Иеромонах Амвросий (Макар).
РАДУЙСЯ, ЕКАТЕРИНО, НЕВЕСТО ХРИСТОВА ПРЕМУДРАЯ.

Мученичество святой Екатерины является одним из самых величественных и ценных подвигов в духовном наследии Древней Церкви, потому что оно было очень сильным, важным и ярким свидетельством победы христианства над язычеством. Своим подвигом великомученица Екатерина выделяется среди многих тысяч других мученических подвигов тем, что она смогла, сумела не только обществу и представителям государственной власти свидетельствовать о Христе Спасителе, убеждать их в истине и обращать в христианскую веру, но также была успешна в евангельском свидетельстве и перед ученым миром, перед мудрецами и философами, обращая их к Церкви Христовой.

Этого успеха перед учеными мужами она достигла потому, что была образованнейшим человеком своего времени. Об этом феномене житие великомученицы Екатерины сообщает следующее:

«Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклепия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям».

Но, несмотря на приобретенные знания, на свою особенную внешнюю красоту, на свое царское происхождение, святая Екатерина искала истину, пыталась найти истинное Богопочитание. Это видела ее мать, тайная христианка, и привела Екатерину к своему духовному отцу. Святой старец рассказал ей о Христе Иисусе, Который есть Истина и Свет этому миру, и велел ей молиться перед иконой Пресвятой Богородицы. После продолжительной молитвы она уснула, и Господь даровал ей видение. Знатная, образованная, красивая Екатерина увидела Пречистую Божью Матерь, но не смогла увидеть лица Богомладенца, Который к тому же сказал Богородице: «Сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия». Когда Екатерина снова пришла к старцу и спросила о значении видения, и он раскрыл ей истину христианской веры и неведения язычества, она поняла, о каком нечестии ей говорил Богомладенец. Екатерина всем сердцем поверила в Иисуса Христа и приняла святое крещение.

Возрожденная в святом таинстве крещения Екатерина молилась и благодарила Бога за эту неизреченную милость очищения от языческого нечестия и дарования ей истинного ведения и знания. В этой молитве она уснула и снова сподобилась видения явившейся ей Богоматери с Младенцем, Который кротко смотрел на нее и говорил Богородице: «Теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту». При этом Спаситель дал ей обручальный   перстень, который она обрела на своей правой руке, проснувшись от сна. Ее сердце горело великой радостью и благодарностью ко Христу Спасителю, даровавшему ей это неизреченное преображение ума и сердца, Божественную Свою любовь. Вот почему Церковь называет святую Екатерину невестой Христовой премудрой.

Эта истинная премудрость, знание не только человеческих наук, но прежде всего, Божественной истины, помогло святой деве бесстрашно обличить императора Максимина в ложности веры язычников, когда он прибыл в г. Александрию для проведения языческих празднеств и жертвоприношений богам. Святая Екатерина прямо указала императору на то, что языческие верования выдуманы людьми, сославшись при этом на языческих мудрецов Диодора, Плутарха и др. греческих писателей и рассказала ему об истинном Боге, Творце вселенной. Император Максимин, чувствуя свою беспомощность что-либо ответить ей и серьезность свидетельства Екатерины, собрал 50 мудрейших философов того времени для того, чтобы опровергнуть ее утверждения, что деяния языческих богов являются только баснями и пустословием. Император до того серьезно отнесся к диспуту с Екатериной, что наставлял философов следующими словами: «Не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона».

На диспуте с Екатериной самый умнейший из философов указал святой деве на то, что она не должна хулить богов, которые ей дали премудрость. На это святая дева ответила прямо: «Я не от ваших богов, но от моего Единого Истинного Бога получила премудрость. Он и Сам есть премудрость и жизнь, и если кто боится, и хранит Его Божественные повеления, тот есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания, и преисполнены соблазна». Указав на свидетельства языческих писателей, где они с презрением и отвращением отзываются о деяниях своих богов, святая Екатерина перешла к свидетельствам языческих же авторов и об истинном Боге, сотворившем небо и землю, об искуплении Им рода человеческого. Она прямо сказал мудрейшему из философов: «Послушай, что говорит о Нем (истинном Боге) мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: "В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти". Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний, не своею волею, исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: "Один, - говорит он, - побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, всё терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение - есть Бог". После этого свидетельства святой Екатерины все 50 философов не только не противились ее доводам, но приняли ее проповедь, поверили во Христа Бога и были сожжены по приказу императора на костре, приняв мученическую кончину, и крестившись своей мученической кровью.

Затем император начал мучить Екатерину. Ее жестоко побивали воловьими жилами, морили голодом в темнице. Но видя эти мучения и слыша о ее добродетелях, мудрости и мужестве, Августа, супруга императора Максимина, с вельможей Порфирием и с 200-ми его воинов посетили Екатерину в  темнице и, выслушав ее свидетельство о Христе Спасителе, все они поверили в истинного Бога и Искупителя.

Смотря на дальнейшие мучения св. Екатерины, которой приготовили четыре колеса с острыми гвоздями для колесования мученицы, императрица Августа, вельможа Порфирий и его 200 воинов засвидетельствовали императору свою христианскую веру, приняли мученическую кончину, также крестившись своею мученической кровью. Мученицу Екатерину после чудесного распадения и уничтожения орудий мучения приговорили к усечению мечом. Когда воин отсек честную главу мученицы, из ран вместо крови вытекло молоко.

Этот мученический подвиг святой Екатерины созерцало множество народа, вдохновляясь силой и непреодолимостью христиан и убеждаясь в слабости и ничтожности язычества. Однако этот подвиг великомученицы не только обществу Римской империи показывал силу Христовой веры и ничтожество языческих верований, принося победу христианству над язычеством, но он широко воспевался и самими христианами, как утверждающий и воодушевляющий их в евангельской жизни. Поэтому Православная Церковь, прославляя великомученицу Екатерину как невесту Христову премудрую, прежде всего, восхваляет ее подвиг свидетельства о Христе Боге перед мудрецами мира сего.

"Амвросиевский вестник"

Вып. 28 от 05.12.2011 г.

www.ortodossa-ambrogio.org