СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ШПИЛЛЕРА (+1984Г.) В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЕЦ VII–ГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Очень часто, братья и сестры, к Церкви относятся как к общественной организации, очень часто так Ее и называют. И даже среди нас, верующих, очень часто отношение к Ней подобно отношению к обыкновенной общественной организации. Это, конечно, совершенно неверно. Церковь не есть организация, Она — не учреждение, которое создано какими–то законами, постановлениями, соглашениями человеческими и т.д. Церковь — это жизнь со Христом и во Христе!

Бог воплотился в лице Господа Иисуса Христа, в котором соединилось неслиянно и нераздельно Божеское естество с человеческим, Божеская природа с человеческой. И вот это Богочеловечество Иисуса Христа и есть наше христианское достояние, это и есть христианство, это и есть Церковь Христова. Боговоплощение — не идея, не учение. Боговоплощение есть прежде всего конкретное событие, произшедшее в определенное время. Но несмотря на это, оно сохранило в себе всю силу вечности — оно всегда пребывает, оно всегда есть. И Боговоплощение, соединение Божеского с человеческим естеством, которое всегда есть, всегда осуществляется, это и есть Церковь Христова.

Церковь есть жизнь во Христе и со Христом, которая совершается во времени, протекая здесь, на земле. Но всегда эта жизнь совершается внутри сердца человеческого, по выражению одного православного богослова — в клети человеческого сердца. И поэтому она всегда есть тайна и таинство. Вот что такое Церковь — тайна и таинство жизни во Христе и со Христом в сокровенном человеке.

Но именно потому, что она протекает, осуществляется на земле, она должна иметь какие–то земные грани, очертания. И вот их–то она и имеет как общество, как какая–то организация, однако же движимая Духом Святым. Вот что — самое главное в Церкви, и что мы всегда должны помнить, и больше того, мы должны — как верующие — жить жизнью Духа Святого. Церковь есть духовная жизнь, это духовный организм, живущий силою Духа Святого.

Эта жизнь должна иметь какой–то уклад, и она его имеет. Создавался он постепенно. В этом смысле Церковь есть, конечно, историческая реальность, хотя она сверхисторична, надисторична, но не внеисторична. Церковь в истории живет, в истории складываются эти ее земные очертания, эти ее грани — вероучение, нравоучение. И не только они, а и какого–то особенного быта христианского, который сразу же стал отличать христиан от нехристиан в самые первые годы, как только появилось христианство на земле.

Эти очертания Церкви, вообще весь уклад Ее жизни складывался в Предании. Так образовывалось постепенно Священное Церковное Предание, потому что все то, что происходило в Церкви, вся Ее жизнь двигалась силою Духа Святого. Именно поэтому Предание мы называем Священным. Так складывалось вероучение, нравоучение, так складывались отношения христиан, так складывалась Церковь как общество, хотя Она, конечно, по существу своему нечто гораздо большее, чем общество.

Это Предание складывалось, например, на Соборах. Сегодня мы с вами празднуем память VII–го Вселенского Собора VIII–го века (787 года), того Собора, который утвердил иконопочитание, и мы пронесли в веках его решение. Истина его себя так оправдала! Мы это хорошо знаем. Сначала сомневались христиане: а можно ли поклоняться иконам? Язычники поклонялись разным идолам; а когда мы поклоняемся иконе, скажем, изображению на доске, разве это не какая–то форма идолопоклонства? И после нескольких веков, в течение которых этот вопрос стоял перед религиозным сознанием христиан, Предание приняло: «Нет, это совсем не идолопоклонство! Когда мы поклоняемся иконам, то мы поклоняемся изображаемому на иконах Самому Богу, Самому Спасителю». Икона — не что иное, как место встречи с Богом, со святостью. Икона изображает эту святость, и то, что она изображает, есть реальность, действительность. Поклоняясь иконе, мы поклоняемся как бы Самому Богу, самому святому, мы самой святости поклоняемся в это время. Так решил VII–ой Вселенский Собор.

«Изволися Духу Святому и нам» — говорится в решении Собора. А почему мы знаем, что Дух Святый действовал в этом решении? Разные бывали способы увериться в том, что Предание Церковное несет с собой силу Духа Святого, что все то, чему нас учит Предание — все священно именно потому, что в нем — дыхание Духа Святого, правды, истины и силы Его. На VII–ом Вселенском Соборе принесли икону отцам. «Вот — икона Спасителя. Если это идолопоклонство (а мы будем поклоняться ей), то мы это и увидим — ничего не произойдет. Но вот — больной лежит, и мы его положим около этой иконы и будем, поклоняясь иконе, просить об исцелении этого больного». И больной был исцелен! Совершилось чудо.

А сколько таких чудес происходило и происходит в наше время перед святыми иконами, что и оправдывает веру в Предание, как несущее с собой силу Духа Святого! И все Предание, и вероучение, и нравоучение Предания, все несет эту силу Духа Святого! Почему мы и должны быть совершенно верны Преданию, нисколько не сомневаться, и исполнять все те требования, которые предъявляет нам идущее от древности Церковное Священное Предание.

Предание составлялось бесчисленным множеством молитв самых чистых и высоких человеческих сердец. Оно образовывалось в подвигах веры, и в каких подвигах! Вы, конечно, слышали, какими подвигами подвизались первые христиане. Но не одни только они — в течение всей истории столько было подвижников святости! Столько было гонений на Церковь и в первые, и в средние века, и в последние времена, столько и сейчас у христиан самых разных трудностей, которые равны самым настоящим мученическим подвигам, если хотите. И именно в этом образовывалось Предание. Конечно, навстречу всему этому шла обетованная благодать, та сила Божия, сила Духа Святого, которой все это освящалось.

Предание нам принесло все, начиная с Литургии, Евхаристии, которую совершал Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечере. И мы имеем этот дар Предания — Святую Евхаристию, во время которой совершается у причастников физическое соединение с Богом, соединение человеческого естества с Божиим — мы причастниками Божества становимся во время Евхаристии! Вот что такое Предание, вот какую оно имеет ценность, вот что оно для нас, вот что такое Церковь. И, конечно, Церковь только там и есть, где есть Предание. И только там и есть жизнь со Христом и во Христе, где есть верность Преданию, верность нашим отцам.

А сегодня, празднуя память VII–го Вселенского Собора, который нам дал иконы как место встречи со святостью, с Самим Богом, наши сердца должны быть преисполнены благодарности святым отцам и всегда к ним быть обращены. Если мы — настоящие церковные люди, если мы по–настоящему понимаем, знаем и чувствуем, что Церковь есть жизнь со Христом и во Христе и ее нам дарует верность отеческому Преданию, мы всегда будем к святым отцам обращаться молитвенно из последней глубины души с глубокой радостью, и верностью им.

Я еще одно только слово скажу насчет икон. Икона становится иконой когда изображение освящается Церковью особым чином. Изображение становится священным совершенно также, как священно имя Христа: когда мы произносим имя Господа Иисуса Христа, то мы с Ним встречаемся. Это обращение к Нему обязательно встречается Им, и мы чувствуем эту встречу. Она нам дает всегда огромную духовную силу. Так и икона — она имеет ту же силу, что и имя Божие. Об этом и говорил VII–ой Вселенский Собор.

Молитвами Святых Отец VII–го, всех Вселенских и всех Соборов Церкви нашей, молитвами всех Святых Отец, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!

Аминь.

1979г.