СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА ИЛЬЕНКО (+1989Г.) НА ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.

“Праведник умирает, и никто не принимает это­го к сердцу.” Эту горькую истину высказал пророк Исаия (Ис. 57, 1). Она невольно является в сердце и на устах в день памяти великого пророка и Крестителя Господня Иоанна. Ему усекнули главу в день рождения царя Ирода; по желанию прелюбодейной жены обезгла­вили — величайшего из рожденных женами и принесли на блюде в среду пировавших. И никто не принял этого к сердцу! Пир не разстроился от этого преступления, и гости не вознегодовали на хозяина за то, что он убил праведника, которого сам слушал с услаждением.

А чрез недолгое время после смерти Крестителя совершилось еще более тяжкое злодеяние: не в угоду плясавице, которая обольстила Царя, а в угоду толпе, которую римский проконсул и ненавидел и презирал, он предал неповинного Христа на распятие. И опять никто не принял этого к сердцу! Говорим “никто”, потому что маленькая кучка апостолов, потрясенная распятием своего Наставника, действительно была ка­плей в море врагов Христовых.

Эти два примера: Христа и Его Предтечи, как будто говорят за то, что в жизни сей зло, неправда и преступление совершаются безнаказанно, при общем попустительстве и даже сочувствии. Больше того, в наших примерах преступление совершается царем и проконсулом, т.е. людьми, которые по своему положению должны бы заботиться о добре и справедливости. Но если неправда возсела на царском престоле и на прокон­сульском кресле, если долженствующие судить право совершают тягчайшия злодеяния, то где же искать правды? Есть отчего придти праведнику в смущение и желающему угождать Богу — в замешательство!

“Если делающие беззаконие, — по слову пророка Малахии, — лучше устраивают себя и, хотя искушают Господа, но остаются целы, то не тщетно ли наше слу­жение Богу и что пользы, что мы соблюдаем постано­вления Его?” (Мал. 3, 15).

Как видите, не в наши только дни рождаются та­кия мысли и в смущение приходят верующие в Бога. Когда люди еще не знали о Христе-Спасителе, стра­дания праведных и торжество нечестивцев повергали в великую скорбь души праведных. Однако, как ныне, так и тогда, Господь жалел любящих Его и утешал их в дни скорбей. Устами пророков Он возвещал о грядущем Спасителе и о будущем суде воздаянии. Так в книге прор. Малахии читаем: “Вни­мает Господь и слышит, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут моими, говорит Господь Саваоф, — собственностью Моею на тот день, который Я устрою, буду миловать их, как милует человек сына своего, служащаго ему. И тогда, обратившись, увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот при­дет день, пылающий, как печь: тогда все своеволь­ствующие и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, — говорит Господь Саваоф, — так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я сделаю, — говорит Господь Саваоф” (Мал. 3, 16­-18; 4, 1-3).

Или еще у пророка Исаии читаем: “Утешайте, утешайте народ Мой, — говорит Бог наш... Бедные и нищие ищут воды, и нет ея; язык их сохнет от жажды. Я, Господь, услышу их, Я не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин — источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали и разсмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это...” (Ис. 41, 17-20).

Нас, русских беженцев, пьющих из чаши страданий и унижения и готовых пасть духом, особенно должны утешать эти слова пророческия. Если Господь силен извести реки из гор, пустыню сделать озером и чрез жаждущую землю провести источники вод, то, несомненно, и нас, рассеянных по всему миру, Господь может, как сухия кости пророчества Иезекиилева, со­брать воедино и воскресить для новой жизни.

А чтобы мы не унывали, не падали духом, а, на­против, укреплялись в надежде на праведный суд Божий и Его милость к нам, Господь дал нам праздники, подобные сегодняшнему: печальные и ра­достные вместе; печальные, потому что в этот день совершилось великое злодеяние — был обезглавлен праведник; и радостные, потому что ясно показывают и убеждают нас, что как бы ни была многоскорбна жизнь и печальна кончина праведника, — покой его — честь, и память его с похвалами в роды родов. Аминь.

Тараскон на Арьеже, Франция 1938 г.