СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИЛИИ (МИНЯТИЯ), ЕПИСКОПА КЕФАЛОНИЙСКАГО (+1714Г.) 
В ДЕНЬ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

О любви.

Ста Иисус на месте равне: и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иyдeu. (Лк. 6, 17.)

Хотя долг особеннаго благоговения к иже во святых отцу нашему чудотворцу призывает меня сегодня к его прославлению, однако содержание нынешняго святаго Евангелия влечет мой язык к другому, — к высшему поучению. И я склоняюсь болеe к тому, чтобы нравственным поучением наставить празднующих слушателей, чем красноречивым похвальным словом прославлять празднуемаго. Во первых потому, что сознаю свою неспособность по достоинству восхвалить этого великаго иepapxa; я не могу — ни прославить его подвиги, ни описать его чудеса. Во вторых потому, что все лики Ангелов, все чины блаженных духов на небе и на земле, все общины православных во всяком городе и стране, совершая общий всемирный праздник, столько поют, столько говорят во славу святаго, что никому (уже) невозможно прибавить что-либо больше к чести его и славе. Итак, достаточно того множества похвальных слов, которыми различныя церкви празднуют память чудотворца Николая, а мы выберем другой предмет для слова, именно тот, который представляет нам святое Евангелие, чтобы получить от наставления столько же духовной пользы, сколько от праздника мы получили духовной радости.

Господь наш Иисус Христос стал на широкой Галилейской равнине; там собралось безчисленное множество и учеников и многих других людей со всей Иудеи, из Иерусалима, Тира и Сидона и изо всех окрестных стран, пришедших, как жаждущие елени к источнику, чтобы слышать Его слово и видеть чудеса; и от Небеснаго Врача душ и телес они получили сугубое исцеление. Во первых — исцеление души, богопознаниe, ибо Его учение было небесным спасительным светом, просвещавшим всякаго человека; во вторых — здравие тела, так как от Него исходила чудодейственная сила, слепым возвращавшая зрение, исцелявшая больных и очищавшая прокаженных: и исцеляше вся (Лк. 6, 19). Тогда Он возвел очи Свои на учеников и произнес известныя девять блаженств, во всей точности записанных Св. Матфеем; именно: — блаженны вы, нищие; блаженны вы, плачущие; блаженны вы, кроткие и смиренные; блаженны вы, алчущие и жаждущие правды; блаженны вы, милостивые; блаженны вы, имеющие чистое сердце; блаженны вы, миротворцы; блаженны вы, поносимые за правду; блаженны, сказал Он, и треблаженны все вы, скорбные в этом Mире, так как вы возрадуетесь неизреченною радостью в царствии небесном: возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небесех (23 ст.). Если бы я захотел говорить обо всех блаженствах, мое слово продлилось бы безконечно; поэтому удовольствуйтесь тем, что я буду говорить только об одном, именно об (изречении) блажени миротворцы, что здесь очень необходимо.

 

I.

Я представляю себе человека в двояком состоянии: или в мирском, (просто) как человека вообще, в его доме, с его семьей, родителями и братьями, (человека), который стремится к счастью; или в духовном, как (человека) христианина, в Церкви, который верует в Евангелие и ожидает царства небеснаго. Теперь я скажу, что с миром человек в области мирской действительно счастлив и все ему удается, а в области духовной он совершенный христианин и легко спасается; наоборот, без мира он несчастный человек и ложный христианин, жалкий в этой жизни и трижды жалкий в другой. Так необходим мир и в мирских делах в этой жизни, и для духовных — в будущей. Я начну с перваго.

Языческая мудрость древних мудрецов оставила нам то многоизвестное изречение, которое весь мир и во все времена с одобрением признавал вполне истинным, — именно, что при согласии малыя вещи увеличиваются, а при раздоре — великия уменьшаются. С другой стороны, обитающая в Церкви мудрость Святаго Духа тому же поучает нас во Св. Писании. Во первых, в псалмах: се что добро, или что красно, но еже жити браmиu вкупе. Яко тамо заповеда Господь благословенье и живот до века (132, 1. 3); во вторых у св. Сираха: треми украсихся и стах красна пред Господем и человеки: единомыслием братий, и любовию искренних; и муж и жена между собою согласни (25, 1), и много такого изречено устами пророков. Благополучен тот дом, где обитает мир, где брат любит брата, родители заботятся о детях, дети чтят родителей и супруги живут в единодушии. Там благословение Божие, там счастье земное, там радость и веселье, там земное блаженство. Наоборот, где господствует ненависть, там разномыслие между братьями, разделение между родителями и детьми, ревность между мужем и женой; какое проклятие Божие! Какое осуждениe (от) людей! Какая тревога, горечь, земной ад! Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь, говорит Апостол Иаков (3, 16); ибо там бедность, убытки, совершенное разорение, ибо вражда уничтожила не только отдельные дома, но и великие города и сильныя царства. Существует изречение Иисуса Xpиcтa: всякое царство, разделившееся на ся, запустеет, и всяк град или дом, раздельшийся на ся, не станет (Me. 12, 15).

Скифский царь умирал, оставляя после себя восемьдесят сыновей. Что же он делает, желая побудить их к согласной жизни? Он всех призывает к себе и дает одному в руки крепко связанный пучек ветвей, приказывая ему переломить его, если может. Тот взял, старался, усиливался переломить, но не смог; взял (его) другой, третий и так все остальные, но никто из них не смог. „Развяжите, дети мои, сказал разсудительный старец, эту связку, берите отдельно по веточке и вы их легко переломаете”. Те так и сделали, — развязали и по одной переломили все. Тогда добрый отец объяснил им: „видите, как крепок связанный пучок и как легко ломается развязанный? Так же и вы, если будете жить в единении братской любви, вас не сможет победить никакой враг; но если вы разделитесь между собой, вы ослабеете и всякий враг победит вас по одному”. — Вот разумное завещание. Выслушайте и повествование из Свящ. Писания. Умер Гедеон и наследниками своей власти в Еврейском народе оставил семьдесят сыновей, все взрослых, богатых и сильных. Они составляли одно братство, целое войско, дом, город, целую семью, целое царство; и если бы все эти братья жили в мире между собой, связанные братским единодушием, какой враг мог бы их победить? Но этот союз распался, братство разделилось вследствие разномыслия. Что же произошло? Один из братьев, Авимелех, пересилил, победил прочих братьев и в один день убил их всех. Но и он, бедственно процарствовавши три года, был убит при осаде города Сихема; и как? — Какая-то женщина с высоты башни бросила в него камнем и раздробила ему голову. Таким-то образом в короткое время исчезло то многочисленное наследие, сильное царство Гедеона; так справедливо сказанное Соломоном в Притчах, что брат от брата помогаем яко град тверд и высок, укрепляется же, якоже основанное царство (18, 19); и еще более истинно сказанное Христом: всякое царство, раздельшееся на ся запустеет: и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не станет (Mф. 12, 25). Вы видите там в (повествовании) кн. Бытия безчисленных потомков Ноя, сынов Сима, Хама и Иафета, собранными на обширной равнине Сенаар, где они задумали построить великий город с башней, которая бы достигла неба, чтобы этим обезсмертить свое имя. Трудное предприятие, но они выполняют его с легкостью. Начинается постройка, по немногу увеличиваются стены, возвышается башня, и еще немного — и в короткое время будет окончено это великое дело. Я нисколько не удивляюсь этому, ибо свящ. Писание говорит, что эти люди, хотя были многочисленны и происходили из различных семей, однако имели общий язык и понимали друг друга; все имели одну мысль и стремились к одной цели; многочисленныя руки делали одно дело, все были согласны, все объединены, все были—как один. Род един и устне едине всех (Быт. 11, 6). Но так как это столпотворение было делом гордости, то Бог разгневался на тщеславие тех людей, и решил воспрепятствовать ему и не дать окончиться. И что, вы думаете, Он сделал? Может быть послал молнию, чтобы сокрушить эту башню? Или повелел земле сильно потрястись, чтобы этим землетрясением разрушить стены города? Нет. Приидите, сказал Он, и сошедше смесим тамо языки их, да не услышат кийждо гласа ближняго своего (7 ст.). И этого оказалось достаточно. Бог смешал их языки, (так что) один не понимал другаго: один просил дерева, другой подавал ему глину; не соглашались (между собой), а несогласие всегда вызывает споры, споры — разделение. Они и разделились между собой, разсеялись по всем частям света; великое дело осталось недоконченным; с течением времени высокая башня пала, а великий город разрушился.

Христиане, слушатели мои! При мире, единодушии, согласии всякое дело доводится до конца; малыя (вещи) делаются великими, великое укрепляется; возрастает благополучие семейств, городов, царств; „единодушие и согласие — это самое лучшее для обеих сторон”, говорит Григорий Богослов. Но если настанет смешение языков, несогласие, — это Божеский гнев, гнев, худший молнии и землетрясения; гнев самый тяжкий, какой только посылает Бог, для наказания за человеческие грехи, гнев, который разрушает дома, города и царства. Усмотрите это не только в чужом, но и в нашем собственном прошлом (святитель автор говорит о своей родной стране); вспомните наиболее сильное и славное земное царство, я имею в виду Римскую Империю, которая утвердила свой престол, как бы в центре вселенной, в Константинополе, управляла одной рукой Западом, а другой — Востоком и держала у ног своих порабощенными все народы. Пал, пал и повержен на землю плененный царский род. Кто низверг его, кто победил? Не оружие персов в древности, ни, затем, сила болгар, ни теперь — войска агарян. Его ниспроверг гнев Бога, Который лишил его мира и отступил от него, (так что даже) служители Церкви с тысячами соблазнов раздирали Церковь Христову ересями; вельможи по разномыслию делили войско; цари по несогласию преследовали один другаго. Отец ослеплял сына, брат осквернял свои руки кровью брата. Пало царство, так как отнят мир, эта опора царств. Посмотрите получше на этот несчастный остров, обитаемый нами; не смотрите на него сухими глазами, ибо он достоин многих слез. Я не знаю, за какой великий грех наших прародителей Бог восхотел наказать нас. Но Он не одождил на нас потопа, как во времена Ноевы, чтобы покрыть нас водами; не послал нам казней египетских; не поднял железнаго жезла агарян, чтобы укротить нашу безмерную гордость; — Он послал нам смешение языков, как при столпотворении: по месту жительства Он разделил нас по различным странам, — а по страстям мы разбиты на отдельныя общества. Одни Иудеи, другие — Самаряне; разделены священники — один кланяется одному, другой — другому Богу; разделены наши церкви, и ненависть, которою мы дышим, вносит раздор в среду святых. Разделение усиливает нашу ненависть и без всякаго изменения переходит она от родителей к детям, так что наши малыя дети раньше узнают своего врага, чем отца. Она переходит, мне кажется, и к нашим животным, которыя не имеют разсудка; хотелось бы мне сказать, — даже к нашим камням, совершенно безчувственным, но, может быть, имеющим ощущение разделения на две враждебныя части. Какая зависть, вражда, тайныя козни! Kaкия явныя осуждения одних другими! Что же из этого вытекает? — Столько убийств, что кровью убитых людей можно было бы обмыть и даже потопить целый остров; столько убытков, разоривших состояние, часть которых правосудие продало с публичнаго торга, а часть промотали какие-то друзья и товарищи; столько нищеты, которая объедает нас, как ржавчина — железо. Богатые обнищали, и стали голодать; славные дома вельмож опустели; многочисленныя семьи стерты с лица земли; а мы, оставшиеся в живых, не имеющие никакого дела, кроме праздности, никакого занятия, кроме любопытства, другой цели, кроме разорения ближняго, — нищие и гордые, радующиеся злу и горюющие о счастье соседей, ненавидящие и ненавидимые, — мы стали несчастным примером, из котораго другие могут заключить, что нет ничего хорошаго там, где нет мира!

Мир, сладкий мир! Блаженна та земля, где ты обитаешь, блаженна та страна, которая тебя имеет, блаженны люди, которые тобой наслаждаются; блаженны миротворцы — ибо они в мирском отношении действительно счастливые люди, а в духовном — действительно совершенные xpистиане.

 

II.

Весь закон Иисуса Христа основан на благороднейшем свойстве человеческой природы, на любви, — именно, — чтобы мы любили Бога и ближняго: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Mф. 22, 40). Он не заповедал нам для спасения быть мучениками или подвижниками; заповедал только любить друг друга: сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Но любовью, не обыкновенною только, какою мы любим своих друзей, а особенной, (чтобы) любить ею и врагов: любите враги ваша (Мф. 5, 44). Приближаясь к смерти, Он оставил нам как самое дорогое Свое сокровище, Свой мир: чадца, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Поэтому, истинный признак, по которому узнается совершенный христианин, заключается не в том, чтобы он постился, молился, творил милостыню и тысячи чудес; не в том, чтобы он был мучим за имя Христово, подвизался, пророчествовал, — а в любви. Если бы я делал все это, но не имел бы любви, я — ничто, говорит Павел; о сем разумеют ecи, говорит Христос, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35); блаженны миротворцы, яко mиu сынове Божиии нарекутся (Mф. 5, 9). Таким образом Церковь Христова есть не иное что, как собрание миротворящих людей. „Имя Церкви, говорит божественный Златоуст, есть имя единодушия и согласи”.

Когда Бог определил потопить всемирным потопом всю землю, которую тогда люди осквернили своими грехами, то восхотел сохранить только Ноя, потому что он один оказался праведным. Он повелел ему построить чудесный ковчег и войти в него со всем своим семейством, а изо всех родов животных мужского пола и женскаго взять чистых по семи пар, а нечистых по паре, дабы потопом не был совершенно истреблен род животных. Так Ной и сделал. Открылись хляби небесныя и шел дождь сорок дней и ночей. Вода покрыла всю землю, так что стояла на пятнадцать локтей выше гор и потопила всех людей и животных, которые остались вне ковчега. (Итак) ковчег безопасно носился по воде, а внутри его были вне всякой опасности Ной, его сыны и жены сынов его, и все вместе те животныя, которых повелел Бог (взять). Но вот что достойно удивления: эти животныя, которыя были так многочисленны, так разнообразны, между которыми некоторыя имели естественную вражду, как все они оставались в одном ковчеге? Как не передрались между собой, как не перегрызли друг друга? Лев и медведь, волк и овца, как они оставались спокойны рядом? Оставались спокойны, потому, что так повелел Бог, и животныя повиновались; и пока находились в ковчеге, они почти изменили природу: оставили вражду, отложили свирепость и жили мирно. Так и следовало сделать, ибо если бы они подчинились влечению своей природы, стали преследовать, пожирать друг друга, какое бы (произошло) волнение?! Какая тревога, какая война была бы в ковчеге! Конечно, Ной был бы вынужден прогнать их вон и погибли бы они в потопе вместе с остальными. Поэтому, для своего спасения они по необходимости должны были жить в мире.

По мнению учителей Церкви, ничто в Ветхом Завете так ясно не прообразует Церковь, как этот таинственный ковчег, ибо Церковь есть великое и всеобщее прибежище спасения. Там спаслись только те, кто вошли в ковчег, а оставшиеся вне все были поглощены потопом; здесь имеют надежду спасения только те, кто чрез православную веру вошли в Церковь Христову, а оставшиеся вне погибают в бездне нечестия, заблуждения, или ереси. И это мы, xpистианe, получили благую часть, мы, избранный народ Божий, язык свят, царское священие. Бог ввел нас в этот спасительный ковчег, чтобы мы спаслись от общаго потопа гнева Божия, в котором погибает весь остальной мир. Но при этом Сам Бог повелевает, чтобы мы, xpистианe, пребывающие внутри Церкви, жили в любви и мире, как любовно и мирно жили животныя в ковчеге: сия заповедаю вам, да любите друг друга; мир вам (Ин. 15, 17; 20, 21).

Обратите внимание еще вот на что: в ковчеге были животныя неразумныя, были неукрощенные звери, были разнообразны по виду, по природе враждебны друг другу, — и при всем том, они подчиняются Божию велению, живут мирно и согласно. А мы все — люди разумные, братья, имеем одного общаго Небеснаго Отца, все родилисъ от одной матери, то есть от одной святой купели, все приближаемся к одной святой трапезе пречистых Таин, все питаемся одной пищею и питием, телом и кровью Божественнаго Агнца, все содержим одно Евангелие, веруем в один рай, надеемся вместе жить в вечной жизни; мы, имея одну природу, одну веру, одно крещение, одного Бога, не подчиняемся велению Бога! Но внутри этой Церкви, которая есть обиталище мира и единомыслия, мы не имеем ни мира, ни единодушия! „Животное не противится закону Божию, удивляется небоявленный (Василий Великий), а мы, люди, не принимаем учения во спасение?” Но если мы не имеем мира, то нет нам места здесь, в ковчеге освящения, в Церкви Xpистовой, которая есть имя единодушия и coгласия. И что еще хуже, мы не имеем места в царстве Божием, которое есть наследие миротворцев, истинных чад и сынов Божиих. Вон псы, псы,изрыгающие злословие, кусающие завистью, угрызающие ненавистью, нет, они не входят в горний Иерусалим, пишет в Апокалипсисе Христов наперсник Иоанн! Вон псы, вон из ковчега в волны потопа, вон из Церкви Христовой и царства Божия в огонь вечнаго мучения, туда, где вечно царит ненависть, туда, где мучимыя души вечно ненавидят Бога и вечно ненавидят друг друга! О страшное изгнание! О, еще страшнее наказание xpистианана, отвергающаго мир! Блажени миротворцы!..