Протоиерей Виктор Свистула.
ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ.

Так поступай, и будешь жить
(Лк.10:28)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Некий законник встал и, искушая Господа, сказал: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (ст.25). Этот вопрос Спасителю задавали несколько раз: и когда искушали Его, как сейчас законник, и когда искренно желали получить совет, как некогда богатый юноша. Всякого истинно верующего человека волнует вопрос о том, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Мы ищем краткого ясного ответа, чтобы, исполняя услышанный совет, быть обнадеженными в получении необыкновенного наследства, чудесной награды - вечной жизни. Господь ответил законнику: «В законе что написано? как читаешь?» (ст.26). Этот человек был сведущ в Писании и спрашивал именно искушая, испытывая, насколько знает Божественный закон Господь наш Иисус Христос, Который иудеям казался человеком необразованным, некнижным. Спаситель же задал законнику встречный вопрос, чтобы, задев его тщеславие, заставить его самого ответить. Удивительно, но законник ответил совершенно правильно. «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (ст.27). Он понимал, по крайней мере, теоретически, что эти две заповеди неотделимы друг от друга: нельзя любить Бога и одновременно не любить ближнего. И наоборот, нельзя правильно, истинно любить ближнего, если ты не любишь Бога.

Законник хочет оправдаться перед лицом своих товарищей и задаёт странный вопрос: "и кто мой ближний?" И вот на это-то Господь и рассказывает притчу о милосердном самарянине, в которой раскрывает понятие любви и милосердия. Рассказывает не только ему, но всем, потому что это полезно и нужно каждому. Именно на любви и милосердии основывается, зиждится и стоит наша вера, которая по словам апостола "без дел мертва". Наши дела любви и милосердия должны проявляться, подобно самарянину, в наших заботах о ближних. Ведь каждый в чём-нибудь да нуждается. Будь то одежда, пища, кров, забота, ласка, уход, нежность.

Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живаго.

Проходившие тою дорогою, священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на котором ехал сам, привез его в гостинницу, продолжал и здесь пещись о нем, а отходя поручил продолжать это попечение гостиннику, которому и дал на это два сребреника, обещаясь заплатить и то, что сверх этого издержано будет.

Спаситель, рассказав притчу, задает законнику вопрос, на который нельзя было не дать правильного ответа: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (ст.36). И законник ответил единственное, что мог сказать всякий здравомыслящий человек, будь он знатоком закона или нет. «Он сказал: оказавший ему милость» (ст.37). Самарянин - в глазах иудеев еретик, человек презренный, нечистый, в отличие от почитаемых по своему положению священника и левита, - назван ближним, потому что оказал милость.

Как далеко отходим мы, братия и сестры, от Господа Вселюбящего, когда начинаем делить людей на своих и чужих, когда затворяем врата своих сердец для тех, к кому могли бы проявить любовь и участие, лишь потому, что они придерживаются иной веры или принадлежат к другому народу. Если это действительно так, то смертно согрешаем мы, ибо умерщвляем в себе завещанное Христом Спасителем великое учение любви, кощунственно превращая его в пустую букву. Тогда никакие обряды, никакие молитвы, никакое внешнее благочестие не спасут нас, поскольку уподобляемся мы ветхозаветным фарисеям и книжникам, окрашенным гробам (Мф.23:27), красивым снаружи, но заполненным прахом.

Самарянин из евангельской притчи был сыном Нового Завета. Ему было все равно, к какому народу принадлежит, какую религию исповедует, какое общественное положение занимает встреченный им несчастный, - он видел перед собой страдающего человека, и сердце его возгорелось состраданием. Там, где люди живут по закону любви, нет места ни межнациональной, ни межрелигиозной, ни какой-либо иной вражде.

Попав в беду, каждый из нас мечтал бы встретить такого же щедрого и любвеобильного человека, как евангельский самарянин. Но какой милости можем мы ожидать от других, если сами немилостивы? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31), - говорит Господь наш Иисус Христос. И будь мы достойными высокого звания христиан, как светла и спокойна сделалась бы наша жизнь.

Соприкасаясь с нуждами ближних, мы часто считаем их проблемы мелочными и даже недостойными нашего внимания. Хотя нашему ближнему требуется помощь, поддержка, доброе слово, может быть, какая-то маленькая услуга не потому, что он не может без них обойтись, но потому, что каждый человек нуждается в любви. Мы же, будучи в глазах окружающих людьми добрыми, порядочными, как будто бы праведно, по-христиански живущими, в то же самое время зачастую поступаем подобно священнику и левиту, также как будто бы достойным по своему положению людям: и, как и они, проходим мимо. Мимо ближнего, нуждающегося в нашей помощи, в большой или малой поддержке.

Вернемся к началу евангельского повествования, вспомним вопрос, заданный книжником: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Может быть, теперь для нас яснее будет и ответ, данный Спасителем, который можно было бы пересказать так: «Иди, твори милость всякому нуждающемуся - и наследуешь жизнь вечную».

Так же и в случае с этим законником: он абсолютно верно сказал, что сущность духовной жизни заключается в любви, но совершенно не понимал, как проявлять любовь на деле, и даже не хотел об этом думать, что видно из дальнейшего повествования.

К сожалению, так бывает и в нашей жизни. Мы, люди, живущие в новозаветной благодати, обыкновенно все правильно понимаем, потому что черпаем знания из книг святых отцов, получаем назидания более или менее опытных духовников или умудренных в христианской жизни друзей. Понимаем, но не делаем. Часто случается так, что, общаясь с друзьями или сотрудниками, в особенности с маловерующими или неверующими людьми, мы проповедуем слово Божие и все говорим совершенно правильно, но сами этого не исполняем. Это очень распространенный человеческий порок: учить, а самому не исполнять. Если мы христиане, значит должны во всем - и в большом, и в малом - поступать по-христиански. Если мы верим во Христа, значит должны следовать за Ним, а не только декларировать свою веру, не делая из нее никаких практических жизненных выводов.

Никаких препятствий для исполнения заповеди быть не должно. Допустим, у человека, к которому мы чувствуем неприязнь, раздражение, осуждение, негодование, случилось несчастье. Он нам почему-то так противен, что мы даже не можем сказать ему ласковое слово. В этом случае мы, по крайней мере, должны понять, что виноват в этом не он. Препятствие для любви к нему заключается не в его греховных злых поступках или отвратительном характере, а в нас самих. Виноваты мы сами, потому что явно нарушаем заповедь Божию. Ведь мы должны поступать так, как этот самарянин: делать добро даже тем людям, которые нас презирают, и если мы этого не делаем, то нарушаем заповедь Спасителя. Необходимо укорить себя в том, что живем не по-христиански, все делаем не так, как учит нас Господь Иисус Христос. И если у нас нет любви, то пусть будет самоукорение, которое хотя бы отчасти привлечет милость Божию и принесет прощение грехов.

Господь внушает своей притчей, своей повестью, кто же наш ближний. Показывает, что наш ближний - это любой человек, независимо от его вероисповедания, независимо от того, разделяет ли он с тобой взгляды. Независимо от того, благообразный человек или нет, одной ли он с тобой национальности. Вот здесь мы видим, братья и сестры, что к ближним нашим должен относится всякий человек, встречающийся нам на нашем жизненом пути. Если человек действительно нуждается. Потому что есть люди, которые просят на что-то недоброе, греховное. Они могут просить для того чтобы выпить. Или просить на курево. Просят, а эти деньги могут потратить на наркотики. Так вот, церковь говорит: "Надо давать не тому, кто просит, а тому кто нуждается". Бывает некоторая разница между этими людьми.

Итак, тем кто нуждается, требуется оказать нашу милость в меру наших сил и возможностей. Поэтому ни Господь, ни Церковь не просят больше того, что выше наших сил.

Но то, в чем мы можем оказать помощь ближнему, мы это, братья и сестры, должны делать. И в этом смысле Церковь призывает нас к христианской скромности. Чтобы те средства, которые нам дает Господь, не тратили на роскошь, излишнее убранство своего жилища, на роскошь в одежде, избыток в пище, питии. Но эти средства потратили бы на помощь окружающим нас ближним, которых мы встречаем. Поступая так, мы наследуем жизнь вечную и спасемся. Аминь.

demievka.kiev.ua