ПАМЯТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.


ПАМЯТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.

святой Апостол Андрей     

Сегодня мы светло празднуем твою память, Андрее - один из первых Апостолов, ведь тебе был дан удел от Святого Духа: Российская земля, которую ты предвидел в своем благовестии. Поэтому мы теперь, воистину, твои люди и овцы твоего стада, вопием тебе всегда: спасай нас, так как ты - первосвятитель наш, Первозванный Апостол (тропарь, глас 4) .

     Святой Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати Апостолов (греч. - посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди, родился в городе Вифсаиде в Галилее. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "защитник".
     Впоследствии он жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.
     С юных лет Апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого Пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым Апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом (Ин. 1:36-37).
     Как повествуется в Евангелии, святой Апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому Апостолу Андрею усвоено имя "Первозванного"), но он был также первым из Апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего Апостола Петра (Ин. 1:40-41).
     Из Евангелия мы узнаем, что св. Апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин. 6:8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин. 12:22), вопрошал Его вместе с Апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13:3-4; Мф. 24:1-14; Лк. 21:5-19).
     После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был св. Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами и Пресвятой Богородицей Апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1:13; 2:1-4), как предсказал Сам Господь.
     С проповедью Слова Божия св. Апостол Андрей совершил несколько путешествий.
     Самые древние свидетельства о проповеди святого Апостола Андрея относятся к началу третьего века. Одно принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.), другое - знаменитому Оригену (200-258 гг.): "Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, и именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей - Скифию, Иоанну досталась Азия и проч." В четвертом веке мы встречаем более подробные сказания о святом Апостоле Андрее, принадлежащие святому Дорофею (307-322 гг.), епископу Тирскому. Это сочинение св. Дорофея об Апостолах, по уверению лиц, читавших его в подлиннике, собрано святым отцом из прежних и, следовательно, еще древнейших греческих и еврейских документов, а потому восходит, может быть, подобно свидетельствам Ипполитову и Оригенову, до века апостольского. О его проповеди писал отец истории Церкви Евсевий Кесарийский (IV в.); "Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии; а Андрей получил в удел Скифию".
     В последней половине того же четвертого века это сказание повторили знаменитый учитель Церкви Кипрский епископ Епифаний (+ 403 г.).
     Свое третье путешествие св. Апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где и пробыл довольно долгое время. В летописи сохранилось описание пути Апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы Апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
     Отсюда Апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. Апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
     По преданию, продвигаясь дальше на север, Апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда Апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 Апостолов Христовых - Стахия.
     На своем пути благовестника Первозванный Апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам Апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого Апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.
     Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив.
     Многие чудеса Господь явил через ученика Своего здесь. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве Апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые Апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры и побудили принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником.
     Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой Апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Но разгневанный Эгеат приказал распять Апостола. Тот, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.
     Правитель Эгеат не поверил проповеди Апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять Апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Эгеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.
     По преданию, крест, на котором был распят св. Апостол Андрей, был особой формы - имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.
     Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: "Господи Иисусе Христе, приими дух мой". Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
     Случилось это в 62 г. В 357 г. при императоре Константине Великом. Мощи св. Апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика Апостола Павла - Апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи св. Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 г. честная глава св. Апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.
     За это время на Руси свершилось пророческое предсказание Апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. Апостола Андрея Первозванного.
     Император Петр I учредил в честь Апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X), под сенью которого русские одержали множество побед.
     При основании С.-Петербурга в 1703 г. в день Св. Троицы Царь Петр положил в основание Петропавловской крепости золотой ковчежец с мощами Ап. Андрея, который стал краеугольным камнем новой Российской столицы. Город, названный именем Апостола Петра, был основан на мощах его брата.
     Одним из первых храмов в городе Петр I воздвиг собор Апостола Андрея на Васильевском острове, где по замыслу Царя должен был располагаться административный центр столицы. По Небесному покровителю, по степени участия в духовном бытии города, град святого Петра в той же мере может быть назван градом святого Андрея.
     На высшей награде России - Андреевском ордене - были начертаны слова: "Апостол Андрей - покровитель (патрон) России".
     Необходимо отметить особое участие Апостола Андрея в созидании всех Русских столиц. Киев может считаться основанным самим Апостолом Андреем. Из Киева во Владимир столицу перенес св. князь Андрей Боголюбский, носивший имя Апостола. В Москве в Чудовом монастыре в Кремле был храм св. Апостола Андрея.
     В заключении приведем выдержку из статьи А. В. Карташева "Наш долг перед св. Апостолом Андреем Первозванным", раскрывающую честь, которую мы - русские - должны воздавать св. Апостолу Андрею: "Если даже далекая Шотландия и уже совсем приполярная Исландия дерзают считать Апостола Андрея своим Апостолом, тем скромнее порыв русской благочестивой мечты, пожелавшей освятить апостольскими стопами св. Андрея свою землю от южного Киева до северного Валаама.
     Но суть и значение этого факта не сводятся к физической стороне дела, к протоколу всех передвижений Апостола, а к стороне духовной, к духовному провиденциальному отношению нас - северных народов, к "нашему" Апостолу и его - к нам. Апостолы жребием решали (Деян. 1:17-26) основные вопросы своего служения. Если, по согласному с этим древнейшему преданию, и все страны апостольского служения были распределены между Апостолами тоже по жребию - и Апостол Павел считал даже неприличным благовествовать там, где работали уже другие Апостолы (Рим. 15:19), - то жребий, выпавший каждому Апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства. Заповедь Христа Апостолам - быть Ему "свидетелями … даже до края земли" (Деян. 1:8) - не требовала от них ничего невозможного и не сообщала им дара бессмертия. "Край земли" - это только идеальное максимальное задание, цель, направление. От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека. Апостолы, уходя на проповедь в предназначенном каждому направлении, могли окончить дни свои естественной или мученической смертью даже сравнительно скоро по выходе из Палестины и сравнительно далеко от нее - все равно, они были посланы Духом Святым именно в данном направлении в данные страны, они принципиально и духовно (а в лице своих продолжателей и преемников и конкретно) становились Апостолами именно этих стран и обитающих в них народов, их небесными покровителями в истории навсегда. Так, например, Фаддей направился в Сирию (Эдесса) и через то может считаться Апостолом самых дальних стран азиатского Востока, в свое время получивших христианство через посредство миссионеров сирийского языка. Таковы были тюркские племена - уйгуры и монгольские - кераиты. Апостол Фома пошел в Индию. Тогда Индией назывались уже области северной Аравии, расположенные только в начале великого индийского пути. Поэтому христиане далекого Индустана и Цейлона вправе считать себя духовными детьми этого Апостола. Он имел уже их в своем сердце, идя в их направлении. Апостол Андрей пошел в страны севера, через Ливан-Антиливан к нашему Закавказью, Черноморью и Скифии. На каком этапе он окончил свое земное поприще, мы в точности не знаем. Так называемое Епифаниево сказание (IX в.) повествует, например, что Апостол Андрей нашел свою мученическую смерть в Патрах Ахайских. Но это не меняет нашего отношения к нему, как Апостолу наших стран, и его к нам, как его вожделенным крещальным детям. Не ошиблись наши предки, развив легенду о благословении первозванным Апостолом русского христианства, но ошибаемся мы, их потомки, что не чтим особо торжественно и сознательно дня церковной памяти Апостола Андрея, положенной 30 ноября старого стиля. Пора нам созреть и до этого, как мы созрели до празднования наших христианских просветителей: благоверного великого князя Владимира и свв. солунских братьев - Кирилла и Мефодия.
     Высокодаровитый первый русский церковный вития митрополит Иларион так мотивировал свой призыв начать прославление крестителя земли Русской, великого князя Владимира: "Хвалит хвалебными голосами римская страна Петра и Павла, через которых она уверовала в Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Эфес и Патмос - Иоанна Богослова; Индия - Фому; Египет - Марка. Все страны, грады, народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, насколько хватит сил, нашими малыми похвалами, но великое и дивное свершившего, нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей, Владимира". Пора и нам почувствовать наш сыновний долг пред Первозванным Апостолом Христовым и прославить его, хотя бы и "малыми похвалами". Прилично составить ему целую службу, а пока начать отличать день памяти его хотя бы особым тропарем и кондаком и одной-двумя стихирами".

    

        www.na-gore.ru