СЛОВО МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ (ЛЯПИДЕВСКОГО), МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО (+1898Г.) В ДЕНЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ.

Отче Святый! Их же дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы (Ин. 17, 11).

Праздник во имя трех вселенских учителей и святителей учрежден по особенному, весьма примечательному обстоятельству. Вскоре после их кончины между православными чтителями их великих подвигов, заслуг и чудес нередко возникал вопрос: который из трех святителей больше и выше? Распря об их достоинстве возрасла наконец до того, что чрез несколько веков, произошло решительное разделение в обществе христиан, и одни начали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Тогда, в отклонение такого соблазна, сами святители, все трое вместе, явились Иоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: «Все мы имеем у Бога равное достоинство. Объяви христианам, чтобы оставили спор относительно сего. Как при жизни более всего мы заботились о единодушии, так и по преставлении нашем более всего желаем единомыслия верующим. Установи для нас один общий праздник». Праздник установлен; спор давно прекращен, и мы ныне триех святителей, «яко апостолам единонравных» и между собою единочестных, призываем, на молитвенное ходатайство, «да дарует Господь мир вселенней и душам нашим велию милость» (Троп. праздн.).

Но повод к установлению сего праздника показывает нам, как иногда далеко может простираться у людей честолюбивый образ мыслей. Любя здесь на земле превосходство пред всем окружающим и первоседания на сонмищах, оно и в царстве небесном хочет разместить небожителей, по своему на них воззрению, и, в чем ограничил некогда Сам Спаситель Иакова и Иоанна, то оно позволяет себе решать, определяя, кому восседать одесную, и кому ошуюю во славе Небесного Царя (Мк. 10, 37).

Правда Сам Спаситель сказал, что в дому Отца Его обители многи суть, следственно есть разность между теми, кому оне уготованы. А апостол изъясняет это тем подобием, что как звезда от звезды разнствует в сиянии, так и души праведных пребывают на различных степенях небесной славы (1 Кор. 15, 41).

Но Сам же Спаситель и объяснил нам сию разность небожителей и их обителей; Сам Он, молясь к Богу Отцу о верных Своих последователях, просил: «да будут едино, якоже и Мы; да будут они во Мне и Аз в них». Посему и апостол присовокупляет, что в будущем веке будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Такое соединение всех в Боге и во Христе совершению не благоприятствует честолюбивому предположению о первенстве и превосходстве, в нашем житейском и суетном смысле сего слова. Здесь на земле один возвышается, другой падает; там на небе все возвеличены будут, и никто не будет унижен. Здесь почесть иногда омывается слезами раскаяния и несчастий; там отрется слеза от очию каждого и ни для кого плача не будет ктому (Апок. 21, 4). Здесь на благополучие и предпочтение одного другой, сверстник его смотрит черным оком зависти и отравляет покой его; там при полном довольстве не будет зависти и взаимным сорадованием будет каждый приумножать собственное блаженство свое. Как в полном свете нет мрака, так во свете лица Божия никто не почувствует ни темноты, ни лишения чего-либо в душе своей. Если будет тогда разность между небожителями; то преимущественно в глубине, или обширности их приемлемости. Источник блаженства один для всех; но каждый будет почерпать из него столько, на сколько приуготовил к тому здесь и предочистил сосуд души своей. Представим текущий из горы кладезь чистой воды, и два сосуда, большой и малый, наполненные этою водою: в кладезе от того умаления нет; живая вода неудержимо стремится оттуда, и сосуды могли бы черпать еще чистую влагу; но они, от полноты, вмещать более не могут, и меньший хотя вместил менее, но также полон, как и больший. Вот некоторое подобие того, чтo ожидает праведных на небе. Источник блаженства неиссякаем: но каждый будет почерпать по мере своей духовной приемлемости; все будут полны блаженства, хотя будут различаться по степеням славы.

И так, только на небе истинный покой и полное наслаждение. Туда будем стремиться чистою мыслию и непорочною жизнию, да «сподобимся со всеми святыми в вечной славе Христа Бога царствовати». Аминь.