ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА СИЛУАНА (ВЬЮРОВА), КОЛПАШЕВСКОГО И СТРЕЖЕВСКОГО
В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ.

«Не всякая вера в Бога приводит к Нему»

Только что мы с вами, братья и сестры, слышали удивительные слова апостола Павла о том, что делами закона не спасается никакая плоть, а спасение совершается только верою. В связи с этим может возникнуть вопрос, а нужны ли тогда дела закона, или, иначе говоря, исполнение заповедей, творение добра, или достаточно иметь веру, и ты уже на пути спасения? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании.

Мы должны понимать, что вера бывает разная. Бывает такая вера, которая не только не приводит к Богу, но даже уводит от Него. Например, часто приходится слышать, что можно верить все равно в кого, все равно во что, лишь бы вера была в душе. Другие говорят, что нужно верить в себя. В недавнем прошлом очень модно было говорить о вере в прогресс, но подобная вера, с точки зрения слова Божия, является суетной верой, то есть суеверием. И, конечно, суеверие не только не приводит к Богу, но и уводит, поскольку ставит нас на ложный путь. Так что важно, в кого мы верим; сам предмет веры является определяющим для качества веры. Предметом и определяется наша вера. Если мы верим в ложь, то вся наша жизнь будет выстраиваться на ложном основании. Необходимо верить в Истину, то есть в Бога.

Но вера в Бога может быть различна, и не всякая вера в Бога приводит к Богу. «И бесы веруют», — говорит апостол Иаков, — «веруют и трепещут» (Иак 2, 19). Но эта вера не возвращает им утраченное ангельское достоинство, ничего не меняет в их существовании. Такую веру имеют многие из нас. Она заключается в том, что человек признает, что есть Бог, есть высшее разумное Существо. Но что эта вера меняет в нашей жизни, если мы одним только умом признаем существование Высшего Начала? Этой веры не достаточно для спасения, то есть для единения с Богом. Нужна другая вера. А какая? Об этом и говорит Слово Божие.

Сегодня мы слышали с вами об этой вере в евангельском чтении. Господь призывает человека, желающего быть Его учеником, к самоотвержению: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Необходимо взять «свой крест» и идти за Господом тем путем, которым Он прошел на земле, — путем Голгофы, путем страдания и умирания, потому что только этот путь ведет к воскресению. Самоотвержение невозможно без веры, потому что оно требует от человека самой большой жертвы – пожертвовать собой: душу свою человек должен положить за свою веру. Что есть более ценное у человека, чем его жизнь и его душа? И вот ею человек должен пожертвовать ради Бога. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Самоотвержение возможно лишь на основе веры. Но здесь-то и важно понять, о какой вере идет речь.

Вера от ума не может придать нам сил для самоотвержения. Она холодная, безжизненная и слабая. Подлинная вера – это способность нашего сердца чувствовать Бога, доверять Ему, следовать за Ним, любить Его. Поэтому подлинная вера — от сердца, и она сообщает нам энергию самоотвержения, то есть энергию любви, поскольку любовь и есть самоотвержение. Сам Господь выразил совершенную Любовь через Свою крестную смерть. Крест является символом любви. Вот такой любви, началом которой является вера, и ждет от нас Господь.

Пример такой любви явил патриарх Авраам, от которого Господь потребовал принести в жертву возлюбленного им сына Исаака, сына, рождение которого он ждал многие годы, который был ему дороже собственной жизни. И Авраам, ни минуты не раздумывая, повинуясь велению Божиему, отправился в путь, который продолжался три дня, и в течение этих трех дней Авраам не дал в своем сердце места помыслам сомнения, ропота и малодушия. Как часто нам бывает легко в благородном порыве принять решение на доброе дело, но, когда это решение нужно хранить и следовать ему в продолжении длительного времени, вот тут-то для нас наступает испытание. Такое испытание было и у Авраама. И, тем не менее, он остался верен Богу во всецелом послушании Его воле. И Господь не посрамил его веры: когда, казалось, не оставалось никакой надежды, Господь послал ангела, остановившего руку патриарха с ножом, занесенную над Исааком. Вместо Исаака в жертву Бог повелел принести агнца, которого специально послал на то место. Поэтому Авраам и назван «другом Божиим» (Иак. 2, 23) и «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11), и у него мы должны учиться подлинной вере, которая заключается в совершенном самоотвержении ради Бога.

Мы должны, в первую очередь, отвергнуться всего греховного, что нам мешает служить Богу: должны отвергнуться всех страстных привязанностей, страстных желаний. Но этого мало. Мы должны отвергнуться своих мнений, подчинив Богу не только свое сердце и волю, но и свой ум, а это бывает, порой, очень трудно. Для того чтобы подчинить Господу свое сознание, мы должны, как можно чаще, обращаться к Слову Божиему, читать Священное Писание, — чтобы ум наш как бы плавал в богооткровенных истинах, чтобы  они стали содержанием наших размышлений каждый день и чтобы постепенно из ума проникали в сердце, став в нем главными мотивами нашей жизни.

Вот тогда мы сможем жить по вере, и дела наши станут доказательством нашей веры. Тогда наша вера не будет мертвой, а будет делами веры и делами самоотвержения. И итогом такого самоотвержения, итогом того пути, по которому ведет нас вера вслед за Христом, является то, о чем говорит апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Человек, достигший совершенства верою, имеет те же чувства и те же святые помышления, которые были и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5).

Вот как мы должны измениться. Вот что является целью нашей веры и нашей жизни по вере. Пусть это будет критерием для каждого из нас, которым мы должны поверять свою жизнь каждый день. И если видим в себе недостаток веры, будем приносить Богу покаяние и возносить молитвы о приумножении веры, как это делал евангельский старец, приведший к Господу своего тяжело недугующего сына. «Веруешь, что Я могу исцелить его?» – спросил его Христос. И этот старец, чувствуя в себе недостаток веры, но все же имея веру, обратившись к Господу просил: «Верю, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).

Будем и  мы со смирением, с кротостью, сознавая свое несовершенство, просить Господа об умножении в нас веры, чтобы она стала прочным фундаментом того здания духовной жизни, которое строить заповедовал нам Господь, чтобы затем войти в это здание и вместе с нами сотворить вечерю во Царствии Своем (Откр. 3, 20).

Аминь.

Парабель, 29.9.13