Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, за Литургией.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Диавол — отец лжи (Ср.: Ин. 8, 44.), диавол — клеветник. Где диавол, там ложь и разложение.
Путь нашего спасения — путь духовной жизни, это есть борьба с многообразными наветами диавольскими.
В духовной нашей жизни мы все время стараемся с Божией помощью, с Божией благодатью разоблачить диавольскую ложь, освободиться от диавольских наваждений; как только не ухитряется диавольская бесовская сила обмануть, обольстить спасающуюся душу человеческую всевозможными коварными обольщениями, наваждениями и ложью.
Ложь диавольская прикрывается правдой, безобразие прикрывается красотой, ужасающая неправда прикрывается видимостью истины, и надлежит верующим и спасающимся всеми силами души своей помолиться Господу, чтобы Господь дал силы и разумение распознавать, где ложь, где безобразие и где истина, правда и Божественная красота. Изображает диавол мир блистательным и чарующим. И эта наваждение столь ослепляет порабощенных диаволу, отпавших от Господа, что они уже теряют самую способность понять, какая это есть ложь, какое все это есть диавольское обольщение. Диавол создает видимость единства между людьми, а там, внутри, кипит бесовская работа над разложением душ человеческих, и эти люди, как бы ослепшие или в бреду живущие, занятые побрякушками видимого единства, механического соединения, не чувствуют, какою пропастью отделяется один человек от другого. И наводит на человека страх и ужас, наводит на человека всевозможные страхования, внушая ему, что конечное состояние жизни есть смерть и тление. И так обольщается этой ложью отпавший от Бога человек, что ему начинает казаться, что это-то и есть действительная правда, что вся жизнь сводится к разлагающемуся человеческому телу. Но мы гоним эти наваждения, мы преодолеваем эту диавольскую мысль-ложь, и когда нам подлинное единство подменяют механическим, видимым единством обольщения диавольской силы, мы говорим, что это не есть единство, что это не то, и жаждем единства духа, подлинного единства церковного. И когда нам показуется пустая яма в конце жизненного пути нашего, показуется нам тленный гроб как конец нашей жизни, мы говорим: неправда, «чаем воскресения мертвых»!
Но наибольшая сила диавольская, наибольшее наваждение бесовское направлено на духовную жизнь, и наипаче на жизнь Церкви.
В духовной жизни нашей мы постоянно встречаемся с этим бесовским наваждением.
Когда нас тащит в разные стороны вражеская сила, мы знаем, кто это работает в нашей внутренней жизни.
Там, где Господь, там собирается дух воедино; где диавол и наваждение бесовское, там распадается, разлагается жизнь духовная.
Жизнь, Господом созданная, содержит тело человеческое в единстве, а грех и смерть — диавольское порождение — влекут его к тлению.
Дух Божий собирает душу воедино, а диавольская сила влечет ее к распаду Но ненавистнейшее для диавольской силы — единство церковное.
С древнейших времен именно на эту славную твердыню направлены главные нападения сатанинские; какие здесь были бои, какое бывало здесь коварство, сколько здесь диавольского ухищрения, мы можем узнать, изучая прошлое Церкви.
Ереси, расколы, всевозможные ухищрения, дабы расколоть единство Церкви, вот о чем свидетельствует история, о чем предрек апостол Павел, говоря: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30).
Но может ли лжец и клеветник воистину расколоть Святую Церковь?
Он может погубить, может повергнуть в страшное нечестие, и заблуждение, и страшный грех отдельные души человеческие, но единство церковное, но Святой Агнец, но Святая Православная Церковь останутся непоколебимыми во веки веков. Аминь.
5 июня 1927 г.
|