Протопресвитер Александр Шмеман.
О ВЕЛИКОПОСТНЫХ СУББОТАХ.
Из цикла бесед на радио "Свобода", посвященных подготовке
к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
    Дорогие слушатели, субботний день занимает особое место в богослужебном предании Православной Церкви. Это объясняет единственное в своем роде место субботы как седьмого дня и ее двойной смысл как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в "мире сем", в его времени, Христос победил смерть и открыл нам вход в Свое Царство. Его воплощение - Смерть и Воскресение - являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале, после сотворения мира. Но суббота и есть день смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение и преображение уже за пределами Смерти "в будущем веке.
    Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Субботой Воскрешения Лазаря - событие, происшедшее в "этом мире" и ставшее возвещением и уверением в общем воскресении - и Великой и Святой Субботой Пасхи, когда смерть была побеждена окончательно и стала лишь переходом в новую жизнь Нового Творения.
    В течение Великого Поста это значение суббот выявляется особенно ярко, так как цель Поста - восстановить христианское значение времени как подготовки и странствования на пути к Царствию Божьему. "Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу", - говорит апостол Петр.
    Субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть "евхаристический" день, отмечаемый совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, а Евхаристия всегда означает праздник. С другой стороны, особый характер этого праздника состоит в том, что он происходит во время Поста, а мы относимся к Посту, как к странствованию, терпению и подвигу. Суббота - это как бы "передышка", цель которой - заставить нас задуматься над конечной целью нашего паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений, выбранных для великопостных суббот из апостольских посланий. Все чтения взяты из Послания к Евреям, центральная тема которого - история спасения, странствования, обещания и веры в грядущее.
     В первую великопостную субботу мы слышим величественное начало этого послания, в котором торжественно подтверждается факт Сотворения мира, обещание Искупления и Вечности Царства Божьего.
    "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам и пророкам, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и века сотворил... Ты тот же и лета Твои не кончатся".
    Мы живем в "эти последние дни" - дни высшего подвига. Во времени мы все еще в "сегодня", но конец приближается. В субботу второй недели Поста читается следующий отрывок из Послания к Евреям (3:12-14): "Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне", ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца".
    Борьба трудна. Ценой страданий и искушений мы достигаем "обладания лучшим и навеки пребывающим". К этому побуждает нас поучение третьей субботы, взятое из 10-ой главы Послания к Евреям: "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде оказывал такую ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования".
    Для этой борьбы мы должны вооружаться верой, надеждой и любовью, как утверждает чтение следующего отрывка из Послания к Евреям в четвертую субботу Великого Поста:
    "Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит".
    Время сокращается, ожидание становится более напряженным, уверенность - более радостной. Это звучит в чтении Послания к Евреям (9:28) пятой субботы: "Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение".
    
Это последнее чтение перед Лазаревой Субботой, когда от времени ожидания мы переходим ко времени исполнения ожидаемого.
    Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия от Марка и также имеют свою последовательность. Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение этой последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты еврейских суббот и говорит:
    "Суббота для человека, а не человек для Субботы: посему Сын Человеческий есть господин и Субботы" (Марк. 2:27-28).
    
Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. В субботу второй недели Поста мы слышим, как прокаженный говорит Христу: "Если хочешь, можешь меня очистить..." На что Христос отвечает: "Хочу, очистись" (Марк. 1:40-41).
    В третью субботу мы видим, что вопреки всем иудейским запретам Христос "... ест с мытарями и грешниками..." (Марк. 2:14-17).
    В четвертую субботу в ответ на "добро зело" творения мира, то есть очень хорошо, (Быт. 1) Евангелие радостно восклицает: "... все хорошо делает: глухих делает слышащими и немых - говорящими" (Марк. 2:14-17).
    Наконец, в пятую субботу все завершается решительным исповеданием Петра: "Ты - Христос..." (Марк. 8:29).
    Так произошло принятие человеком тайны Христа, тайны Нового Творения.
    Великопостные субботы заключают в себе вторую тему или измерение: тему смерти. За исключением первой субботы, которая по церковной традиции посвящена святому Федору Тирону, и пятой - субботы акафиста, три остающиеся субботы - дни всеобщего поминовения усопших в Господе "в надежде воскресения и жизни вечной". Это поминовение готовит и предвозвещает субботу Лазарева Воскресения и Великую и Святую Субботу Страстной недели. Поминовение усопших надо рассматривать не только как акт любви, как "доброе дело", но и как откровение "мира сего" в его смертности и умирании. В мире сем мы обречены на смерть, как обречен на нее и сам мир. Но во Христе смерть побеждена изнутри, она, как сказал апостол Павел, потеряла свое "жало", стала сама входом в полноту иной жизни, "жизни преизбыточествующей". Для каждого из нас вхождение в иную жизнь началось в нашей смерти, в Крещении, делающим мертвыми тех из нас, кто жив, и живыми тех из нас, кто был мертв, потому что "смерти больше нет". Глубокое отклонение от подлинного смысла христианской веры сделало смерть для нас опять черной. Это выражается черными (траурными) одеждами на похоронах и панихидах. Мы должны, однако, знать, что для христианина цвет смерти - белый. Молиться за умерших - не означает скорбеть и печалиться. Нигде это лучше не выявляется, как в связи с общим поминовением умерших в субботы вообще, и в особенности - в великопостные субботы. Радостный день Творения мира стал в нашем грехопадении днем смерти, потому что "тварь покорилась суете" и стала сама смертью. Но Христова смерть восстанавливает седьмой день, делая его днем нового творения, побеждая и уничтожая то, что превратило наш мир в торжество смерти. И главная цель Великого Поста - это восстановить в нас тяготение к восстановлению надежды на "откровения сынов Божиих", то есть христианской веры, надежды и любви. Этой надеждой мы были спасены. Надежда же на то, что видно или очевидно сейчас, уже не надежда; ибо "на что надеяться тому, кто видит? Но когда надеемся на то, чего не видим, тогда ожидаем этого в терпении..." (Рим. 8:24-25). Значение же христианской смерти и нашей молитвы за умерших лучше всего раскрывается в свете Лазаревой Субботы и радостном покое Святой и Великой Субботы.
shmeman.ru