ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА ДАНИИЛА СЫСОЕВА (+2009Г.) В НЕДЕЛЮ 26-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

О богатстве

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Притча Господа о безумном богаче чрезвычайно важна и для нашего времени. Многие люди сейчас пытаются поступать именно так, как этот человек, у которого появилось великое богатство. Нива произвела множество плодов, и он даже не знает, что с ними делать. Боголюбивый человек сказал бы: «Отлично, раз такой богатый урожай, то я смогу дать больше милостыни, я поддержу больше людей, я проявлю свое милосердие». Но этому человеку даже в голову такое не приходит. Он озадачился вопросом, что же ему делать с богатством. «Проблема у меня такая страшная, не знаю, что делать со свалившимся на меня богатством». Есть такое понятие, как предрассудок. Есть некая мысль, которая уже заведомо имеется у нас в голове, и есть некая мысль, которая заведомо отсутствует у нас в голове. Очень часто у человека отсутствует мысль, что людям можно помочь, что можно обратиться к Богу за помощью. Когда наступает сложная ситуация, нам даже в голову не приходит о чем-то попросить Бога или что можно кого-то пожалеть.

У нас в голове совершенно другие предрассудки. Как раз об этом и говорится в Евангелии, о богаче, у которого нива дала такой урожай, что он не знает, что же ему делать, куда собрать все плоды. «И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» (Лк. 12, 18). Открою себе собственный банк, сделаю себе хороший счет, сделаю себе хорошую жизнь. И наконец, скажу своей душе: «Душа, ты имеешь много благ, которые лежат у тебя на многие-многие годы, — почивай, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 19-20). Вот безумец, зачем душе еда? Наш ум не питается едой: если мы возьмем и съедим осетрину, душа у нас этим не накормится. А многие люди пытаются душу накормить телесными вещами, как тот безумный богач. Человеку даже в голову не приходит, что можно как-то по-другому поступить. Сейчас люди жалуются, что все у нас в стране ужасно: низкие пенсии, низкие зарплаты, вот если б у нас было всего много, все было бы замечательно! Мы могли бы сказать своей душе: все у тебя приготовлено — ешь, пей, веселись. Но как говорит Господь Бог? «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Все это относится и к нам. Люди говорят: «Главное, чтобы у меня была хорошая работа, хорошие финансы, чтобы у меня была замечательная дача, “мерседес” последней модели, дом хороший — полная чаша», но Бог говорит: «Зачем?». Сколько людей вкладывают в это всю жизнь! Сколько у нас убивают времени на то, чтобы гоняться за ничтожными вещами! Человек не понимает, зачем он живет. Потому что жить ради каких-то земных вещей — бессмыслица. Господь нам скажет, что мы сумасшедшие, если вкладываемся в землю, — она заведомо распадется.

Грех, конечно, не в самом богатстве, а в отношении к нему. Господь прямо это показывает. Что вот с этим человеком будет? В эту же ночь душу твою возьмут из тебя. И кому же достанется то, что ты приготовил? Вот ты трудился, трудился, всю свою жизнь посвятил поискам богатства! Как часто многие говорят, что я всю жизнь работала на семью, работала на то, чтобы у детей нормальная жизнь была, а они меня бросили, или все это обесценилось. Да Господь еще по милости поступил. А ведь Он мог бы сказать, как этому безумному богачу: безумец, пришло время в эту ночь вытягивать из тебя твою душу.

Почему вытягивать? Да очень просто. Наша душа привязана к тому, чем она живет. Как Господь сказал:«где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21; Лк. 12, 34). Если, к примеру, у человека сокровище — машина, он живет ради машины. Так вот представьте себе: человек (неважно, богатый или не богатый), который привязался к имуществу, что будет, когда он будет умирать? Он же будет цепляться, говорить, ну как же, я ведь там поршень не поменял еще, у меня еще колеса не поменяны. Или человеку приходит время умирать, а он говорит, что не может: я ведь только ипотеку взял, квартиру, я хочу расшириться, или я в бизнес вложился. У него все мысли на земле. Куда к Богу идти? Да подождет Он еще, этот Бог. «А вот и не подожду», — говорит Господь Бог. Я тебя не для имущества создавал, Я тебя создавал для Самого Себя, а что же ты делаешь? Зачем ко Мне задом повернулся? Как сказано было в Писании, разжирел Израиль, растолстел и задом повернулся к Сотворившему его: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15).

Господь говорит душе, что теперь пора и вылезать, а душа говорит, что не хочет. И приходится приходить духу, который изображается чаще всего с косой. Это падший дух — смерть. Она так и приходит к тем людям и с пытками вытаскивает их душу. Но есть еще более страшное толкование, что не только смерть приходит, а вместе со смертью приходят и другие, с трезубцами, которые вытягивают душу, привязавшуюся к земле, и которая вся покрыта наростами земных привязанностей. И ее уберут в ад, потому что душа эта слишком тяжелая, чтобы взлететь к небесам. Она такая ожиревшая, она настолько прилепилась к земле, что о Боге она и думать не хочет. Разве она после смерти будет о Боге думать, если она при жизни о нем не думала?! В таком состоянии человек после смерти возненавидит Бога. Бога, который, что называется, «всю жизнь поломал». Вот так некоторые люди к Богу и относятся: я только начал жить, только начал распрямляться, только свою волю стал исполнять, а Ты меня забрал. Если человек начинает ненавидеть Бога, куда он после этого пойдет? Конечно, в бездну ада, где его будут мучить бесы, которые и паразитируют на веществе. Помните, в Евангелии от Луки (Лк. 16, 19-31) рассказывается о богаче, который лежал в аду? Что у него больше всего страдало? Язык, потому что он очень любил наслаждение языком. Он каждый день пиршествовал блистательно, и он у него больше всего страдал, потому что у него привычка к наслаждению телесному сохранилась, несмотря на то, что тела уже нет.

Точно так же у этого безумного богача душа привязанная, приклеенная к земле, а я думаю, что у него было множество разумных оснований, что семье он необходим и что вообще имеет право пожить хорошо. Все эти вещи приклеивают человека к земле, и человек с трудом отрывается от этого мира. И остается совершенно безумным, как говорит Господь Бог. Без Бога все это безумие — поиски благ материального мира и приклеивания к ним, неважно, доллары тут, или имущество, или что-то еще. И так будет со всяким, кто собирает себе, а не в Бога богатеет. В тот самый момент, когда он меньше всего ждет, он будет вырван из этого мира и попадет в страшные руки злых духов, которые бросят его в огненную бездну. За то, что он не взыскал Бога, злоупотребил тем даром Творца, Который был дан ему. Но есть и другое богатство: можно богатеть в Бога. Мудрый человек может быть тоже привязан к имуществу, он может очень любить богатство, но, если он мудрый, он будет вкладывать туда, где его нельзя своровать. Он дает «взаймы» Тому, Который дает взамен очень хороший процент, — Господу Богу, а где можно вложить в Его копилку? Через нищих, через храмы, через Его места, Где Он принимает.

Милующий нищего дает взаймы Богу. И жертвующий на храм тоже. Потому что это есть строительство дома Божия, потому что нищие — это храмы Духа Святого, как говорит апостол Павел. Во всех случаях человек, вкладывающий таким образом богатство, богатеет в Боге. Он действительно строит себе небесное жилище. Апостол Фома построил одному индийскому царю на Небесах золотой дворец, и мы можем. Потому что дворец строится не в зависимости от количества милостыни, а в зависимости от отношения к ней. Помните, бедная вдова две полушки бросила и на них купила Царство Божие. Это и есть то самое богатство в Боге, которое противоположно богатению в себя. Нужно богатеть в Бога. Если у нас появились лишние силы, лишние возможности, это касается не только денег, это касается и талантов, и сил, и здоровья, и всего остального, нужно срочно вкладывать их в Бога. Например, у вас хорошее настроение — как вложить хорошее настроение в Бога? Поддержать унылого, ослабевшего душой. Это будет вкладывание своего хорошего настроения в Бога, и ничем не меньшее, чем пожертвование денег. Потому что главное — сердце, которое поддержит другое сердце. Главное — любовь, которая проявляется через это. Давайте учиться богатеть в Бога, давайте учиться вкладывать все свои материальные и духовные силы в Господа, чтобы сама смерть для нас была легким выходом. Как поем мы про святую Варвару: «Варвару святую почтим, потому что она вражьи сети разорвала и, как птица, вырвалась из них помощью и оружием Креста Всечестного». Так же и мы разорвем тесноты этого мира, те ловушки коварства, которые разбрасывает дьявол для нас на земле, когда он затягивает нас в этот мир. И вспорхнем из этого мира с легкостью и радостью.

Посмотрите, как умирают святые! Они умирают с легкостью и с радостью. Так же умирают многие наши современники. Есть такой тип русских людей, потрясающе красивых (я, как священник, с ними часто сталкиваюсь), — это тип тихих праведников, которые незаметны, которые не кажутся чем-то необычным, они обычно ходят в храм, стоят в уголочках, не лезут вперед, не привлекают к себе внимания. Они просто тихо молятся, стараются тихо, незаметно делать добрые дела, причем про добрые дела они забывают сами очень быстро. Себя искренне считают чем-то таким неважным, при этом умеют примирять людей. Такие бывают и старички, и старушки, они очень светлые люди, удивительно светлые люди. И когда они умирают, умирают всегда с радостью. И очень часто к ним навстречу приходят и Ангелы Божии, и Пречистая Богородица, и Сам Христос Спаситель. Это и сейчас бывает.

Мы знаем сколько угодно таких случаев, когда Господь Бог так воздает тем людям, которые в Него богатели, тем людям, которые не привязывались к земле. Помните, что земля сгорит, все дела в ней сгорят, мы с нее уйдем. Не привязывайтесь к ней, не приклеивайтесь к ней, не ищите от нее надежд, не пытайтесь душу кормить землей, а кормите душу Небом, кормите душу Божией Силой. И тогда вы вспорхнете в день смерти, и для вас даже смерти-то не будет, будет успение. И этого чудовища, которое видят многие люди, умирая, скелета с косой вы тоже не увидите, как Господь обещал: «Верующие в Меня смерти не увидят» (Мф. 16, 28; Мк. 9, 1; Лк. 9, 27), но придет за смертью жизнь. В буквальном смысле не увидят этого духа, который отрезает человека от земли, он не увидит, потому что незачем ему это. Если человек при жизни отрезал себя от земли любовью к Богу, небесным тяготением, то и в день смерти он просто взлетит в Небесные Селения, как выпархивает бабочка из кокона.

Дай Бог нам всем такую христианскую мирную кончину! Спаси Господь.

Храм св. апостола Фомы, г. Москва