ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.) В НЕДЕЛЮ 25-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Изобразил Господь в притче, как самарянин оказал милость ограбленному и израненному разбойниками иудею. Так можно представить себе добродетельное расположение самарянина. По своим делам ехал он тою дорогою. Когда отправлялся в путь, он не знал, что там на дороге найдет человека, нуждающегося в помощи и в попечении. Но вот, увидев этого человека, он не прошел мимо, не подумал он: я потеряю время, если остановлюсь оказать помощь этому человеку, не побоялся лишних расходов на оказание помощи, но охотно из того, что имел в запас для своей потребности, уделяет несчастному: расходует масло и вино, что имел при себе, сажает его на своего осла, а сам идет пешком, в гостиннице кормит его и при отъезде оставляет для него деньги.

Не обдумывал самарянин заранее, как и что он сделает, если встретит на дороге несчастнаго человека, нуждающагося в помощи. Но все то, что он сделал, указано было самой обстановкой, т. е. положением человека, которому оказана милость, и теми материальными средствами, какими самарянин располагал. Самое же ценное, что было у самарянина — эта сострадание: это и научило его оказать милость попавшемуся разбойникам.

А вот другой образ милости: «Авраам сидел при входе в шатер свой во время зноя дня. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли и сказал: “Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего, и принесут немного воды и смоют ноги Ваши, и отдохнете под сим деревем, а я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдете в путь свой”». (Быт. 18, 1-5).

Это было явление Бога Аврааму, но Авраам, еще не зная того, оказал радушное гостеприимство Богу и Ангелам, как обыкновенным странникам, говорил им об отдыхе и о подкреплении пищей и с радостию приготовил для них самую лучшую пищу, какая была у него. Не сострадание, не простая жалость, как у самарянина в притче, побуждала Авраама послужить проходившим около его шатра странникам, а готовность на всякую жертву ради угождения Богу.

Как слуга знатного и благородного господина, дорожа честью, какой удостоен, старается точно соблюдать обычаи и порядки дома своего господина, так Авраам и всякий благочестивый человек за честь для себя почитает и от имения своего принести жертву ибо это угодно Богу.

Иуда Искариот на вечери в Вифании осудил Марию, сестру Лазаря, за то, что она драгоценным миром помазала ноги Господа Иисуса Христа: «для чего бы», сказал он, «не продать это миро за триста динариев н не раздать нищим». Но Господь ответил: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12, 1-8).

Вот Господь и ради милостыни нищим не отклонил дорогой жертвы, какую принесла Ему Мария. С каким же лицом предстанет пред судом Божиим тот, кто не захочет ради жертвы Богу отказаться от удовольствий и излишеств, которым дозволяет себе по данному ему по милости Божией достатку.

В образе самарянина Господь представил человека, творящега закон Божий, написанным в сердцах наших, что доступно и не просвещенным еще светом Евангельского учения. Но от нас требуется не только жить по заповедям закона Божия, а и благолепно служить Богу по чину, Им Самим установленному, и приносить Ему жертвы, устрояя и украшая святыя храмы.

Итак, милостыня и жертва — вот дела христианина, который живет достойно звания своего. В настоящее время нам предстоит строить здесь храм, — он и должен быть главным предметом нашего усердия пред Богом, нашей жертвой. А для разумной постановки сбора и раздачи милостыни, как я и ранее говорил, нужна дружина, нужны безкорыстные служители вспоможения, которые бы знали нужды бедняков и искали бы потребное для них у тех, кто имеет достаток.

Все это хорошо, скажете, но как приступить к делу. — Нужно, как говорил я в прошлое воскресенье, восстать от сна. Бывает, что человеку, озабоченному делами, представляется во сне, что он встал и принимается за дела, но на самам деле он продолжает спать. Вот и нам нужно остерегаться такого состояния. Но нужно друг друга будить: нужно говорить, обсуждать, как приступить к постройке храма и как утешить бедных в приближающийся праздник Рождества Христова — и прежде всего нужно молиться Богу, прося, чтобы Сам Господь внушил полезныя мысли и освятил для предстоящега дела людей.

12/25 Ноября 1928 г.