СЛОВО ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВАЛЕРИЯ ЛУКЬЯНОВА (+2018 Г.) НА ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Крест Хранитель Всея Вселенныя.
Великий праздник Воздвижения — праздник торжества, радости обретения животворящаго древа Господня. Верующие должны воспринимать его, конечно, не только как воспоминание величайшаго историческаго события, имевшаго место более полторы тысячи лет назад, но как явление, имеющее прямое и промыслительное отношение к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста — это прежде всего победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольныя страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его Воскресение из мертвых открыты двери райския и новая жизнь дарована роду человеческому.
Как образ креста начертан над землей, простираясь с севера на юг и с востока на запад, так поистине крест является «хранителем всей вселенной», как о том поет св. Церковь.
Как всякая радость налагает на радующагося меру ответственности за дарованное утешение, так и духовная радость сегодняшняго празднования налагает на нас обязательство перед Господом, подъявшим ради нас мучительныя крестныя Страсти. Это обязательство в отношении дарования нам креста должно выявляться в трех подвигах. Во-первых, мы должны нести свой собственный жизненный крест. Во-вторых, мы должны благоговейнотворить крестное знамение. И, наконец, все жизненное мы должны осенять знамением креста.
В отношении несения личнаго креста, мы понимаем это установление как заповедь Божию благодушно и безропотно нести тяжесть своих болезней, скорбей и страданий, которыя сопутствуют жизни каждаго человека. Посредством этих скорбей смиряется горделивый дух человека и он с великой пользой для души приближается к Богу. Мы из опыта знаем, что когда у нас все обстоит благополучно, мы становимся безпечными, забывая благодарить Господа за дарованное довольство. Когда же постигает нас скорбь или болезнь, мы скорее устремляемся в храм Божий, усерднее молимся, сокрушаемся о своих согрешениях, стремимся соединиться с Творцом.
В напоминание нам о сем, в благословение и в ограждение от зла и налагается нам на грудь крестильный крест, который должны мы носить до самой смерти.
Имея крест как торжественный знак победы и как силу защитительную, мы ставим крестное знамение в возглавление наших храмов, мы украшаем им наши жилища, мы износим его в церкви как сегодня, для поклонения, мы полагаем его в колесницах и кораблях, на нем мы даем клятвенное обещание, исповедуем свои грехи, он же будет знаменовать наше последнее могильное жилище.
Спокон веков, тесно ощущая силу креста и имея в этом большую нужду, христиане с нежнаго детскаго возраста научаются правильному наложению на себя (на чело, на чрево и на рамена)крестнаго знамения, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
К сожалению, очень часто совершение крестнаго знамения производится небрежно. Креститься часто или неполным крестом еще не значит, что человек через это обретает благодатную силу и оградительное действие креста. И нынешний праздник со всей силой подчеркивает важность творить крестное знамение истово и целым крестом, сознавая его истинную силу и вспомоществование через молитвенное обращение ко Господу распятому.
Третий путь, начертываемый сегодняшним праздником обретения Креста Господня на Голгофе, это завещание знаменовать крестом всякое доброе начало в жизни, всякую вещь. Все святыни наши обретают святость через начертание знамения креста с призыванием благодати Пресвятаго Духа. Так освящаются наши храмы, престолы и жертвенники, иконы, кресты; священные сосуды, одежды и утварь. Особенное значение имеет освящение святой воды, которая обретает силу нетления и исцеления. Все таинства Церкви совершаются с крестным знамением.
Мы крестим пищу, жилища, колесницы и самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущаго на брань; родители — женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».
Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако, сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Совершенно очевидно, глядя на духовное состояние мира, что эпоха апостасии ныне находится в полном разгаре, что подходит «исполнение времен». Идущие узким путем всегда понимали, что мир лежит во зле, что мир любит телесное, временное и материальное, что ему противен подвиг, непонятны благородство и жертва. Но то, что этот мир переживает сегодня, человечество еще никогда не испытывало. Конечно, были бедствия, падения, шатания, но, все-таки, такого нравственнаго и духовнаго упадка, такого полнаго оскудения любви, такого распространеннаго зла, как мы видим теперь повсюду, еще не было. Перед сегодняшним развратом блекнут Содом и Гоморра. Современная «наука», упоенная различными достижениями, горделиво бросает дерзкий вызов Богу. Перед всемирным разгулом терроризма человечество трепещет в низком страхе. Сатанинския силы открыто и нагло действуют повсюду, захватывая все отрасли жизни.
История религии свидетельствует о бывших безчисленных ересях, лжеучениях и заблуждениях во все века, но такого открытаго предательства Православия, такой страшной безпринципности, с которыми современные первосвященники, лучше сказать уже «прелаты», бешенным темпом трудятся над созданием объединенной антихристовой лже-церкви, такого мир еще не видел.
На фоне такого глубочайшаго разложения, разве несправедливо было бы уже в наше время ожидать наказующаго гнева Божия?! Господу не угодно было открыть срок Второго Своего пришествия для суда над заблудшим человечеством, но мы знаем, что только наличие истинных праведников способно отодвинуть время излияния чаши Божьяго гнева. Почему мы говорим об этом сегодня, в этот дивный праздник Креста? Да потому, что именно Крест имеет прямое отношение ко Второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, Страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24, 30). Это будет как бы «второе» воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
В эти дни искушения во всей силе звучит грозное предречение Апокалипсиса о том, как будет производиться отбор истинно верных от обольстившихся, т.е. тех, кто поклонятся «зверю». Преклонившимся пред Антихристом диавол будет налагать особое «начертание на правую руку или на чело» (Откр. 13, 16); «на правых руках — для пресечения делания правых и добрых дел; на челе — чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме» (свят. Андрей, Архиеп. Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»).
Нельзя ли предположить, что эта печать на правую руку и чело соблазнившихся будет залогом Антихриста искоренить крестное знамение? Разве уже теперь не ополчились силы зла на неприкосновенность св. Библии, на молитву в школах? Ведь требуют не употребления имени Божия на государственных бумагах и деньгах, а почему бы не признать, что совершение крестнаго знамения публично есть нарушение «конституции»?
А разве не было гонения в бывшем Советском Союзе, когда и за меньшее проявление религиозности обрекали верующих, если не на плаху или заточение, то на преследование и ущемление прав?
Поистине, следует современным православным людям со всем вниманием и углубленным сознанием упорядочить совершение крестнаго знамения, дабы могли мы укрепиться в нем и противостоять начертанию «зверя», ведущаго в погибель.
Полагая в сердце и в уме все изложенное, что так промыслительно открывается нам в великом празднике Воздвижения Креста Спасителя нашего, будем приносить плоды истиннаго покаяния в грехах, пока еще не услышали мы глас трубы ангельской. Будем твердо верить в силу креста, освящающую личную и церковную жизнь, и будем неотступно пребывать с дивным знамением Господним. Тогда сможем мы иметь упование на милость Божию за это наше постоянство, за любовь нашу к Нему. Тогда сможем надеяться в день кончины нашей или в страшный день судный, если он придет раньше, обрести неизреченную сладость услышать любвеобильный глас Господа:«Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен: над многим тебя поставлю; войди в радость Господа твоего» (Матф. 25, 21). Аминь.