ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.)
В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ.

Окончился праздник Рождества Христова. Через 90 дней будет Пасха. Эти 90 дней мы должны употребить на приготавление к тому, чтобы достойно поклониться Христу в Светлый праздник Его Воскресения и сподобиться благодатных дарований Святого Духа.

Первое, что требуется от приступающих ко Христу и чающих благодати Святого Духа, это покаяние.

Через три недели мы будем петь “Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче”, т.е. в богослужении начнется приготовление к Великому посту. Но уже и ныне мы имеем повод говорить о покаянии.

Ныне — воскресенье пред праздником Богоявления и в Евангельском чтении мы слышали повествование о явлении Иоанна Крестителя и его проповеди покаяния.

“И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордана, исповедуя грехи свои” (Мк. 1, 5). Покаяния требовал Иоанн, и люди богобоязненные исповедывали грехи свои.

“Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева. Сотворите же достойные плоды покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Лук. 3, 7-9). Дерзновенно говорил Иоанн о грядущем гневе Божием. Он не предсказывал каких нибудь определенных бедствий, а указывал только закон, что всякое преступление и непослушание получает праведное воздаяние. (Евр. 2, 2).

И люди, которые отозвались на проповедь Иоанна и приходили к нему креститься, исповедуя грехи свои, каялись не просто по страху грядущего гнева Божия, о котором говорил Иоанн, а потому, что грозный голос Иоанна пробуждал в них совесть и они начинали видеть свои уклонения от закона Божия.

А бывает, что люди и видят дивныя чудеса, и имеют пред собою поразительныя знамения, но не обращаются от беззаконных дел своих. За такое нечувствие укорял Господь города, в которых наиболее явлено было сил Его.“Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида, ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленныя в вас, то давно бы они во вретище и пепле, покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если в Содом явлены были силы, явленныя в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе". (Мф. 11, 20-24).

Что говорил Господь о Палестинских городах: Хоразине, Вифсаиде и Капернауме, с дерзновением можно сказать о русском народе. Главный грех, общий грех нашего времени есть отступление от закона и мысль, будто нужно закон приспособлять к требованиям жизни, а не жизнь исправлять по закону. И покаяние, необходимое не только для вечного спасения, но и для временного благополучия, должно начаться с отказа от этой злой, пагубной мысли и должно состоят в принудительном соблюдении закона — в подвиге ради послушания заповеди.

Что это так, видно из примера Ниневитян. Когда пророк Иона возвестил грядущий на Ниневию гнев Божий, Ниневитяне поверили Богу н объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И царь Неневии встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ннневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3, 5-8). 

Вот Ниневитяне постились и каялись все — по царскому повелению — не те только, кто сам почувствовал нужду в покаянии, но и малые дети н скот. “И пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел” (Иона 3, 10).

 

Да не подумает кто нибудь, что пример Ниневитян у нас устарел. Нет, в покаянии Ниневитян и помиловании их нам изображен вечный закон. Нет иного пути ко спасению, кроме того, какой указан в этом образе, записанном в Священном Писании для нашего назидания.

Конечно, сущность этого образа не во внешних формах покаяния, не во вретище, не в пепле, а в вере, в страхе и в надежде на милосердие Божие. Поверили Ниневитяне Богу, т.е. слову пророка от имени Божия, и изменили свою жизнь, изменили сурово, безпощадно. А у нас не верят слову Божию, не верят правилу церковному, и даже дерзко возражают против тех правил и законов, которые обличают вкравшияся в жизнь беззакония.

Ниневитяне, только услышав о грядущем на них гневе Божием, немедленно обратились от злых дел своих, обратились все, как один человек, и даже заставили поститься и детей своих, и скот. Мы же, и вразумляемые уже бедствиями, не спешим обратиться от растленных обычаев, а сначала хотим возвращения прежнего благополучия, и тогда мечтаем устроить жизнь свою благочестиво. “Может быть Бог умилосердится... и мы не погибнем”, говорили Ниневитяне, постясь и молясь Богу. А мы самонадеянно говорим: Россия не погибнет, мы еще сильны. Надеемся на себя, а милосердия Божия не просим.

Народ слышавший проповедь Иоанна, спрашивал: что же нам делать? — Дай Бог, чтобы вопрос этот повторялся у нас не устами только, а и сердцем: это было бы надежным залогом спасительного покаяния ибо, свидетельствовало бы, что мы признаем свою неправоту пред Богом и изъявляем готовность и усердие творить Его святую волю, а не свою греховную.

2/15 Января 1928 г.

1885г.