ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.) В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.

Ныне третий назидательный урок предложен нам триодью постною. Представлена картина последнего суда Божия над миром как изобразил ее Господь в речи Своей. (Мф. 25, 35-46).

Первый приготовительный к Великому посту урок, раскрывая притчи о мытаре и фарисее, поучал нас о молитве. Молитва, говорил я, не есть что-то отдельное от прочих подвигов благочестия, но присуща всем им: сущность ея — благоговейный страх пред Богом, бeз которого не может совершаться никакой подвиг благочестия.

Второй урок притчею о блудном сыне изображал покаяние грешника. В покаянии, говорил я, спасительно постоянство сокрушения в грехах своих, неизменное сознание своей виновности, ибо где прекращается сокрушение о грехах и ослабевает сознание виновности, там не бывает уже плодов покаяния.

А суд Божий, как изображает нынешний — третий — урок, непременно требует от плодов, т. е. дел, свидетельствующих о нашей ревности по благочестию. «Идите от Меня, проклятые», скажет Господь стоящим по левую сторону Его, «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я — и вы не дали Мне есть, жаждал — и вы не напоили Меня, быль странником — и не приняли Меня, был наг — и не одели Меня, болен и в темнице, — и не посетили меня» (Мф. 25, 41-43).

Отвечая на эти грозныя слова, осуждаемые скажут: «Господи когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице — и не послужили Тебе» (Мф. 25, 44). Мы не видели, как бы так скажут они, мы не догодались, мы не думали, что Ты среди нас пребываешь. Но это оправдание не поможет им, ибо то, что они, живя в довольстве и благополучии, не думали о Податель этих благ — Боге и не ревновали о служении и благоугождении Ему, свидетельстует о их нечестии и беззаконии.

«Многие скажут Мне», говорить Господь, «в тот день: Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многия чудеса творили. — И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 22-23). Смысл этих слов таков: видимая принадлежность к Церкви Христовой, наружное соблюдение установлении ея, и даже служение ей с принятием некоторых благодатных дарований, еще не свидетельствует, что такой человек истинно благочестив.

«По плодам их узнаете их», говорит Господь о льстецах, «которые приходят в своей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15-16). То есть в ком нет истинного благочестия, тот не замечает, проходит мимо, когда Промысл Божий указует дела, которыми он мог бы засвидетельствовать свою ревность по благоугождению Богу, если бы имел ее. Вот пред Лицом Божиим человек и судится не по внешности дел его, а по тому расположению, с каким творит их по примеру других по принятому обычаю мы способны бываем принимать на себя и нелегкие подвиги, не собственное доброе сокровище сердца (Мф. 12, 35; Лк. 6, 45) имеют только истинно благочестивые люди.

В Евангелии есть еще слова, изображающие последний суд Господень. «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи, Господи, отвори нам. Но он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но он скажет: говорю вам — не знаю вас, откуда вы. Отойдите от Меня все делатели неправды». (Лк. 13, 26-28).

В предыдущей проповеди я говорил, что приступание к Святому Причащению неспасительно бывает, если кто причащается Тела и Крови Христовых только объявляя духовнику грехи свои, но не имея твердой решимости оставить их. И вот, причащаясь так Святых Таин, многие успокаивают свою совесть и не заботятся даже об исправлении грехов и беззаконий своих. Когда же Господь затворит пред ними двери Царства Небесного, они станут говорить: Господи, ведь мы причащались Святых Таин, вкушали Тело и Кровь Твою — почему же мы остаемся вне дверей Чертога Твоего, — Не знаю вас, скажет Господь, отойдите от Меня делатели неправды и беззакония.

Итак, готовясь к исповеди перед Причащением, помните, что идти на исповедь не значит просто заявить о своем желании причаститься Святых Таин, а значит идти на суд и ждать о себе решения, можно ли приступить к Святым Таинам, или следует еще готовиться, пока не обнаружатся плоды покаяния.

25 февраля/10 марта 1929 г.