ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.) В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.


Настал день коленопреклонения. «Во дворех Твоих, Господи вернии колена душ и телес преклонише, воспеваем Тя, безначального Отца, и собезначального Сына, и соприсносущного и Пресвятого Духа, просвещяющего и освящающего души наши».

Коленопреклоненное продолжительное моление — особенность на­стоящего праздника. Эта единственный праздничный день, когда устав церковный повелевает нам молиться коленопреклоненно.

Что это зннчит? — спросят может быть многие: мы привыкли всегда молиться с преклонением колен. Да многое у нас вошло в обычай несогласное с уставом, многое делается не по установленному издревле чину.

«Церковные уставы» говорить Св. Василий Великий «научают нас в сии дни (т. е. в дни воскресные и во дни Пятидесятницы) предпочитать прямое положение тела во время молитвы, ясным нап­оминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего на будущее». «Яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, (мы) напоминаем себе о благодати, нам дарованной». «Вся Пятидесятницы есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке». «При всяком же коленопреклонении... мы действуем показуем... яко грехом низпали на землю» (Вас. Вел. пр. 91).

Итак, ради торжества Воскресения Христова во всю Пятидесятницу не полагается приклонять колена.

Ныне последнiй торжественный праздник — последний день мо­литвы дерзновенной — без преклоненiя колен, и первым — коленопре­клонения. Мы с воскресшим Христом торжествовали победу над смертию и над грехом. Но лично каждый из нас еще не победил в себе греха и нам предстоит подвиг, борьба ради него и послал Господь Духа Святого на землю.

И вот мы, не словом и мыслию только, но и молитвою без коленопреклонений исповедав веру в победу над грехом и смертию ныне, лишь только окончилась литургия последнего торжественного праздника церковного, с умилением преклоняем колена, прося и ожидая благодати Святого Духа, чтобы совершать предстоящий нам подвиг.

С ныншнего же дня, не отлагая, мы должны вооружиться мыслью об этом подвиге, чтобы, когда снова настанет Четыредесят­ница — Великий пост — мы были готовы без лености и с сердечным со­крушением совершать многочисленные, положенные уставом, поклоны, принося покаяние и приготовляясь снова торжествовать Пасху, если Богу будет угодно сохранить нас в живых.

Итак, преклоняя ныне колена, будем помышлять, что силою благодати Духа Святого достойны окажемся снова предстоять Христу в Светлый праздник Его Воскресения, совершив как бы однн глубокий земной поклон в продолжении года.

21 мая/3 июня 1928 г.