей паствы, что нет в них в христианской жизни, в этом обществе, приводили в пример святителя Иоанна. Так говорил католический священник: «Вы хотите видеть святого, так пойдите, посмотрите на улицах ходит русский епископ Иоанн Босый». Католики почитали его святым.

Пример, какое почитание было его, говорит о том, что однажды он позвонил своей духовной дочери и сказал, что он придёт в больницу её причащать. В больнице в палате лежало много народа. И она даже постеснялась святителя. Он обычно бедно одевался, да ещё и босый ходил: «Вот придёт святитель Иоанн, как-то неудобно будет перед другими дамами, лежащими здесь в палате, что вот какой батюшка ко мне пришёл…».

Но когда он пришёл её причащать, то француженки сказали: «Какая ты счастливая, что ты имеешь такого духовника, который так о тебе духовно заботится!» «Потому что у меня, - как сказала одна француженка, - когда дети заболевают, я знаю, что святитель Иоанн идёт по улице, то я их выгоняю на улицу, чтобы они хотя бы следом за ним прошли, и после этого они всегда выздоравливают».

Святитель Иоанн не различал людей. Он помогал абсолютно всем, невзирая на вероисповедание. Часто, когда он лежал в больнице, или приходил, многие протестанты и католики просили, чтобы он помолился о тяжелобольных. И он, бывало, часто целую ночь находился у постели больного, молясь, и такой человек выздоравливал.

Впоследствии он переехал в Америку. В Америке очень тяжёлое положение было у русских. Им не давали гражданство, то есть они не имели никаких прав на это место. И вот святитель Иоанн, зная несколько иностранных языков, в частности, английский, он поехал в Вашингтон, добился приёма у президента и добился, что русским стали в Америке давать гражданство. Мало того, в городе Сан-Франциско он устроил великолепный храм, кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это самый большой православный храм на Американском континенте. В этом храме под спудом он будет похоронен впоследствии, и в этом храме он ныне почивает святыми мощами.

Трогательный случай вспоминает митрополит Евлогий, возглавлявший тогда Европейский Экзархат Русской Церкви. Когда пришли духовные чада святителя Иоанна и говорят: «Владыка, ну благословите, чтобы он ботинки носил!» И тот, вызвавши его, сказал: «Владыка святый, твои чада беспокоятся и переживают. Носи ботинки». И через некоторое время он услышал, что святитель Иоанн опять ходит босый. Он вызвал его к себе и говорит: «Что ж ты, старец ты Божий, не сохраняешь послушание! Я благословил тебя носить ботинки». Иоанн говорит: «Я их ношу», и показал ботинки, которые носил через плечо перекинутыми. Такой трогательный пример его аскетизма и в то же время послушания.

Не изменяя своему обычаю не ложиться на кровать, а как Нил Соловецкий или как Симеон Столпник, или другие такие подвижники подобной же ревности, он только или приседал в кресло, дремая, или же его находили часто, когда он в поклоне перед иконами голову склонил, и так и дремал в поклоне пред образами святыми. И вот наконец в городе Сиэтле, куда он привёз чудотворную икону Курско-Коренную Божией Матери, которую называют Путеводительницей Русского Зарубежья (и напомню, эта икона стоит в иконостасе в храме святителя Иоанна), находясь рядом с этой иконой Божией Матери, он, ежедневно служивший Божественную литургию, ежедневно причащавшийся Святых Христовых Таин, скончался во время своего молитвенного подвига в кресле, в которое он присел, чтобы дать отдохновение своей немощной плоти. Болезни были, слаб здоровьем, но сила Божия в немощи совершается. А сколько этот человек исцелил больных, сам абсолютно забывая о себе! Как часто мы печёмся о своём здоровье, благополучии, забывая о духовном делании. А святитель Иоанн в первую очередь о душе своей пёкся.

Так Господь управил, что это кресло, в котором он скончался, впоследствии его духовные чада хранили тридцать лет у себя дома. Потом они скончались, остался их сын, Сергий, который был иподиаконом святителя Иоанна и на похоронах его нёс он жезл за гробом святителя. И вот Сергий решил это кресло передать сюда, в Адамовку, на родину святителя Иоанна.

И вот когда он уже решил передать это кресло в дом, привёз его в храм православный русский в Сиэтле, чтобы перед отправкой его сюда люди могли прикоснуться к этой святыне. Но оказалось, столько народу, услышавши, что кресло святителя Иоанна привезли в Сиэтл, пошло в храм, что в нём сомнение заронилось в душу, и он решил не отсылать это кресло, оставить его там, в Америке, видя столько людей, почитающих эту святыню. Когда он уже решился на это, ему ночью приснились его покойные родители, духовные чада святителя Иоанна, в доме которых он скончался. И они ему сказали: «Отсылай не сомневаясь».

И он тогда прислал это кресло нам, потом уже впоследствии с супругой и сам приезжал. Были мы с ним здесь, в Адамовке, в ещё строящемся храме, были в Лавре. И вместе с ними приезжал отец Пётр Перекрёстов, ключарь собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который привёз к нам частицу святых мощей. А впоследствии владыка Лука Запорожский и Мелитопольский, постриженик нашей святой Лавры, в благодарность за то, что был пострижен в нашей обители, передал в дар нашей обители эту икону, которую, находясь в Америке, он освятил на мощах святителя Иоанна.

Вот мы, братья и сестры, сегодня слушаем все эти случаи из жизни святителя Иоанна. Ведь этот угодник Божий жил здесь, в нашем Отечестве, в этом селе. И ничто ему не помешало стяжать добродетель христианскую, ничто ему не помешало стяжать сугубую благодать Божию за его искреннее благочестие.

И какое оправдание дадим мы, братья и сестры, в сегодняшний день, когда вот такое страшное бедствие с нашим Отечеством творится (лето 2014 года, разгар начала междоусобной войны на Донбассе — прим. ред.). Святитель Иоанн всегда молился и сегодня молится за наше Отечество, за родину свою любимую. А почему мы не молимся? Вот стоит у нас сегодня в храме здесь человек 50, да? Тут много приезжих - кто из Святогорска приехал, из Харькова, кто из Долины, из села. А адамовцев мало. Неужели Бог им уже не нужен в сегодняшний момент? Неужели до сих пор не погоревали, что сегодня надо Богу молиться? Неужели ещё не дошло? Вот вчера стреляли по городу Славянску - по городу, который родной для вас всех здесь живущих! И с каждым выстрелом, с каждым взрывом — понятно, что кто-то погиб, чьи-то слёзы полились, у кого-то жильё разбило, кто-то инвалидом на всю жизнь остался… И с каждым выстрелом такое творилось! А мы при этом безучастные: это же не у нас, не Адамовку бомбили, чего там молиться… Так, да? И в престольный день полупустой храм в день памяти великого угодника Божия Иоанна, который если молится за нас, но и мы должны молиться. И что ещё должно произойти, чтобы до нас это дошло?

У старца Паисия Афонского есть такие слова: «Когда начинает лес гореть, сразу все сбегаются тушить, надеясь на свои человеческие силы. Пожар разрастается, пробегая по веткам. Тогда уже пожарные расчёты мы вызываем. Тогда уже приезжают пожарники, МЧС, начинают тушить, но пожар всё больше и больше. Тогда уже авиацию задействуют, с авиацией начинают тушить этот лес. Но ветер уже раздувает на десятки гектаров, и человеческими усилиями уже ничего не сделаешь. И тогда мы начинаем молиться Богу, чтобы Господь послал дождь и потушил пожар». Но мы, бывает, и молимся, вроде приходим в храм и молимся. Молимся, но так, расслабленно — стоим и думаем о чём-то, мечтаем. Лишь некоторые в слёзной молитве стоят о бедствии, которое творится в наших душах, и которое впоследствии является в бедствиях и внешне происходит.

Тот же Паисий Афонский говорит интересные слова. Говорит: «Загорелся лес возле монастыря на Афоне. И вышли монахи крестным ходом молиться о том, что пожар приключился. Но вместо этого вдруг молния ударила рядом, и новый ещё лес загорелся». И говорит: «Почему так произошло? Вроде на крестный ход вышли». И затем старец Паисий сказал страшные, обличительные слова: «Да потому, что на крестный ход вышли, как на прогулку: никто не плакал, никто не молился Богу, никто не кричал, никто сердцем к Богу не рвался».

Поэтому и у нас так случается, братья и сестры. Вы знаете, прискорбно, я это говорил и говорю, прискорбно так. Вот у нас проживает 470 беженцев сейчас в Лавре, из них 201 ребёнок. 17 тысяч беженцев в городе Святогорске. А зайдите к нам в Лавру в Успенский собор. Пустой. На пляже есть, даже в кафе громко музыка играет, там всегда весело. Страшное состояние нашего общества в нынешний день. Святитель Иоанн сегодня своей жизнью, как бы обличая нас, обучает нас духовно христианским заповедям, христианским добродетелям. Мы сегодня молимся святителю Иоанну, чтобы Богу он молился за нас: «Моли Бога о нас, святителю отче наш Иоанне». Но не только чтобы он молился, мы вместе с ним должны молиться. Не то что: святитель Иоанн, моли Бога о нас, а мы тут будем жить, сами себе режиссёры.

Как говорят святые отцы: «Какая польза, если духовник молится и плачет, а чадо прыгает и скачет». Какая польза, что мы будем просить молитв, но не каяться в своей жизни, сами отталкивая от себя благодать Божию. Многие в нашей Украине говорят: «вот гонения на православных, гонения на христиан»… Да мы являемся гонителями Христа в наших душах! Каждый из нас, забывая о Боге, не соблюдая Его святые Заповеди: и не молимся, не постимся, ближних не прощаем, милостыни не творим, смиряться не хотим, всех осуждаем, на всё ропщем, при этом всех считаем виноватыми в своих несчастьях, кроме себя самих, кроме своих грехов…

Вот какое дело, братья и сестры, в сегодняшний день. И может, оно, в праздничный день какие-то слова тогда радостные, утешительные говорят, но радость и утешение, оно будет тогда, когда мы каяться начнём. Потому что самый лучший отдых, по святым отцам, - это чистая совесть. А самая искренняя радость - это радость от чистой души, от чистой совести происходит. Тогда такая радость, когда исповедуешься на исповеди, грехи свои выскажешь — как камень сбросил. Из храма выходишь — и хочется весь мир обнять! И все люди кажутся ангелами, а ты, кажешься такой грешник недостойный внимания.

Вот такую радость даёт, братья и сестры, искреннее покаяние, искренняя молитва. И каждый из вас, кто так вот искренне молился сердцем Богу, со слезами подчас, с умилением таким — слёзы текут и не хочется, чтобы они переставали, потому что эти слёзы — они как бы грязь смывают с нашего сердца. Как что-то промывает, промывает, как окна моем от грязи - и луч солнечный, и ярче и ярче на душе, радости на душе больше и больше. Вот так примерно бывает, когда мы с умилением молимся. Поэтому постарайтесь, братья и сестры, сегодня на службе стоя не просто молиться святителю Иоанну, а вместе с ним молиться, чтобы наша молитва в недра не возвратилась, чтобы эта молитва наша была растворена в сердце сокрушенном и смиренном. А «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), «Где двое и трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20). Не количество народа является признаком качественной молитвы и духовной жизни. Поэтому пусть нас мало сегодня собралось. Но давайте, братья и сестры, мы сегодня, поскольку по слову Христову, «где двое и трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», по слову этому восполним недостающее своею молитвою, которая объединила бы и адамовцев, и множество других людей, в храмах стоящих и молящихся о нашем Отечестве.

В сегодняшний день, братья и сестры, хочется закончить слово своё словом святителя Иоанна, чтобы через меня, грешного, к вам обратиться. В своё время он сказал такие слова. Обращаясь к истории, прозревая будущее, святитель Иоанн говорил: «Как в смутное время Россия так упала, что все враги были уверены, что она поражена смертельно. На Руси не было ни царя, ни власти, ни войска, и в Москве власть была у иностранцев. Люди смалодушествовали, ослабели, и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали». Это святитель Иоанн говорил, что люди смалодушествовали, ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Похожая ситуация? Правда? Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое чудесное восстание его, когда греховное и нравственное падение и восстание были. Такова история Руси, такой её путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены Руси самой себе, своему пути и своему призванию.

Русь восстанет так же, как она восставала и раньше — услышьте эти слова! Восстанет, когда возродится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова будет дорога ясная, твёрдая, вера в правду собственных идей и прежде в Царствие Божие и правду его.

«Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников» — эти слова святителя Иоанна, которые сказал он ещё в 1960-е годы, но как они и по отношению к нам относятся! И впоследствии святитель Иоанн, явившись после своей кончины, сказал такие слова: «Хотя я умер, но я жив».

И то, что он жив, мы знаем, братья и сестры, по примеру множества его чудес и исцелений, которые явил сей угодник уже после своей кончины - от своих святых мощей, от своих икон, от помазаний маслом, от призвания его молитвенной помощи. Но мы сегодня просим исцеления, прежде всего, не от болезней физических — мы просим его молитв о нашем исцелении духовном. Сегодня святителю Иоанну мы молимся о том, что мы инвалиды духовные. Физически-то вроде и нормальные, а духовно мы больны, мы духовно больные, нам надо выздоравливать. И выздоровление каждого из нас будет выздоровлением общества в целом. А за выздоровлением общества последует, братья и сестры, по словам святителя Иоанна, возрождение и силы, и славы нашего Отечества.

Хотим славы нашего Отечества? Хотим, чтобы Православие процветало и чтобы наши дети были на утешение нам и духовны, и нравственны? Начнём с себя в сегодняшний день. И в сегодняшний день, братья и сестры, молясь святителю Иоанну, просим об исцелении духовном, просим не оставлять нас без святых молитв. И молясь сегодня в храме, постараемся каждый, вместе со святителем Иоанном молиться Богу. Он на этом месте молился и святым стал. Что нам мешает, на этом месте молясь, получить хотя бы прощение грехов, которого дай Боже, сподобиться. И радости, и утешения от этого облегчения от избавления от духовной скверны, дай Боже, братья и сестры, в сегодняшний день ощутить! Ощутить духовно, утешаясь в сегодняшний день, в память великого молитвенника за нас, святителя Иоанна. Аминь. 

2 июля 2014 г.