СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШАРГУНОВА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ОТЦОВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Об иконопочитании

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, утвердивших истину иконопочитания. Мы помним, когда завершается первая седмица Великого Поста и Церковь празднует Торжество Православия, мы совершаем память святых отцов, которые сокрушили ересь иконоборчества. Потому что догмат иконопочитания есть печать всех других догматов нашей веры. Печать тайны Воплощения Божия, что Бог стал человеком, Слово стало плотью и Он может быть изображен и видим. Его таинственное присутствие — во всех святых Его изображениях в Церкви. Вся судьба Православия, в особенности Русской Православной Церкви, связана с тайной иконопочитания.

Вы все знаете церковное предание, летописный рассказ о том, как благоверный князь Владимир избирал самую истинную веру для нашего народа, и приходили к нему мусульмане, иудеи, католики и греки, и каждый рассказывал о содержании своей веры. Потом по совету старцев и бояр были отправлены в разные страны десять мужей «добрых и смысленных», чтобы они могли не только слышать о чужой вере, но своими собственными глазами ее видеть. И мы помним, какое впечатление на них произвела вера мусульман, в которой «нет веселия». Вера западных христиан — католиков, в которой нет красоты. Вера иудейская, которая мертвой им показалась. И как они были поражены тем, что они увидели в Константинополе в церкви Великой Софии за богослужением: «Мы не знаем, как рассказать о том, что мы увидели. — говорили они. — Но мы знаем, что там Бог пребывает с человеком и этой красоты невозможно забыть».

Духовная красота, которая присутствует в богослужении, в иконописи, это единое неразрывное богословие Церкви. Потому для наших предков эта красота явилась главным доказательством истинности веры.

Это напоминает слова известного русского православного богослова, который сказал, что глядя на икону Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, я вижу, что есть Бог. Не нужны никакие доказательства, рассуждения. Человек, имеющий очи, чтобы видеть, видит эту новую жизнь, которая пришла в мир и которая запечатлена красками на иконах. Духом Святым Церковь Небесная через иконы на иконостасах, на стенах храмов, в домах наших присутствует здесь, на земле.

Но как говорят святые отцы, наше почитание святых икон есть выражение той тайны, когда «честь на первообразная восходит». Мы не поклоняемся древу или краскам, мы почитаем Господа, Божию Матерь, все небесные силы, которые изображены на них. Почему мы совершаем каждение перед святыми иконами? Почему со страхом и благоговением мы поклоняемся святым иконам? Потому что воню благоухания духовного, молитву нашу в Духе Святом мы приносим Господу и святым, которые изображены на иконах. Потому что со страхом и трепетом мы поклоняемся Господу и Божией Матери, и всем святым, которых эти иконы изображают. И когда совершаются чудотворения от икон, чудо исцеления от болезней телесных или душевных, то это происходит от того, что мы с верой прикасаемся Господу и святым, изображенным на этих иконах. И когда мы узнаем радость и утешение от святых икон, то эта радость новой жизни исходит от Господа и Божией Матери и святых, которые присутствуют здесь среди нас в этих святых изображениях. Поэтому глупцы и безумцы те еретики, которые нечестиво объявляли поклонение святым иконам как идолопоклонство, или, вернее сказать, они находились и находятся под властью «отца лжи», духа сатанинского.

Разве Церковь Православная и течение многих веков не вела войну против идолопоклонства, и разве миллионы верных не принесли себя в жертву этой победоносной войне, чтобы не поклониться никакому идолу? Достаточно было им принести щепотку ладана перед идолом, перед каким-то земным изображением, с тем чтобы идти свободно и веровать во что угодно. Но они предпочитали смерть за Христа, толька чтобы не поклониться никакому идолу. И разве не Церковь Православная сокрушила идолопоклонство? Посмотрите, как коварен диавол! Эту Церковь, победившую идолопоклонство, он называет Церковью, утверждающей идолопоклонство. Вот к чему приводит плотское, а не духовное видение всего, что происходит на свете, а тем более тех тайн сокровенных, которые Господь хранит в Своей Церкви.

И с каким ожесточением, поистине сатанинским, эти еретики выступали против православных! Совершенно неслучайно их гонение на почитателей икон с самого начала совпало с гонением на почитателей святых мощей и на всех монашествующих. Потому что как в иконопочитании, так и в святых мощах, и в подвиге монашества особым, сугубым образом является наше приобщение тайне Воплощения Христова и тайне Его Воскресения. И совершенно неслучайно древние еретики, которые огнем и мечом хотели сокрушить истинную веру Православную, и соединились в ХХ столетии с гонителями, которые уже представляли открытое богоборчество, отрытую войну против Бога и против человека. Они как и в древности уничтожали святые иконы, оскверняли святые мощи. А тех, кто не хотел отречься от веры православной, мучили и убивали.

Но мы знаем, что истина Божия и сила Божия сильнее огня и меча, и любой земной силы. И как тогда еретики были посрамлены и сокрушены, а иконы остались в храмах православных и в домах православных людей, чтобы свидетельствовать о страшном благодатном присутствии Божием в нашей жизни, точно так же произошло во время этого недавнего гонения.

Теперь снова восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, пишутся новые иконы. И они являют чудотворения, эти иконы, простые, бумажные, иногда мироточат и благоухают, напоминая нам о том, что близок к нам Господь.

Но сегодня этот многоопытный изощренный в лукавстве враг Церкви Христовой изыскивает новые способы борьбы с иконопочитанием. Он хочет, чтобы эти иконы, прежде всего древние чудотворные, которые не уничтожены, стали новыми идолами, «шедеврами искусства», которым можно поклоняться как величайшему творению, делу рук человеческих. И по сей день отняты у нас неуничтоженные величайшие святыни, такие как Владимирская и Донская иконы Боясией Матери и другие святыни наши, древние соборы. Нам их выдают только на некоторое время, на праздники, чтобы мы могли им поклониться. Объясняют, что эти ценности принадлежат не Православной Церкви, а всем людям, потому что это такие замечательные произведения искусства и эта больше, чем все остальное. А поклонение им православных как иконам — только частное явление того, что эти иконы собой представляют.

Но не это самое ужасное в замыслах врага. Последний этап борьбы диавола с Церковью Христовой будет в том, чтобы превратить Церковь Православную, все ее святыни, все самые замечательные иконы только во внешнюю красоту, во внешнюю видимость, которая бы утратила свою благодатную силу. Эта война страшнее, чем просто уничтожение святыни. Потому что в мире, где зло стремительно растет, враг хочет добиться того, чтобы и святыня, в конце концов, была осквернена, и чтобы соль благодатная утратила свою силу и ни на что уже больше не годилась, как на то, чтобы быть пустым украшением того беззакония, того торжества зла, которое происходит в мире.

Поэтому, празднуя сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, почитая святые иконы, древние и новые, изумляясь и мироточению, и тому, что плачут эти иконы в напоминание того, что близко Господь, не оставляет Он нас, и что новые испытания ждут Церковь Христову, будем молить Господа и Божию Матерь, и всех святых, в особенности тех, перед иконами которых мы постоянна молимся, чтобы даром благодати Христовой, заступничеством наших святых и мы тоже стали подлинно иконами Божиими. Чтобы каждый из нас своею чистотой, любовью, мужеством, верностью Господу явил, что он образ Божий, что он икона, перед которой уже сейчас Церковь Христова, как перед прославленными иконами, совершает за каждым богослужением каждение. Аминь.

Божественная Литургия 22 октября 1998 года.