СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА (+1918 Г.) В НЕДЕЛЮ 15-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Будь достоин Христа, христианин.

Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? (Матф. XXII, 42).

Евреи ожидали Христа. На Него они возлагали все свои упования, от Него надеялись получить спасение и счастье. Но, как мы знаем, они счастье понимали, как земное влады­чество, а Христа представляли царем еврейским, земным завоевателем. На поставленный вопрос Господа: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» законники и книжники еврейские быстро и уверенно ответили: «Давидов». Они знали и хранили букву Священнаго Писания, но духа его не разумели. То правда, что Иисус Христос, согласно предсказаниям пророков, должен был прийти и родиться от колена Иудова, из рода царя Давида. Это было предсказано милосердием Божиим, чтобы люди, в числе прочих признаков пришествия Спасителя, имели бы и этот, всем видимый и доступ­ный, т.е. Его происхождение по плоти от такого рода, ко­торый, как царский и славный, всем решительно известен. Книжники же и законники, и большинство евреев обращали внимание только на то, что Христос будет из рода царского; они не могли оторваться от буквы. Наименование рода, из которого произойдет Спаситель, царским давало им на­дежды, что Христос-Мессия будет царем — завоевателем и покорит евреям весь мир. И вот, Спаситель, получив ответ от книнжников о том, что Христос есть Сын Да­видов, из слов самого царя Давида показывает им, что Христос есть не только Сын Давидов по плоти, но Он есть Вечный Сын Божий, Господь и Бог, ибо Давид в псалме говорить: рече Господь Господеви Моему..., т.е. Бог Отец, Господь, говорить Сыну Своему, Господу: седи одесную Мене, т.е. Ты равен Мне, и Я положу, покорю всех врагов Твоих к ногам Твоим...

Нужно ли нас теперь спрашивать: «как вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Мы, христиане, мы, верующие люди, мы, сыны Церкви православной, веруем и исповедуем, что Христос есть Сын Божий, Он есть наш Господь и Бог. Пусть враги Его, враги Церкви, еретики, сектанты, вольно­думцы говорят и учат, что Он есть только Учитель, или что Он неравен Отцу, или что Он — простой человек. Слова эти страшно и выговорить. Таковым упорным в заблуждении Церковь возлагает анафему, таковых Бог покорит к ногам Сына Своего, таковые постыдятся и устрашатся, когда Христос Господь придет опять на землю во славе Своей судить живых и мертвых. Для нас — непре­ложная истина нашего символа, в коем возглашается, что мы веруем в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного.

Однако, в чем же разница нашего исповедания от испо­ведания тех, которые признавали Христа только Сыном Да­видовым или признают Его и ныне только Сыном Чело­веческим?

Разница, конечно, огромная, величайшая, несказанная; как небо от земли, как огонь от воды, как день от ночи, отличается от лжи и суемудрия наше исповедание, наша вера. Бог — вечен, всесовершен, неизменяем, Бог есть Дух. А человек — существо временное, несовершенное, изменчивое, он есть плоть. Можем ли мы, признавая Христа Господом и Богом, делать жизнь свою недуховною, разсчи­тывать ее только на время земного существования? В таком случае, к чему же тогда наша вера? К чему тогда признание Христа Сыном Божиим? Или он нам нужен только для земли? Или после могилы мы прекратим свое существование? Или небесная жизнь для нас не существует? Но тогда ведь смерть будет нашим богом и владыкою; тогда земля бу­дет нашим едииственным местом обиталища; тогда, если не правы, то, по крайней мере, более, чем мы, последовательны те, которые признавали Христа только Сыном Дави­довым и на Него возлагали только земныя надежды.

Спросите и скажете: к чему об этом речь и что она значить? Отвечаем: речь эта теперь очень н очень нужна, и напоминать о ней теперь очень, очень полезно. Что Христос есть Сын Божий, пусть это будет не на словах, а на деле. А ныне какия учения раздаются и о какой жизни говорят различные учители, желающие быть руководителями народа? О жизни не духовной, не вечной, а о плотской, о временной,земной, а не о небесной. Оттого и дела их — плотския, а не духовныя, ибо не собирают от терновника винограда. При­поминается случай, описываемый в евангелии. Некто обратился к Иисусу Христу с просьбою: «Учитель, повели брату моему разделить со мною имение». Может — быть, дело здесь было справедливое, может — быть, и просьба была невинная. Но Иисус Христос ответил: «Человек, кто меня поставил судьею или раздельщихом между вами?» А затем из это­го случая Господь вывел для Своих последователей нраво­ученiе: «берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не за­висит от изобилия имения его».

И ныне раздаются такия же речи и такия же пожелания. Говорят много о земле, о разделе имуществ, об уравнении имущственных прав, о заработной плате, о законах и ча­сах работы. И ныне многие желали бы, чтоб именно христианство все эти вопросы разрешало. Думают и говорят: ведь все на земле надо поделить поровну, по справедливости, отчего же Христова вера об этом молчит?

Отчего, в самом деле? А оттого, отчего и Спаситель не стал разделять имений, ибо это дело временное, ибо ни­кто не делал христианства судьею в имущественных спо­рах. Но есть в христианстве вечное, единое на потребу, и если это вечное выполнишь, то и временное чрез это самое устроишь во благо. Вечное — дух, вечное — угождение Богу, вечное — исполнение воли Божией и заповедей Господних, веч­ное — спасение души. Когда ты исполнишь заповедь: «береги­тесь любостяжания», когда ты будешь помнить, что «жизнь человека не зависит от изобилия имения его», — тогда и в делах временных, в разделении  имений ты будешь и спра­ведлив, и милостив, и уступчив, тогда не потребуешь, чтобы кто судил или разделял тебя.

А если Христа будешь признавать только Сыном Человеческим, если, по подобию древних евреев, ты будешь от Него, как от Сына Давидова, ожидать только устроения дел царства земного, — то и жизнь вечную утеряешь и земную не устроишь, а еще больше расстроишь, ибо для нея не будет руководства вечного, ибо где люди, там и страсти, ибо где одно земное, там одно греховное.

Христианин! Твой Христос есть Сын Божий. Он тебе указует и волю Божию, и жизнь по-Божьи. Твой Христос есть Превечный Бог. Ищи же вечного, а не временнаго. Будь достоин Христа твоего! Аминь.

1907 г.