ПРОПОВЕДЬ CВЯЩЕННИКА ДАНИИЛА СЫСОЕВА (+2009Г.) В НЕДЕЛЮ 4-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА.

День памяти Иоанна Лествичника

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю вас с воскресным днем и с памятью преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, память которого Церковь совершает в четвертую неделю Великого поста. Сейчас мы миновали середину поста, преполовение поста уже совершилось, мы прошли Крестопоклонную неделю, мы приложились к Честному Кресту Господню. И Церковь напоминает нам об одном из главных аскетических творений, «Лествице», руководясь которым мы строим нашу духовную жизнь. Преподобный Иоанн, настоятель Синайского монастыря, который жил в VI веке, описал лестницу, ведущую от земли на Небо, описал, каким образом можно взойти к небесным высям. Он дал руководство в деле спасения и показал, как нужно постепенно подниматься по тридцати трем ступеням, по числу лет Иисуса Христа, чтобы дойти до высот Богоподобия — верхней ступени, которая называется Божественная любовь. Бог и есть любовь.

Пребывающий в любви в Боге пребывает, как сказал апостол Иоанн Богослов. Иоанн Лествичник говорит нам, как подняться до Божественной любви. Начинается все с отречения от мира, с того, что человек отрекается от жизни по-мирски, не в том смысле, что он уходит в монастырь или начинает носить вериги, а человек отказывается жить как все. Нужно жить, как Бог, а не как все. Это самая первая ступенька, с которой начинается подъем к Небесам. Понятно, если человек хочет жить как все, о каком подъеме может идти речь? Никакого подъема к Небесам у человека не получается. Он остается здесь, и участь у него та же, что ожидает и Землю: конце времен она будет охвачена всемирным огнем и сгорит. То же произойдет с теми, кто живет по земным законам. Они будут брошены в огонь за то, что не захотели подняться к Небу по лестнице, которую открыл Сам Бог. Эта лестница, которая дана нам при Боговоплощении, имеет множества ступеней. Эти ступеньки — различного рода добродетели,

«Лествица» — настольная книга любого православного христианина. Если не можешь справиться с той или иной страстью, нужно обращаться к ней, как к инструкции. Или не знаешь, как достичь той или иной добродетели. Все это в ней открыто, там описана душа в самых тончайших ее проявлениях, в самых тонких и часто незаметных дня обычного наблюдения корнях души. Часто читаешь и думаешь: действительно, как точно написал Лествичник, все так и происходит, а я этого не замечал, себя обманывал или просто не задумывался. Самый удобный прием дьявола — он заставляет нас не думать. Бог велел думать, но многие сопротивляются, думать не желают, хотят, как кошки с собачками, быть, а не как люди. А Бог хочет, чтобы мы людьми были, Потому что Он нас людьми сотворил. Бог заставляет нас думать, вдумываться, заставляет нас понимать корни нашего духа, потому что не так важно для человека познать происхождение атома, как важно познать корни своей души. И Лествичник открывает эти корни, потому что мир Божий руководил им.

Одно из главных правил таково: ты должен стараться устраивать Себе некий экзамен. Необходимо проводить исследование своей души: на какой уровень ты поднялся? Не для того, чтобы сказать, какой я правильнейший человек, а для того, чтобы посмотреть, в правильном ли направлении я иду. Как в лесу: человеку нужно остановиться и сориентироваться на местности, а то можно безрассудно зайти в чащу. Вот и надо делать такие остановки, чтобы посмотреть, где путь Божий. Об этом говорит и пророк Осия: остановитесь на своих путях и посмотрите, где путь Бога, и идите по нему. Лествичник говорит, что нужно посмотреть, не находимся ли мы, достигшие уже зрелых годов, в первом классе? Если мы не поднимаемся по ступеням добродетели, это нам никак не делает чести, не свидетельствует о нашей мудрости. Поэтому необходимо уметь просматривать, в каком состоянии наше сердце, что происходит с нами, к Небу мы идем или удаляемся от него. Здесь необходима максимальная честность. Есть дьявольское искушение, о котором мало говорят, но оно часто встречается. Человек ходит с постным выражением лица и говорит, что он такой грешный, он никакого духовного роста не имеет, он ничего недостоин, никуда не пошел, поэтому ему не спастись. Под видом смиренмя дьявол вкладывает в душу уныние, отчаяние, расслабляет наши руки, чтобы мы не делали добрых дел. Христу не нужно такое смирение. Поэтому нам нужно, чтобы мы точно знали, где находимся.

Что нам Бог дал доброго, не мы сделали. Хвалиться добрым незачем, но знать, что доброго Бог нам открыл, можно и нужно. Глупо сказать человеку, который прочитал Библию десять раз, что он Библию не знает. Он может не знать тайн Библии, но сюжет Библии он точно знает, заповеди Божии знает. Такой экзамен себе нужно устраивать, и как можно чаще. Надо четко знать, что я знаю, а чего не знаю. Я сделал то-то, а не сделал вот этого. Эту страсть Бог во мне победил, обязательно нужно сказать не «я победил», потому что как только вы скажете «я победил», сразу же страсть вылезет, уцепится за вашу гордыню, высосет все силы и благополучно поднимет свою рогатую голову. Нужно сказать, что «Бог во мне победил», усмирил сейчас эту страсть. Слава Ему, Всемогущему. А вот эта страсть во мне процветает. Нужно смотреть, какая страсть во мне сейчас действует, и против нее направлять все силы. Когда люди говорят, что я во всем грешен, такие люди отказываются от реальной борьбы. Грехи, хоть и в разной степени, но более или менее касаются нас всех. Объективно грех мужеложества касается людей, здесь стоящих, менее, чем грех сребролюбия. Поэтому надо рассмотреть, какой грех сейчас во мне действует, и направиться на борьбу с ним, чтобы его победить. Каким образом победить грех? Для этого нам дана «Лествица», где приведены способы борьбы с каждым конкретным грехом. Не существует общей «технологии» борьбы со всеми грехами, но один принцип: Христос побеждает в нас, поэтому мы должны обращаться к Нему за помощью.

От каждого греха есть свое лекарство. Например, человек, который грешит страстью жестокости, не должен усиливать в себе суровость или заниматься правдоискательством, потому что он этим только грех усилит, он должен учиться мягкости. С другой стороны, если человек склонен к ласковости, так что может в блуд впасть, он должен в себе строгость воспитывать. Если человек гнушается вином (говорит, что в водке бес), он должен вкушать немного вина, для того чтобы с этим грехом справиться, не напиваться, а пробовать, чтобы себя побороть. Нужно четко смотреть, где грех и как с ним бороться, — все это в «Лествице» хорошо описано. Мы этим напрасно не пользуемся, в результате мы, бывает, ничего не можем сделать. Церковь дает нам возможность себя самих проверить и себя судить, максимально честно, прося Бога о честности. Как говорит апостол Павел, если бы мы сами себя судили, мы не были бы осуждены с миром: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 32). Мерилом является книга Священное Писание Ветхого и Нового Завета — Библия.

На этой неделе Церковь вновь будет читать, теперь уже полностью, покаянный канон Андрея Критского. Затем, что, поклоняясь Честному Кресту, пройдя все дни поста, мы должны сдать некий экзамен за весь прошедший год — что мы сделали с прошедшей Пасхи? Что у нас накоплено в качестве духовного багажа? Весной обычно делают генеральную уборку, такую же уборку нужно делать и в душе. Для этого назначена пятая неделя Великого поста, чтобы мы с вами посмотрели, какие добрые дела у нас не сделаны, и поставили себе стратегические задачи на будущий год. Для этого нам пост и нужен. А потом, после пятой недели, нам будет дана еще одна неделя — шестая, для того чтобы мы закончили то, о чем случайно забыли. Чтобы к Пасхе Христовой прийти с исправленным сердцем, насколько для нас сейчас это возможно. Все в Церкви сделано для нашей духовной пользы, чтобы наш дух и наша душа, разум, наша воля, наши чувства расцвели, были очищены от всякой мерзости и чтобы мы как можно быстрее шли к Небесам. Иоанн Лествичник нас еще в одном утешает. Некоторые думают, что они столько грешили, что и каяться столько же придется, а это невозможно, и смерть придет раньше. «Сил у меня нет, я слабый, маленький, глупый, куда уж мне... это не для нас, эта только святые могли». Все это аргументы врага. Здесь нужно поступать, как Наполеон Бонапарт: «Ввяжемся, потом посмотрим». Здесь нужно ввязываться в духовное сражение с дьяволом, но ввязываться мудро, в борьбу с той страстью, которой он сейчас угрожает, и ее побеждать теми средствами, которые предлагает нам Бог.

Сражаясь, мы должны помнить, что путь к Богу гораздо короче, чем путь от Бога. Это очень важно. Это противоречит законам геометрии, но законам духовной геометрии это соответствует. Бог очень быстро приходит к человеку, гораздо быстрее, чем человек этого хочет. Поэтому люди и побаиваются молиться Богу, их слишком хороша слышат, и часто слышат так, как не хочется, чтобы слышали. Часто мы просим: «Господи, дай нам то-то и то-то, только не сейчас», а Бог на такие сделки не идет. Поэтому нам необходимо в эту неделю поста провести такой небольшой экзамен и прийти к Пасхе очищенными, чтобы мы смогли подняться еще на несколько ступенек ближе к высотам добродетели. Помните: нет общих сроков, подъем может произойти мгновенно, а может происходить в течение десятилетий. Все зависит от нашей воли, ревности, от нашего желания и, главное, от силы Бога — всякое немощное врачующей оскудевсающее восполняющей, то, чего нам не хватает, дающей, все наши немощи лечащей, и все пороки исцеляющей. Будем на Бога Всемогущего опираться, полагаться, будем служить Ему и только Ему. Ничему другому, кроме Него, и милость Бога Всемогущего будет со всеми нами.

Храни вас Господь!

 


.