Поучение протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых. Подвиг святости, предлежащий христианам — Почитание святых.


Поучение протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых.
Подвиг святости, предлежащий христианам — Почитание святых. (Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30.)

1. Протоиереq Сергий Модестов (+1914г.)     Ныне святая Церковь совершает память всех святых и призывает нас к деятельному подражанию их подвигам. Посему и мы, говорится в нынешнем апостольском чтении, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1).

Подвиг святости чрез достижение нравственного совершенства предлежит не одним только избранным, но каждый христианин обязан быть совершенным и святым. Будьте совершенны, заповедует Спаситель, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). И святой апостол Петр говорит: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 15-16). Трудна заповедь святости для нас, окруженных суетою и соблазнами мирскими, скажут, может быть, некоторые из малодушных. Святые подвижники благочестия удалялись от мира, жили в пустынях, горах, пещерах, были там свободны от забот житейских, могли все время употреблять на молитву и постоянно бдеть над собою, так что чрез это делались способными видеть тайные сети врага и избегать их. Но как нам, живущим в мире, сохранить себя чистыми и непорочными от искушений и грехопадений? Как нам, грешным, можно подражать святыми равняться с ними в подвигах их необычайных? На все подобные недоумения немощной человеческой совести одно можно сказать, что Бог ничего не требует от нас невозможного, а если он обязывает нас к подвигам святости, то, было бы только с нашей стороны искреннее желание, Господь всегда готов помочь нашей немощи, и мы с Его всесильной помощью достигнем в преодолении обдержащего нас зла и в своем нравственном преуспеянии такого успеха, какого и не ожидали. Сила бо Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Ищите истины и правды и обрящете их, толцыте и отверзется вам дверь царствия Божия. Царство небесное силою берется, говорит Спаситель, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Для достижения нетленного венца так же нужно бежать, как это делается на ристалищах, чтобы достигнуть награды. Тако тецыте, говорит святой апостол Павел христианам, да постигнете(1 Кор. 9, 24) . Святые не вдруг достигали святости, они были такие же люди, как и мы, подобные нам. Многие из них жили в обществе, не оставляя своих житейских занятий, но, воодушевленные пламенной ревностью к исполнению христианского долга, постепенно, шаг за шагом, возвышались по лестнице добродетелей — постепенно отрешались духом от земного к небесному и наконец самую плоть так одухотворяли воздержанием, что еще здесь, на земле, достигали равноангельского совершенства. Необычайные подвиги святых, конечно, недостижимы для мирян и обязательны лишь для произволяющих идти путем высшего совершенства, как сказано в Евангелии: аще хощеши совершен быти (Мф. 19, 21). Да и немногие из нас обладают такими духовными силами н дарованиями, чтобы взяться за необычайные подвиги и сравняться со столь великими и крепкими столпами веры и благочестия, какими явили себя богопрославленные святые отцы. Но преуспевать в подвигах добродетели, по примеру святых, каждый из нас может и должен по мере своих дарований и соответственно своему земному положению, не смущаясь своей скудостью, простотой и зависимостью от неблагоприятных житейских обстоятельств. Сказано в Евангелии: всякому, емуже дано много, много взыщется от него (Лк. 12, 48), а кто и в малом верен, тот не будет лишен небесной награды и услышит вожделенный глас Господа: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, вниди в радость господа твоего.Так говорится в евангельской притче о талантах (Мф. 25, 21). Из сей притчи видно, что не всем даются таланты в равной мере — одному пять, иному два, а некоторым один, — между тем награда обещается одинаковая всем, заботящимся об умножении своих талантов.

Под талантами разумеются здесь не только ниспосылаемые от Бога вещественные блага и естественные силы и способности, но и дарования духовные: вера, любовь и упование. В приумножении сих духовных даров мы и должны подражать святым. Они были так тверды в вере, что всегда мужественно защищали ее от лжеучителей и за истину Христову жертвовали даже жизнью. И мы, особенно в нынешнее время, зараженное недугом вольномыслия, сомнения в вере и неповиновения уставам церковным, должны стоять на страже своей веры, в простоте сердечной и непоколебимом послушании Церкви являя себя верными слугами Христа. Подражать святым в благочестии или любви каждый из нас может, если будет служить ближним своим, ради Христа; не себе только угождать, не свою плоть ублажать, но исполнять закон Божий с само-отвержением, терпением и воздержанием от страстей. Наконец, святые безропотно несли крест временных злостраданий ради Господа и в уповании спасения в будущем веке. И мы должны быть тверды в этом уповании, при всех случающихся с нами скорбях, неудачах и бедствиях земных, помня, что святое упование нас не посрамит (Рим. 5, 5), и что претерпевый до конца, сей спасен будет (Мк. 13, 13). Итак, знайте, что все смущения и страхи пред трудностями в деле спасения недостойны истинно верующего христианина и не должны нас останавливать на пути к достижению нравственного совершенства.

Тот не истинный воин, который хочет избежать трудностей воинского звания, боится встретиться с врагом и начать с ним борьбу. Не удостоится таковой победного венца. И мы, воины Христовы, если желаем небесной награды, не должны страшиться борьбы с греховными соблазнами и ослабевать духом на узком, скользком и тернистом пути, ведущем нас в царство небесное. Страшен враг спасения нашего, злокозненны его нападения на хотящих благочестно жить. Но не отступать пред врагом, а укрепляться мужеством и готовностью к борьбе надлежит всем христианам, желающим себе вечного спасения. Труден подвиг борьбы, но зато какая высокая награда Подвигоположником спасения нашего Господом Иисусом Христом обещается за победоносную борьбу нашу с грехом: Побеждающему, говорит Христос, дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его(Откр. 3, 21) . Святые Божии, уже прошедшие победоносно поприще земного жития и удостоенные венцов небесной славы, указуют и нам верный и прямой путь к сей славе. Последуем за ними и не будем смущаться, что их пример недостижим для подражания.

Руководя нас примерами святых на пути веры и благочестия, святая Церковь заповедует нам почитать их, как наших небесных заступников пред Богом, возносить пред ними наши молитвы. Великое утешение получает душа христианская в этом молитвенном общении с богопрославленными угодниками Божиими. Как важно и необходимо для христианина почитание святых, и с какого материнской заботливостью святая Церковь руководствует нас в этом деле, видно из тех постановлений церковных, коими почитание святых узаконивается в жизни христиан. Святая Церковь ежедневно возбуждает нас к прославлению святым: нет ни одного дня в году, который бы не был посвящен памяти того или другого угодника Божия. Все мы, православные христиане, при самом рождении поручаемся покровительству того или другого святого, имя которого получаем на всю жизнь. Все наши храмы имеют престолы, освященные в честь угодников Божиих, почитаемых как покровителей городов и селений. В этих храмах вся красота и благолепие преимущественно достигается от постановления в них святых икон, содержащих в своих изображениях живую, для всех наглядную и на-зидательную летопись Церкви Христовой.

Особенно иконостас перед алтарем Господним, представляющий взору нашему ликостояния святых, служит нам во время молитвенного возношения к Богу ясным указанием, что посредство святых между нами и Богом для нас необходимо. Взирая на угодников Божиих, сродных нам по естеству, но приближенных к престолу Божию, мы утверждаемся в нашем дерзновении пред Богом в надежде на Его снисхождение к немощам нашим, ради молитв небесных предстателей. Поистине велико и благотворно установление православной Церкви относительно почитания святых. Только при этом должно не допускать неразумия, а тем более суемудрия, но исполнять долг почитания святых следует с неизменным послушанием и под руководством матери нашей Церкви православной. Более всего нам надо помнить, что почитанием святых мы воздаем честь и славу Самому Богу. Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36). В них, как свет солнца в чистейших кристаллах, отража-ется присносущная сила Божия. Они светят не своим светом, но заимствованным от Отца светов, — не своею славою велики, но прославлены от Бога. В чудотворениях святых изливается на мир благодать Божия — святые только носители этой благодати и посредники при раздая-нии даров божественной благости. Угодники Божии были подобные нам люди, но верою, любовью и благачестным житием они так себя предочистили, что сделались избранными сосудами, приявшими от полноты любви божественной благодатъ на благодать (Ин. 1, 16).

Преисполненные и сами Христовой любви, святые угодники Божии данную им в преизбыточествующей мере благодать сообщают и нам, земнородным, чудодейственно вспомоществуют в наших нуждах и обстояниях, защищают и ограждают нас от нападений вражиих и своим ходатайством содействуют оправданию нашему пред Богом. Все эти угодники Божии совершают не сами по себе, но по силе Божией. Посему и почитание святых должно быть отличаема от богопочитания. Не святых отдельно от Бога, но Бога в святых Его мы должны хвалить (Пс. 150, 1). Те христиане неразумно поступают, которые приписывают святым силу и действие, как бы независимые от силы Божией и, призывая их в молитвах, забывают Господа Вседержителя, пред Которым небожители такие же подчиненные творения, как и все, живущие на земле. Большей частью такие христиане погрешают в почитании святых от недостатка религиозного образования, смешивая это почитание с богопочитанием. За простоту и неведение, уповаем, Бог не вменит им это в вину и покроет их немощь всепрощающей любовью. Но не избавятся от грозного суда Божия те, кто по суемудрию своему совсем отвергают почитание святых.

Ложное учение о почитании святых навевается к нам с Запада, где во всех протестантских обществах достодолжное почитание святых совсем отвергается. Там не считают нужным молиться святым угодникам Божиим, отвергают их ходатайство за нас пред Богом. Там святых угодников Божиих не хотят отличать от обыкновенных людей, приписывают им все слабости и пороки людские, и таким образом отрицают действие в них особенной благодати Божией, очищающей их естественные немощи и приближающей к Богу, к Которому ничто нечистое и недостойное не может приблизиться. В протестантских храмах не видно икон святых, там не ставят свечек, не совершают пред святыми каждения в ознаменование наших усердных прошении у святых ходатайства пред Богом. Там не слышно хвалебных песен, в которых бы прославлялись достославные деяния святителей, преподобных, мучеников, учением и страданиями своими утвердивших на земле Церковь Христову. Одним словом, в протестантских обществах, отвергающих достодолжное почитание святых, сама христианская Церковь — невеста Христова — является как бы поруганной, лишенной своего благолепия. И от таких-то суемудренных обществ лжеучения и порядки церковные проникают в среду православных христиан!

Да избавит Господь Бог всякого христианина от пагубного увлечения такими лжеучениями! Будем твердо держаться учения и руководства Матери-Церкви и с несомненной верой чтить святых угодников, молиться им и подражать их житию. Вера православной Церкви в молитвенное ходатайство святых имеет твердое основание в Священном Писании. Святой Иоанн Богослов говорит, что ему показано было в откровении, как ангел предстоял пред Богом с златой кадильницей и дано было ему множества фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил на золотой жертвеннике, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога(Откр. 8, 3-4) . Вера Церкви в небесную помощь земнородным, чрез угодников Божиих, всегда оправдывалась знамениями, коих благодарственная память запечатлена многочисленными историческими памятниками в устройстве храмов и церковных торжеств в честь Богоматери и других препрославленных угодников Божиих.