СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ТРУХАНОВА (+2006Г.) О ПАСТЫРЯХ.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Некогда Христос говорил о пастырях, душу свою полагающих за овцы, и говорил о наемниках, которые, видя волков, приближающихся к стаду, не заботятся о спасении овец, но оставляют стадо волкам на растерзание, а сами убегают, спасая собственную шкуру.

У пророка Иезекииля читаем слова Господни, обращенные к пастырю: «Когда Я скажу беззаконнику: "Беззаконник! Ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от путей его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33, 8). — Вот, какая страшная расплата постигает пастыря, который не вразумляет, не обличает беззаконника!

Да, священнослужители должны вразумлять творящих беззакония и, говоря о пагубности беззаконной жизни, призывать к покаянию, к исправлению, к становлению на путь жизни праведной, христианской.

Мы, священнослужители, часто, к сожалению, чрезмерно увлекаемся заботами об устроении личного материального достатка в жизни и пренебрегаем при этом своим пастырским долгом. — «Не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34, 8), а мы — увы! — чаще всего пасем самих себя (Ср.: Иез. 34, 2), и потому подвергаемся грозному обличению слова Господня...

Конечно, с точки зрения мирского благополучия нам удобнее ограничивать свой пастырский долг установившимися рамками формально исполняемого (и сокращаемого!) служения в храме и всегда тороплива совершаемых треб... Практически, это значит, спокойно почивать на перинах сложившегося земного благополучия, быть пастырем, «который о погибающих не заботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет» (Зах. 11, 16). Так происходит, когда в нашем присутствии ложь выдается за правду и поносится истина Божия (а истина только и может быть Божия, потому что Бог есть истина — непреходящая, живая, вечная Истина), а мы не возвышаем голоса за Правду, не выступаем в защиту поруганной Истины и, «уходя в кусты», молчим... Молчим, потому что боимся, как бы и нам не оказаться в поношении, не пострадать от тех, кто поносит Истину... И когда мы видим людей, благополучно живущих в нечестии и, прямо скажем, процветающих, несмотря на явное умножение беззаконий, — и не обличаем их, не вразумляем их, то, по слову Божию, их ожидает погибель, а с нас, недостойных стражей и пастырей словесных овец, взыщется Богом кровь их — души их. Именно а таких недостойных стражах и пастырях говорит Господь через пророка Исайю: «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать». «И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные, все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис. 56, 10-11).

Нам стало трудно проповедовать Евангелие, потому что мы сами не живем по-христиански. Как мне призывать вас к непрестанной молитве, к соблюдению уставного поста, когда я сам не имею навыка непрестанной молитвы и сам нарушаю посты?! И если я буду утверждать, что не должно помнить зла, а между тем буду причинять другому зла и быть злопамятным, то как могу привлечь вас к добродетели словами, когда отгоняю ее своими злыми делами?! Не потому ли мы, призванные Богом трудиться над исправлением других, не видим успеха в этом, — оттого, что много говорим, а мало делаем, ибо о добром говорим, а злое делаем.

Христос говорит о пастыре, который выводит своих овец на обильные пастбища и «идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4). Пастырь должен служить примером — быть образцом для овец стада Христова. На священнических крестах с обратной стороны вырезаются слова из Послания ап. Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). — Слышите, какой образец христианской жизни должен собою являть перед вами каждый священнослужитель! — Слышите?!

И горе нам, если мы не таковы... Горе нам, если мы не служим для вас образцом христианской жизни! И если ап. Павел говорил: «Горе мне, если я не благовествую» (1 Кор. 9, 16), то что остается говорить нам, когда мы не проповедуем Евангелия своей жизнью, не обличаем беззакония, не призываем ко спасению... О, горе нам, — двойное горе нам! — когда мы превращаемся в официально чествуемых наемников, молчаливо наблюдающих изо дня в день умножающуюся гибель овец Христовых!

«Горе пастырям..., которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закопали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью...» (Иез. 34, 24). «Овцы Мои, — говорит Господь, — оставлены на расхищение и сделались пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли» (Ср.: Иез. 34, 8).

«Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя» (Иез. 34, 10); «Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих» (Мал. 2, 9).

Святой ап. Павел просил христиан — своих современников — молиться за него, молиться за то, чтобы Бог отверз двери для проповедуемого им Евангелия (Ср.: Кол. 4, 3; 1 Фес. 5, 25; Флп. 1, 19; Фил. 22; 2 Кор. 1, 11; Рим. 15, 30-31). Тем более нам, священнослужителям, надлежит просить вас, христиан, помолиться за нас, многогрешных, дабы Господь по вашим молитвам укрепил нас в намерении препровождать жизнь в благочестии и чистоте и тем самым сподобил бы осуществлять высокий образец жизни пастыря Церкви Христовой.

Сподоби, Господи Иисусе Христе, нам всем поступать, как Ты поступал, все и всегда делая во славу Твою. Аминь.

 

 

 


.