Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, за Литургией.


Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, за Литургией.

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
     Диавол — отец лжи (Ср.: Ин. 8, 44.), диавол — клеветник. Где диавол, там ложь и разложение. Путь нашего спасения — путь духовной жиз­ни, это есть борьба с многообразными наветами диавольскими. В духовной нашей жизни мы все время стара­емся с Божией помощью, с Божией благодатью разоблачить диавольскую ложь, освободиться от диавольских наваждений; как только не ухи­тряется диавольская бесовская сила обмануть, обольстить спасающуюся душу человеческую всевозможными коварными обольщениями, на­важдениями и ложью.
     Ложь диавольская прикрывается правдой, безобразие прикрывается красотой, ужасающая неправда прикрывается видимостью истины, и надлежит верующим и спасающимся всеми си­лами души своей помолиться Господу, чтобы Го­сподь дал силы и разумение распознавать, где ложь, где безобразие и где истина, правда и Бо­жественная красота. Изображает диавол мир блистательным и чарующим. И эта наважде­ние столь ослепляет порабощенных диаволу, от­павших от Господа, что они уже теряют самую способность понять, какая это есть ложь, какое все это есть диавольское обольщение. Диавол создает видимость единства между людьми, а там, внутри, кипит бесовская работа над разло­жением душ человеческих, и эти люди, как бы ослепшие или в бреду живущие, занятые по­брякушками видимого единства, механическо­го соединения, не чувствуют, какою пропастью отделяется один человек от другого. И наводит на человека страх и ужас, наводит на человека всевозможные страхования, внушая ему, что ко­нечное состояние жизни есть смерть и тление. И так обольщается этой ложью отпавший от Бога человек, что ему начинает казаться, что это-то и есть действительная правда, что вся жизнь сво­дится к разлагающемуся человеческому телу. Но мы гоним эти наваждения, мы преодолева­ем эту диавольскую мысль-ложь, и когда нам подлинное единство подменяют механическим, видимым единством обольщения диавольской силы, мы говорим, что это не есть единство, что это не то, и жаждем единства духа, подлинно­го единства церковного. И когда нам показует­ся пустая яма в конце жизненного пути нашего, показуется нам тленный гроб как конец нашей жизни, мы говорим: неправда, «чаем воскресе­ния мертвых»! Но наибольшая сила диавольская, наиболь­шее наваждение бесовское направлено на духов­ную жизнь, и наипаче на жизнь Церкви. В духовной жизни нашей мы постоянно встре­чаемся с этим бесовским наваждением. Когда нас тащит в разные стороны вражеская сила, мы знаем, кто это работает в нашей вну­тренней жизни. Там, где Господь, там собирается дух воедино; где диавол и наваждение бесовское, там распа­дается, разлагается жизнь духовная. Жизнь, Господом созданная, содержит тело человеческое в единстве, а грех и смерть — диа­вольское порождение — влекут его к тлению. Дух Божий собирает душу воедино, а диа­вольская сила влечет ее к распаду Но ненавист­нейшее для диавольской силы — единство цер­ковное.
     С древнейших времен именно на эту слав­ную твердыню направлены главные нападения сатанинские; какие здесь были бои, какое быва­ло здесь коварство, сколько здесь диавольского ухищрения, мы можем узнать, изучая прошлое Церкви.
     Ереси, расколы, всевозможные ухищрения, дабы расколоть единство Церкви, вот о чем свидетельствует история, о чем предрек апостол Павел, говоря: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут го­ворить превратно, дабы увлечь учеников за со­бою» (Деян. 20, 29-30). Но может ли лжец и клеветник воистину рас­колоть Святую Церковь? Он может погубить, может повергнуть в страшное нечестие, и заблуждение, и страшный грех отдельные души человеческие, но единство церковное, но Святой Агнец, но Святая Право­славная Церковь останутся непоколебимыми во веки веков. Аминь.


5 июня 1927 г.