ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ВЕТЕЛЕВА (+1976Г.) В НЕДЕЛЮ 3?Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Иметь только необходимое, искать только спасительное. Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… Не заботьтесь о завтрашнем дне,… довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 33-34).

В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали слова Господа о том, что никто не может служить двум господам…, Богу и мамоне, ибо любя одного, возненавидит другого и будет нерадиво служить ему.

Что следует разуметь под словом «мамона»?

Ближайшим образом под «мамоной» следует разуметь излишества в материальных благах и средствах к жизни. Сюда относится и дорогая, богатая обстановка в квартире, дорогие, изысканные вещи и безделушки, излишняя одежда, изобилие запасов продуктов питания и прочее.

Но не только все это входит в понятие «мамоны», но и пристрастие и любовь ко всем этим материальным средствам и благам, и уверенность, что только в них все благо и счастье человека, что, имея хорошие материальные средства, человек имеет все, не имея их — не имеет ничего.

Братие и сестры! Прилепление сердца человеческого к материальным сокровищам потому предосудительно, что оно исключает всякий интерес и заботу о предметах высших, материальных, спасительных, духовных, ибо, как сказано, где (в чем) сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21).

Человеку, конечно, нельзя обойтись без пищи, одежды, крова, домашней обстановки. И заботы о них нам разрешены и для нас предусмотрены (Мф. 6, 11, 34). Не разрешается нам лишь увлекаться всеми этими заботами, переступать границу умеренности и разумности, переходить от забот о сегодняшнем дне к заботам, тревогам и волнениям о грядущих днях, ибо тогда не остается ни времени, ни сил, ни желания позаботиться и о том, что является единым на потребу, т. е. позаботиться о благах духовных, вечных.

Господь хочет, чтобы мы имели для себя лишь самое необходимое и довольствовались им, не оглядываясь по сторонам и не завидуя тем, кто служит «мамоне». Господь желает, чтобы мы, любя Бога, относились к ближнему своему, как самому драгоценному сокровищу на земле, данному нам для нашего спасения. Ведь на пути к Богу всегда стоит человек и от нашего отношение к нему (человеку) зависит судьба наша и в этой, земной, и в будущей, загробной, жизни (Мф. 6, 13; Мф. 25, 41).

Господь заповедует нам, чтобы больше всего мы боялись греха, разъединяющего нас с Богом и людьми и жили по воле Божией, т. е. по заповедям Его. Чтобы перед началом всякого дела просили Его благословения («благослови Господи»), а по окончании — благодарили («Благодарю Тебя, Господи»). Господь хочет, чтобы мы испытывали и судили сами себя (1 Кор. 11, 28; 31), чтобы все, что мы делаем словом или делом, все делали во имя… Иисуса Христа (Кол. 3, 17).

Братие и сестры! Сами по себе вещи не есть зло и излишние деньги не есть нечто предосудительное. Они являются таковыми тогда, когда человек неправильно приобретает их, неразумно пользуется ими, питая к ним пристрастие, преувеличивая их значение и тем самым впадая в зависимость от них. Только в этом случае они становятся «мамоной», господином, а человек рабом, слугой их.

Человеку все позволено, но не все ему полезно, ему все позволено, но не все его назидает (1 Кор. 10, 28).

Вся вселенная окружает человека, весь мир с его великолепием и соблазнами смотрит в его лицо, но ничто из всего этого не должно обладать, владеть им (1 Кор. 6, 12), ничто не должно порабощать, угнетать, лишать духовной свободы, становиться идолом, кумиром, «мамоной» для него.

Человек рождается нагим, ничего не имущим. И в своей жизни не имеет ничего, что не получил бы (1 Кор. 4, 7). Так как же гордиться ему чем либо как своим собственным и рабски прилепляться к нему? Лучше терпеть лишения (1 Кор. 6, 7), чем приобретать лишнее и впадать в служение, в рабство ему.

От вещей и материальных ценностей человек никогда не получит того, что ожидает. Да и как он может ожидать и получить от них то, чего они не имеют. Ибо сами вещи, как и вся природа, покорилась суете, они стенают и мучатся, ожидая откровения и свободы от сынов Божиих (Рим. 8, 19-22), т. е. от самого же человека. Поэтому, по словам апостола, имущие должны жить как не имущие… и покупающие как не приобретающие и пользующиеся миром сим (вещами его), как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31).

Сами же мы, люди, куплены дорогой ценой (1 Кор. 6, 20) и не должны делаться рабами ни вещей, ни людей (1 Кор. 7, 23)

Братие и сестры! Нередко наши комнаты загромождаются вещами и безделушками и не хватает ни времени, ни сил (особенно у очень занятых или престарелых людей) ухаживать за ними и держать в должной чистоте и порядке. И вот вещи «стонут» от нас, от нашей неряшливости, а мы «стонем» от вещей, от их обилия, и наше пристрастие к ним не дает удовлетворения. А тут, еще новинки появляются в магазинах. Как не купить и не отстать от века! И опять новые «мамоны», новые «стоны» и новое рабство.

Братие и сестры! Самое высокое и непреходящее наследие в человеке, подлинное ни с чем несравнимое сокровище на земле — это его божественная, бессмертная душа — образ и подобие Божие. Она призвана в Бога богатеть, т. е. приобретать блага не земные, временные, подверженные моли, ржавчине и расхищению, а небесные, духовные нетленные, вечные (Мф. 6, 19-20).

Вот об этой то душе Господь и призывает нас больше всего заботиться.

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении умилительно-трогательный, отечески сердечный призыв Господа к заботе о своей душе. Не заботьтесь о том, что вам есть или пить, — говорит Он, — посмотрите на птиц небесных. Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, но Отец Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (26 ст.).

В самом деле, разве человек не лучше птиц, не ценнее их в очах Божиих? Если пять птиц ценятся пенязема двема (Лк. 12, 5), то у человека даже власы главы его изочтены суть (7 ст.) и ни один из них (волос) не погибнет (Лк. 21, 18).

При такой заботе Господа о человеке ему нет необходимости уповать только на земные средства в удовлетворении своих нужд. Господь знает наши нужды, прежде прошения нашего. И подает потребное нам так же, как подает пищу птицам и одежду траве, если только мы по-настоящему начнем искать Царства Божия и правды Его.

Братие и сестры! В истекшие первую и вторую недели по Пятидесятнице святая Церковь чтила и прославляла всех святых угодников Божиих, в том числе и в России просиявших. Все они искали и обретали Царствие Божие. Все богомудро преодолевали власть вещей, окружая себя самым малым, крайне необходимым. Материальный, вещественный мир не порабощал их сердца, не заслонял их глаза, не мешал им прилепляться к миру горнему, духовному. Соблазны и искушения от внешних вещей преодолевались у них обетом нестяжательства, а соблазны и искушения от людей — обетом смирения и послушания. Для них Царство Божие было не пищей и питанием, а правдивостью, миром и радостью о Дусе Святе (Рим. 14, 17). И это Царство было внутри их (Лк.  17, 21).

Об этом и напоминала нам святая Церковь в дни прославления их, призывая нас подражать им. Сегодня она каждому из нас предлагает проверить себя, поставив себе вопросы: кому я служу — Богу или «мамоне»? На кого больше надеюсь: на свои силы, материальные средства, на помощь людей, или на силы и помощь Божию? Куда я иду и чего больше ищу: Царство, Божия или благ и утех этой временной, земной жизни?

Господи, помоги нам всегда решать эти вопросы согласно Твоей святой, благой и спасительной для нас воле, т. е. решать согласно заповедей Твоих. Помолимся: «Отче наш! Да святится имя Твое святое в нашей жизни! Да приидет Царствие Твое: царство мира, любви, правдивости и радости о Духе Святом! Да будет воля Твоя, благая и спасительная во всех делах, словах и помыслах наших». Аминь.