СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА), МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО (+1879) В НЕДЕЛЮ 3-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА


СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА), МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО (+1879) В НЕДЕЛЮ 3-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА.
 

        Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). 

Вот тот путь спасения, который показал нам Иисус Христос, и которым Он Сам прошел даже до конца! И вот единственный путь, предлежащий всем ученикам и последователям Иисуса Христа — и всем тем, кои желают достигнуть Царства славы и совершенства!

Христианин! Ты, который носишь священное титло ученика и последователя Иисуса Христа, — хочешь или не хочешь, но ты должен идти сим скорбным путем, если хочешь воспользоваться правами и преимуществами своего имени. Христианин! Ты, который чаешь будущей жизни блаженство, ты должен идти и пройти до конца сего пути; или название христианина для тебя бесполезно: ибо, иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38), сказал Иисус Христос.

Итак, для христианина, как последователя Христова и чающего Царства вечной жизни, нет другого пути, кроме крестов и самоотвержения; нет других подвигов, кроме подвигов креста и самоотвержения.

Посему-то все обряды Церкви более или менее имеют целью напоминать нам сию неизбежную для нас обязанность, и особенно нынешний праздник Поклонения Кресту учрежден прямо с тем намерением, чтобы среди поста видимым образом напоминать нам, что каждый из нас должен с самоотвержением принимать и нести встречающиеся нам кресты.

Обратим наше внимание на столь важный предмет.

Иже хощет по Мне идти. Иисус Христос, яко царь свободы и свободных, не хочет иметь своими последователями невольников, а потому он никого не принуждает идти за Ним, но предлагает каждому на собственное его произволение: всякий волен идти или не идти за Ним. А из сего видно, что решение будущей участи нашей вполне зависит от нас самих.

Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Иисус Христос ни на кого не налагает Своего великого креста, который только Он один мог понести, но каждому последователю предлагает взять собственный свой крест. Прежде же нежели кто-либо возьмет крест свой, ему надобно отвергнуться себя.

Отвернуться себя значит: отказаться от всякого удовлетворения собственному своему самолюбию, забыть себя, свою пользу, свою жизнь и даже честь свою там, где дело идет или о пользе ближнего или о защищении истины и славы Божией. Отвергаться себя значить: оставлять любимые предметы и милые сердцу мечты, если они могут быть сколько-нибудь противны Духу Иисуса Христа. Но что всего труднее и для многих кажется невозможнее — отвернуться себя — значит отвергнуть собственный свой ум со всеми его познаниями, со всею мудростью и мудрованием, несмотря на то, как бы они ни казались важными и неопровержимыми.

Как! Говорят мудрецы века сего, — как! Мы должны отказаться от ума своего? Да для чего же Творец и дал нам сию искру Божества, если не для руководства нашего?

Так! Правда, ум дан нам для руководства нашего на пути жизни, но не более как только в делах временных и естественных, и только в тех случаях, кои не выше его области. Но в делах Божественных, вечных, в делах духовных, как например, в деле спасения ум есть руководитель-невежда и слепец, часто упорный и своенравный. И потому в спасении человека ум есть только средство или орудие, которого дело состоит только в том, чтобы испытать основания Божественной Религии и убедиться в истинах ее, или, сказать иначе, область ума человеческого простирается только до того, чтобы увериться в Божественности Иисуса Христа, узнать средства и цель пути, им показанного, и, по возможности, поставить на нем водимого им человека. Но далее — уже не его дело, ибо там выше его области. А потому ум человеческий не только не может быть руководителем на пути крестов и самоотвержений, но сам должен с покорностью предаться водительству Божественного Ума, как послушное дитя.

Но иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю (Мк. 8, 35), т. е. если человек в деле спасения начнет все подвергать решению ума своего, то он не только не подвинется к Царству славы и блаженства, но неминуемо заблудится и погибнет.

Но если человек на пути спасения не может и не должен надеяться на свой ум, то чем же он должен руководствоваться? Мы выше сказали, что обязанность или дело ума состоят только в том, чтобы испытать и убедиться в Божественной Религии и поставить человека на пути спасения, но далее он должен умолкнуть и сам предаться руководству Высшему.

Первоначальным же руководством для человека есть Божественное Писание, но не письмя, а дух сего Писания, ибо одно письмя убивает, а только дух животворит. Второе руководство есть пример Иисуса Христа и Его Апостолов, а потом, когда уже человек утвердится на сем пути, тогда ему мало-помалу явится новый свет, непостижимый для плотского и душевного человека, свет умудряющий и просвещающий ум, душу и сердце всякого человека, грядущего путем Христовым.

Итак, отвергнуть ум свой не значит совсем погубить его, но только предоставить его Высшему просвещению и, так сказать, сделать безмерно выгодную куплю или мену: за лепту — бесчисленные сокровища, за блестку — бездну света. Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 35).

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

Что есть крест? Под именем креста в духовном смысле разумеются всякого рода противности, одним словом, всякие страдания и внутренние и внешние. А потому взять крест свой, или, как сказано в другом месте, брать ежедневный крест свойзначит: сносить все то, что может случиться с нами неприятного, и, одним словом, противодействовать своему сердцу, если стремление его не чисто или не согласно с духом Евангелия, так например, не только не мстит врагам своим, но еще любить их как братьев, благословлять клянущих, благотворить ненавидящим нас и благожелать и молиться за тех, кои коварствуют и сплетают сети против нас.

Откуда происходят кресты? Здесь нет нужды говорить, что страдания человека или собственные его кресты суть плоды запрещенного древа, но если обратим наше внимание не только на людей, но и на низшие существа и даже на самую неорганическую природу, то везде увидим, что все и все в мире под крестом. И так, происхождение и начало крестов находится в самой сущности вещей. А потому обязанность христианина нести крест не есть исключительный удел его, но это удел общий всех и каждого из людей, потому что всякий человек волею или неволею, но несет какой-нибудь крест, если не крест христианский, то крест мира, или, чаще, страдает под тяжким ярмом своих страстей. И Иисус Христос, проповедуя о кресте. не проповедовал какое-либо совсем новое учение. Он приходил на землю для того, чтобы научить человека, как он неизбежное зло его может соделывать для себя великим врачевством, и мудростью и подвигом, и для того, чтобы тяготеющий над человеком крест соделать для него действительнейшим средством ко спасению, это горькое древо, сокрушающее человека и низводящее его даже до ада, соделать лествицею в Царство небесное.

Но чем же отличается крест христианский от крестов обыкновенных людей? И почему крест не для всякого спасителен?

Всякий крест сам но себе есть ничто иное, как бы орудие, которое можно употребить и в пользу и не в пользу, и даже во вред, смотря по намерению употребляющего. И потому крест христианина и крест обыкновенного человека в сущности своей ничем не разнятся между собою; как тот может быть тяжек и скорбен, так и другой, или как тот легок, так и другой, и проч. Но различие находится в расположении души, с каким их принимают и с каким духом несут. Так например, христианин всякий крест, откуда бы и от кого бы он ни пришел, принимает как бы от руки Божией: ибо он верит, что и волос с головы не спадет без воли Божией, и потому приемлет их с покорностью, со смирением, с верою, с надеждою и как залог попечения и любви Божией; и потому для него крест есть и наказание за его неправды и слабости и, вместе, подвиг и заслуга, достойные вечной награды, и опытный учитель мудрости, и врачевство, и очищение от язв греха. И следовательно, для него крест есть спасительное средство к достижению совершенства, славы и блаженства. — Напротив того, человек плотской, не имеющий ни веры, ни надежды и не знающий никакой цели крестов, при встрече их огорчается, ропщет и даже проклинает все, что кажется ему причиной оных; а потому для него крест есть только мучитель и тиран и как бы рожен, прободающий его даже до самой внутренности души его, и не только не при носящий ему никакой пользы, но более и более его раздражающей и ожесточающий. Правда, человек просвещенный и благоразумный принимает кресты с духом умеренности и даже великодушия; но не имея полной веры и доверия в слово Божие, он не всегда может согласиться, что всякий крест посылается от Бога, и что без крестов никто не достигаете будущего блаженства и проч., но считает их или неизбежным злом, или следствием злобы и глупостей человеческих, или просто несчастием. А потому и ему кресты не приносите существенной пользы.

Итак, не в том дело, чтобы нести крест свой с терпением или даже великодушием; но в том, чтобы нести оный с самоотвержением и не иначе, как в духе Иисуса Христа и по Его намерению, а не по своему мудрованию.

Но почему и для чего христианин непременно должен идти сим путем самоотвержений и крестов, и особенно тогда, когда Вера его учит, что Иисус Христос умер и пострадал за него и искупил Своею кровию?

Таковой вопрос в христианине есть отголосок ропота, нетерпения и недоверия, и даже безверия; ибо христианин должен безусловно, с покорностью и с детскою простотою следовать за своим учителем, не спрашивая, почему и для чего он ведет его не другим, а сим путем, который для многих умных кажется безумием и юродством, а для привязывающихся к мертвой букве писания — соблазном.

Впрочем, для убеждения ума нашего мы можем представить несколько причин тому, почему и для чего Христианин должен итти путем самоотвержения и крестов.

  1. Христианин должен идти сим путем из благодарности к Иисусу Христу, как искупителю и ходатаю его. 2. Из любви к Нему, как любообильнейшему Отцу. 3. В подражание Ему, как Главе и Вождю своему. 4. Во изъявление своей преданности, веры и надежды к Нему как истинному и Всемогущему Богу.

Сверх того, мы должны идти сим путем страданий и потому, что только на сем пути мы можем узнать истинную цену блаженства и достигнуть возможной нам премудрости; и наконец, для того, чтобы крестом очистить, выжечь и истребить всякий корень греха и самолюбия врожденного в нас и явиться в полной чистоте и правде Божией; так как и золото тогда только имеет свою цену, когда оно несколько раз прошло чрез горнило.

Итак, вот путь, которым мы должны идти и пройти, несмотря на его трудность. И вот отчасти причины, почему мы должны идти сим путем.

Но, изобразив все трудности предлежащего нам пути, мы скажем нечто и об утешениях, который христианин может встретить на нем.

Мы здесь умолчим, как об известной всем истине, что Христианский путь неуклонно ведет в вечное Царство совершенного блаженства и неизреченной славы; но скажем, что и в сей жизни последователь Иисуса Христа не лишен возможных утешений и даже блаженства. Так например: 1-е. Кресты, встречающиеся в сей жизни, никогда не бывают беспрерывны, но перемежающиеся. 2-е. Всякий крест, перенесенный с кротостью и преданностью воле Божией ведет за собою внутреннее утешение, соразмерное тяжести креста и расположения души несущего. 3-е. Хотя и кажется, что ныне нет или очень мало истинных и опытных крестоносцев; но они есть, и встреча с ними на пути крестном может быть большою отрадою и утешением. И наконец, что всего несомненнее, когда человек уже пройдет некоторое расстояние на сем пути, то он непременно мало-помалу исполнится Святого Духа-Утешителя, точно так, как исполнились им Апостолы. И тогда никакой крест не будет тяжел.

И так, рассмотрев, по возможности, со всех сторон предлежащий нам путь креста, будем ли говорить что-нибудь во убеждение свое? Будем ли говорить, что мы должны идти сим путем потому, что он неизбежен, что другим путем мы никогда не достигнем совершенства и славы, и что, если мы здесь не понесем крестов, то там кресты адские сокрушат нас и проч.? Но, что все убеждения наши для нас, когда и убеждения Самого Небесного Учителя для нас весьма часто, как глас вопиющего в пустыни! Итак, вместо всяких убеждений, скажем только то, что если мы уже чувствуем себя далекими от предлежащего нам пути, то по крайней мере, положим себе за правило: не глумиться и не пререкать и, так сказать, не недоверять слову Евангельскому, проповедующему самоотвержение и кресты; но, сознаваясь в своей слабости и нерадении, будем обращаться с сердечною молитвою к Тому же, Кто первый указал нам сей путь, и прошел им, и будем просить Его, дабы Он дал нам и желание и силы идти за Ним.

О, если бы кто-нибудь из нас, хотя бы один, положил на сердце нынешние слова Иисуса Христа и решился бы сделаться истинным последователем Его! О! Какою бы радостью возрадовались небесные жители о церкви нашей! Господи! Услыши, помози и спаси нас. Аминь.

Произнесенное в 1838 г., год выезда Иннокентия Ситхи.