БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ПЕТРА ШУМОВА (+1914Г.) В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

Апостольское чтение взято из 1-го послания Ап. Павла к Коринфяном (1, 10-18).

Вот его текст: Братие! Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов”. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающи есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия.

Из прочитанного вы видите, что между христианами города Коринфа, где проповедовал Апостол Павел, произошли споры, а от споров и разделения. Дело в том, что там не один Апостол Павел насаждал веру Христову, но и другие труженики, один из этих был Кифа, т.е. Апостол Петр, а другой Аполлос. Одни таким образом были обращены Павлом, другие Петром, третьи Аполлосом, — каждый гордился своим учителем, и своего вставил выше и превосходнее других, — дело дошло до того, что даже их именами и себя стали называть. Я Павлов, — говорил один, я Кифин, я Аполлосов, — говорили другие и третьи, — и только некоторые носили имя Христа, называли себя Христианами. Об этом узнал Апостол Павел и вот в своем послании именем Самого Господа Иисуса Христа умоляет всех в деле веры держаться одних мыслей и понятий, избегать разделений и говорить одно. Прежде всего, он выражает неудовольствие на тех, которые и называют себя принадлежащими Павлу — Павловыми. К чему, — говорит он, — мне такая честь? Разве я страдал на кресте за вас? Разве вы в мое имя крестились? Не только не крестились в мое имя, а даже очень немногие и крещены мною. Сам я крестил очень немногих, потому что это не моя главная обязанность, — на это есть пресвитеры, мною поставленные, — моя же главная обязанность благовествовать, проповедовать слово Божие, располагать к вере, показывать, разъяснять нужду и важность крещения, а не совершать самое это таинство. На это была воля пославшего меня Христа. Христос послал меня не крестить, а благовествовать. Но может быть вы вздумали бы меня величать за красноречие в проповеди, — на это я вам скажу, что сила и действие проповеданного вам мною учения зависели не от красноречия, иначе это послужило бы к унижению Креста Христова. Сила зависит от самого учения о кресте, — только не желающие себе спасения — погибающие считают бессмысленным такое учение о Распятом Спасителе, — люди же, предназначенные ко спасению, ищущие этого спасение, видят в кресте силу свою, т.е. вполне сознают и убеждены, что без него спасение быть не могло.

Что сказать вам, братие, на все это? Любите веру, как любили христиане коринфские, — любите и провозвестников вам воли Божией — учителей веры, которые трудятся для вашего спасения, возвещают вам слово Божие. Но только бойтесь споров, разделений в вере. Они ведут к нарушению любви, они могут привести на путь заблуждений. Любят спорить о вере наши раскольники, но есть ли у них любовь? Любовью ли к истине они руководствуются в своих спорах? Любовью ли к ближнему? Нет, — любви у них не имеется, а есть привязанность к своим мнениям, — свои мнения они ставят выше всякой истины, от этого и заблуждаются, — значит гордостью, самомнением они дышат, от этого никогда и не могут внять голосу истины, — принять слово истины, сознаться в своем заблуждении — это значит унизить себя, а этого гордость им не дозволяет, — вот они и остаются целые столетия в заблуждении, сами заблуждаются, и других влекут к тому же. Недоумения, сомнения в вере могут быть у всякого, но не упорствовать нужно в мнении, противном вере, а стараться скорее разогнать его, как разгоняют мрак светом вещественным. Родилось сомнение — скорее гони его от себя, — не можешь отогнать, видишь, что оно все глубже внедряется в твою душу — скорее поспеши открыть отцу твоему духовному, а главное — обратись к молитве, и Бог, видя твое искреннее искание истины, раскроет твой духовный взор и покажет, где истина. “Верую Господи, помоги моему неверию” — вот молитва для подвергающегося сомнению в делах веры.

Что еще сказать вам по поводу нынешнего Апостольского чтения? Любите пастырей духовных, но не предпочитайте и не превозносите того или другого пастыря настолько, чтобы только одного его считать решителем всех своих недоумений, в нем одном видеть способность руководить вас ко спасению и более ни в ком. Хорошо иметь одного руководителя в духовной жизни, даже следует найти его всякому, но все это должно быть без пренебрежения к другим. Помните, что любовь созидает, а гордость, злоба разрушают всякое дело. Любя слушать уважаемого всеми, знаменитого проповедника, не возгнушайся, не воспренебреги при случае и проповедником малоизвестным, или юным; потому что он учит не от себя, а от слова Божия, и его устами говорит Дух Святый, и он тем же Духом Святым поставлен на то же дело учительства. Если одного слушаешь, другого же отвращаешься, нет смирения и любви в тебе, гордость живет и действует в тебе, и ты делаешь не лучше тех коринфян, которые говорили: Я Павлов, я Кифин, я Аполлосов.

Не пренебрегая никаким пастыре, не пренебрегайте особенно пастырем того прихода, к которому вы принадлежите, — это и есть Богом данный вам пастырь, пренебрегать без всякой уважительной причины приходским пастырем значит пренебрегать Духом Святым, поставившим и давшим вам его. Многие никогда не бывают в своем приходском храме, не считают и за нужное услышать слово назидания из уст своего приходского пастыря, избегают встречи с ним даже и в доме. Это не хорошо, не похвально. Где здесь у таких пасомых союз с пастырем? Где любовь, связующая, или долженствующая связывать их? Как на страшном суде такой пастырь скажет перед Господом: Господи! Се Аз и дети, яже ми дал еси, когда эти дети бегали от своего отца, а отец — пастырь нигде не мог уловить их? Из этого однако же не следует того, что другие храмы нельзя посещать, — нет, не чуждайтесь и других храмов, особенно где чудотворныя иконы, где неспешная и благоговейная служба, где постоянное проповедание Слова Божия, посещайте и эти храмы, но своему храму всегда делайте предпочтение, старайтесь любить его больше всех храмов, и если почему-нибудь не можете бывать в нем, то скорбите. Многие из вас в нем крестились здесь каждогодно причащаетесь, со Христом соединяетесь, — здесь за вас возносятся каждодневно молитвы пастырем вашим, здесь будет вознесена и последняя молитва о душе вашей над телом по оставлении его душою, отсюда тело будет унесено на вечный покой. Ужели всего этого недостаточно, чтобы любить свой приходский храм?

Что еще сказать вам по поводу нынешнего Апостольского чтения? Бегайте споров не только в вере, но и по всяким другим предметам. Избегайте всяких несогласий в мнениях, — лучше уступайте, чем настаивайте на своем, — это будет не слабость, а христианское смирение и любовь. — Но особенно бегайте разделений в родстве, в семействе. Как часто и в этих естественных союзах нет союза любви. Сколько семейств в нынешнее самолюбивое время разделилось, разорилось, пришло в бедность единственно от несогласия, от споров, от недостатка любви! Сколько родных не знают друг друга из-за того, что один в свое время не хотел другому уступить, пред ним смолчать, испросить у него прощения! Сколько и всюду услышите шума, беспорядков от гордости и злобы, неуступчивости! Братие! Бегайте особенно этих пороков, от них всякое зло на земле. Всем жертвуйте, чтобы жить в согласии и любви. Любовь незаменима, — потеряете ее, потеряете все. Найдете любовь, найдете все — счастие и покой на земле и блаженство в вечности.