Протоиерей Всеволод Шпиллер.
ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС.


       Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия - слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда - служение при алтаре. Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, "обожение" человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии - в этом центре жизни Церкви.
       Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть. Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается." (Лк. 22:19-20).
       Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5:17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.
       Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.
       Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия - жертва благодарения, преломление хлеба - является центральным фактом в жизни христиан. Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство - источник этого единения. Мы - одно Тело, Его Тело. Мы все - одно: и живые, и мертвые. "Нас всех, - читает священник в алтаре, - от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу". Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, "имеющу Одну Главу".
       От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного "я" я прихожу к Божественному Таинству и свету. "Вниде свет Твой и просвети тьму мою". Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и "творит у нас обитель" (Ин.14:23) Cвою.
       Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное - Христос оказывается между нами. "Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я - посреди них". Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие - евангельскую весть, - не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце. Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии - Божественная Литургия - есть предвосхищение иной жизни, иного Царства - "идеже - свет лица Божия". Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.
       В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря - это все для нашего ума, - БЫЛО, а в Боге это - ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.
       Смерть Иисуса Христа - это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас - еще будет, а для Господа - уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже... есть. Мы - в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле. Вот что такое Таинство Евхаристии.

www.pravmir.ru