СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (ТИХОНИЦКАГО) (+1959Г.) ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ИЕРИХОНСКОГО СЛЕПЦА.


  СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (ТИХОНИЦКАГО) (+1959Г.)
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ИЕРИХОНСКОГО СЛЕПЦА.
(Евангелие от Луки 18, 35-43).

Почему сопровождающие Иисуса Христа не допускали до Него слепца, запрещали ему взывать о помощи, останавливали, заставляли молчать? Ответ: по слепоте духовной.

Причины духовной слепоты - греховные наши привычки, страсти: гордость, корыстолюбие, зависть, злоба, плотоугодие, сладострастие и т.д. Ослеплённый гордыней дьявол восстал на Всемогущего Бога. Ослеплённый страстью сребролюбия Иуда продал Христа-Господа. Одержимый властолюбием Авессалом восстал на своего отца царя Давида. Ослеплённые завистью сыновья Иакова продали младшего брата Иосифа. Царь Ирод плотоугодием и сладострастием пленённый бросил в тюрьму Предтечу Иоанна, хотя и любил его, а потом и убил чрез усекновение главы и т. д.

Эти и подобные им страсти - тяжёлые, губительные болезни, трудно излечимые. Трудно потому, что ослеплённые ими не сознают в себе опасности, не видят, не замечают своей страсти, как душевнобольные, считающие себя совершенно здоровыми. Как трудно, например, заставить гордого сознаться, что он не таков на самом деле, как он думает о себе; его с трудом терпят, а он воображает, что он необходим, что без него не могут обойтись. Или как растолковать скупому, что Бог дал ему средства, богатство не для него только одного, но и на пользу другим; трудно тронуть его каменное сердце.

Вот этими страстями и ослеплены были книжники и фарисеи, всюду сопровождавшие Христа. Они считали себя вождями иудейского народа, руководителями, держали в своих руках власть над народом и любили, чтобы их звали: учителя, учителя...

Между тем явился Божественный Учитель Христос, Который Своим евангельским учением, знамениями и чудесами привлекал народу больше, чем они. Тысячи шли за Христом и слушали Его Божественное Учение (пять тысяч кроме жён и детей при насыщении 5-ю хлебами, и четыре тысячи в другой раз). Это вызывало зависть и злобу. Боясь потерять власть над народом, вожди народные, по гордыне своей, старались всячески унизить Христа в глазах народа, всюду следили за Христом, дабы уловить Его в чём-либо, обвинить в нарушении закона, говорили, что Он творит чудеса силою веельзевула и т. д. Чудеса и знамения, исцеления и даже воскрешение Лазаря четверодневного не только не убеждали врагов Христа, а ещё больше озлобляли. А простой народ прославлял Господа, шёл за Ним, видя дивные знамения, что раздражало вождей иудейских, и они старались не допускать, препятствовать прославлению Божественного Учителя и приближению к Нему. Вот почему и слепцу Вартимею запрещали взывать, а равно детям и народу при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим...

Давно уже это было. Однако даже и теперь, в наше время, несмотря на культуру и прогресс, повторяется то же самое. Вспомним про нашу страждущую Родину. Доселе вожди народные не допускают ко Христу, к св. Церкви народ. Преследуют, ссылают за исповедание Христово. А в культурной Германии что творится? Признано, что учение Христа о любви и смирении не для немца, для коего требуется сила, насилие, власть, кулак и т. д. Посему Христос изгоняется не только из школы и армии, но и из сердца вытравливается. И вот видим мы результаты сего в Чехословакии, Польше, Австрии и т. д.

К сожалению, нечто подобное (недопускание ко Христу, удаление от Света Христова в храме) имеет место зачастую и в нашей христианской семье. Вот, например, в день воскресный или праздник раздаётся благовест с приглашением в храм Божий на молитву. Добрые люди собираются, а друзья-приятели говорят: «Сегодня день тёплый, солнечный, поедем лучше за город освежиться, в лесок, на травку, а помолиться можно в следующий раз». Или вот кто-нибудь собирается от своих трудов положить лепту на храм, а другие говорят: «Зачем это, Церковь богата, лучше прихрани на чёрный день». Между тем, Сам Христос платил дань на храм и благословил лепту вдовицы. Наступает Великий пост. Кто-нибудь хотел бы некое воздержание, а иные, осмеивая, замечают: «Ты ведь не монах и не священник, вкушай всё, что попадётся». Иной раз наши пестуны, воспитатели, сердобольные родители говорят деткам: «Вы устали, отдохните подольше, поспите, к обедне можете не ходить»... Или вот устраиваются под воскресные, праздничные дни «благотворительные вечера», спектакли, развлечения до утра, а на другой день и забывают о церкви, просыпают. Школу пропускать нельзя, богослужение в церкви — можно, забывая, что высшая, лучшая школа — это Церковь — училище благочестия; высшая наука — это учение Христово; истинный Свет-Просвещение — Христос Иисус, просвещающий всякого человека, грядущего в мире.«Аз есмь свет миру: веруяй в Мя не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12).

Постепенно отвыкая от церкви, по совету опекунов, дети и молодые люди, приходя в возраст, уже и совсем отстают от Христа и от Церкви, а на советы и увещания родителей огрызаются, раздражаются. Отсюда и недоразумения семейные, расстройства, огорчения, обиды. Отсюда также (по этой же причине) испытания всякие Господь посылает: болезни, скорби, лишения, побуждая этим к вразумлению, обращению, исправлению. Ибо Господь «не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Эти несчастья - голос Божий, призыв Его к покаянию.

Вот и Иерихонский слепец, если бы был зрячим, может быть тоже не обратился бы ко Христу и запрещал бы другим обращаться, а пребывая в несчастии, воззвал к Нему от всего сердца и получил просимое.

Один христианин зашёл в храм в Александрии, помолился и обратил внимание на женщину, всю службу плакавшую. Думая, что у неё большое горе, спросил, а она ответила: «Да, видимо прогневала я грехами своими Господа, ибо вот уже три года не посылает мне скорбей»...

Какой пример для подражания! Будем и мы, пребывая в грехах, скорбях, лишениях, взывать по примеру Иерихонского слепца: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня! Просвети очи мои, Христе Боже, да не усну в смерть». «Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них и спаси мя!» Аминь.

22 янв. / 4 февр. 1940.