Архиепископ Серафим (Соболев). СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. О ЛЮБВИ КО ХРИСТУ И РЕШИМОСТИ СЛЕДОВАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДЯМ.


Архиепископ Серафим (Соболев).
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.

О ЛЮБВИ КО ХРИСТУ И РЕШИМОСТИ СЛЕДОВАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДЯМ.

     Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключается в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:10-11). Отсюда понятно: насколько мы возрастаем в нашей любви ко Христу через исполнение Его заповедей, настолько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою ничто иное, как страшное бедствие и подпадение под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема" (1 Кор. 16:22).
    Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братия и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной божественной радости. К этой любви нас всегда призывает Святая Церковь. Призывает она нас к сему великому благу и ныне, в день памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Святая Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание.
    Как любил Христа св. апостол Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, апостол Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор архиерейский. Да, не получивши еще благодати Святаго Духа и предоставленный своим силам, он пал - отрекся от Христа. Но тут же, после падения, апостол Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним Евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трехкратному отречению апостола Петра, Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем Воскресении: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" И апостол Петр три раза засвидетельствовал Ему о Своей любви к Нему (см. Ин. 21:16-17).
    Этого мало. Как сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь апостола Петра ко Христу заставляла его после, в течение каждой ночи при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом.
    Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Святаго Духа. Деяния Апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он, из среды всех других апостолов, выступал с проповедью о вере во Христа, Распятаго и Воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему апостола Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати.
    Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: "Вы за кого почитаете Меня?" (Мф. 16:15) Апостол Петр также первый из среды учеников исповедал Христа Богом, сказавши: "Ты Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16:16). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь апостола Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажил Петра (Мф. 16:17-19), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему апостол Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью (ср. 1 Кор.13:2).
    Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова - вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой.
    А как любил Христа апостол Павел, как он трудился и страдал ради Христа, свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на Апостольском чтении: "Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор. 11:23-29).
    О своей же любви ко Христу апостол Павел свидетельствует в своем послании к Римлянам: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание... Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:35-36, 38-39).
    За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апостолов Петра и Павла всю Свою любовь и обогатил их всеми дарами Святаго Духа. Деяния Апостольские свидетельствуют, что даже тень ап. Петра, платки и опоясания ап. Павла производили всякие исцеления в людях (см. Деян. 5:15; 19:12). Конечно, Святая Церковь, указывая нам на совершенную любовь ко Христу апостолов Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Она знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить
    Его посредством исполнения Его спасительных заповедей. Если эта решимость будет в нас, то благодать Святаго Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас божественною славою. Какие же подвиги мог иметь преп. Серафим Саровский, когда он был еще семилетним отроком Прохором, и когда, взятый своею матерью на высокую колокольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его от смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.
    Какая же другая могла быть причина для поразительного исцеления Прохора, когда он был уже послушником Саровской обители, и ему было только двадцать лет? Прохор не успел еще укрепиться в подвигах духовной иноческой жизни, имел только неуклонную решимость служить Христу. И ради сей спасительной решимости Пречистая Божия Матерь явилась ему в сопровождении святых апостолов Иоанна Богослова и Петра и мгновенно исцелила его от трехлетней безнадежной болезни. Ради этой решимости любить Христа, преп. Серафим, неуспевший еще очистить свое сердце от страстей и будучи только двадцати шести лет, увидел во всей славе Господа Иисуса Христа в храме, во время литургии в Великий четверг, когда он участвовал в ней в сане иеродиакона. Господь удостоил преп. Серафима такой великой милости, такой благодатной славы, какой редко удостаивал даже великих Своих рабов и подвижников.
    Не оставит и нас с вами Господь, мои возлюбленные о Христе чада, Своею милостью в той или иной мере, если и в нас будет эта решимость полюбить Христа и следовать Ему во все дни своей жизни. Если мы не успеем очиститься от всех грехов и страстей своих и умрем, имея в своей душе решимость любить Христа всем существом и неуклонно соблюдать все Его заповеди, то душа наша не пойдет к бесам для адских мук, но пойдет туда, куда она имела направление перед смертью, т.е. ко Христу и в Его Небесное Царство для вечного райского блаженства.
    Да вдохнет Господь Своею благодатью эту спасительную решимость в наши сердца. Да сподобит Он нас иметь не только решимость любить Христа, но и самую любовь к Нему, чтобы и здесь, и в будущей жизни мы были обладателями божественной радости, этого истинного нашего счастья и блаженства, и временного, и вечного. Да удостоит всех нас Господь сего небесного блага молитвами Первоверховных апостолов Петра и Павла, а наипаче молитвами и всесильным заступлением перед престолом Божиим за нас грешных Пречистой Божией Матери, Девы Марии. Аминь.


Архиепископ Серафим (Соболев)

www.pravoslavie.domainbg.com