СЛОВО ИЕРЕЯ ОЛЕГА ШАБАЛИНА В НЕДЕЛЮ 29-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Сегодня, братья и сестры, мы слушали во Святом Евангелии рассказ о том, как ко Христу подошел некий человек и задал вопрос о спасении: что ему нужно сделать, чтобы спастись? (Лк. 18, 18-27). Вопрос непраздный, достаточно серьезный даже и в наше время, с высоты всех знаний, которые у нас сейчас есть. А тогда это было тем более важно: человек мог просто запутаться в тех предписаниях, заповедях, которые тогда существовали. Именно поэтому важно было это спросить.
Но Христос отсылает этого человека к тому, что уже существовало, ничего нового не предлагает. Он говорит о заповедях, обычных заповедях, которые и мы с вами все знаем. Не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать своих родителей. Все это люди знали и тогда. Человек сказал, что все это от юности в его жизни, в его сердце. И тогда Христос сказал о самом главном, о том препятствии, которое существовало для спасения в жизни этого человека. «Возьми все имение, которое у тебя есть — говорит Христос, — и раздай нищим, и тогда приходи и иди вслед за мной». И этот человек, услышав это слово, слово, за которым он и пришел, отходит в скорбях, потом что не может выполнить это предложение. В Евангелие сказано, что он был очень богат.
И вот, братья и сестры, Христос далее говорит о том, что на самом деле спастись богатому человеку невозможно. Это понятно и видно из того примера, который Он приводит, — удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко. Возьмем самую обычную иголочку, у нее очень маленькое ушко, что уж говорить о верблюде, и канат туда не пройдет. Конечно, это невозможно — богатому спастись. Но вспомним, кого в Евангелие называют богачом.
Богач и Лазарь. Богач — кто? Тот человек, который умножает свое состояние не для других, а для себя. Помните этого богача? Он ел, пил, веселился, а про Лазаря, может, иногда вспоминал и только. Вспомним и другого богача, который получил прекрасный урожай. И что он сказал своей душе? «Ешь, пей, веселись». И он не думал о других людях. Богач — это тот, кто богатеет для себя. Именно такому богачу не спастись.
Но есть другие люди, которые тоже имеют прикосновение к хорошему достатку. Но они именуются во Святом Евангелии домоуправителями. Итак, вот таким людям, которые управляют тем, что течет к ним: достатком, а, может быть, талантами, если они разумно ими управляют — им возможно спастись. Но Христос говорит, что трудно спастись такому человеку. И это правда. Если мы имеем прикосновение к хорошему достатку, обыкновенные или необыкновенные таланты, при всем этом каждый человек может впасть в искушение. Искушение может быть самое разное: искушение тщеславия и гордости, просто искушение деньгами, да мало ли чем. Все это мешает человеку войти в Царствие Божие.
Поэтому Господь и говорит: такому человеку или невозможно спастись или очень трудно. И мы с вами имеем примеры из жизни святых, когда они спасались только тогда, когда раздавали свое имение. Они были богатыми людьми, но пришли к святости, только когда раздали свое имение. Это говорит, что действительно лучше уйти от огня, чтобы не обжечься. Так поступали и святые. Именно в такой простоте возможно обретение Духа Святаго.
Все окружающие Христа в то время, когда Он это говорил, испугались. Ведь каждый из нас имеет прикосновение к богатству внутреннего или внешнего характера. Те люди, понимая это, сразу спросили: «Кто тогда может спастись?» Действительно, мы тоже имеем в себе то, что приводит нас во искушение, и кто же тогда может спастись? И Христос отвечает: «То, что невозможно человеку, возможно Богу». Невозможно человеку в нашей с Вами ситуации спастись. Это вообще невозможно. Посмотрите, в какой ситуации сейчас находится человек. В ситуации постоянного искушения. И он настолько слаб, что этому искушению волен поддаться и поддается. Потому-то человеку и невозможно спастись. Это возможно Богу. Что делает Господь? Он так устраивает, что вокруг нас складываются такие обстоятельства, что мы уходим от искушений. Хоть как-то борем в себе какой-то грех или страсти. Итак, нас спасает Бог, мы просто имеем какое-то желание, но подчас не имеем возможности. А Бог имеет и то, и другое. Видя наше настроение, наше желание, Он и спасает нас.
Итак, братья и сестры, будем помнить главное в нашей жизни. Это то, что нас спасает Бог. Но мы сами должны к этому стремиться. Видите, человек, услышав слово Божие, сразу же отошел от Христа. Он не смог вместить в себя это слово, которое вело его ко спасению, он не смог отказаться от самого себя, тех пристрастий, которые имел у себя в сердце. Если и мы так будем постоянно поступать, то, конечно, тоже не спасемся. А ведь это часто происходит в нашей жизни. Голос нашей совести говорит: «Тут не надо врать. Это точно». Или в другом случае: «Чужое брать не надо». Но мы так не поступаем, мы глушим в себе этот голос. Поэтому, братья и сестры, мы поступаем, как этот человек. Слыша слово Божие, читаем Святое Евангелие, где вообще все расписано, но мы отходим от него. Мы говорим себе, что это трудно. Таким образом, мы берем на себя то слово Божие, которое говорит о том, что невозможно спастись.
Но потрудимся, братья и сестры, чтобы труд Божий на этой земле, в Его творении не был тщетен. Постараемся следовать за Христом всегда и всюду, постараемся отказываться от того, что порабощает нас этому тленному миру. Ведь он пройдет, все это исчезнет. И наша с вами задача приуготовить себя к Царствию Божию, где ничего этого нет. Там одно только существует: радование в любви Божией. Поэтому именно это богатство и надо в себе созидать со всею ревностью и силами.
Вот, братья и сестры, на что нас наставляет Бог. А если Он нас наставляет, значит, это то слово, которое должно не просто войти в нашу жизнь, а мы должны иметь именно такой путь, который привел бы нас ко спасению. Путь жизненного подвига и труда. Так очень просто Господь показывает нам не только здесь, во Священном Писании, но и в каждый момент нашей жизни, что нам необходимо для нашего спасения. Будем внимательно слушать это слово, благоговейно проводить свою жизнь, чтобы она не была для нас погибельной, а была для нас спасительной. Аминь.
Сказано в храме во имя св. преп. Сергия Радонежского, Нижний Тагил