СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРАФИМА (ЗВЕЗДИНСКОГО),
ЕПИСКОПА ДМИТРОВСКОГО (+1937Г.) В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК.
Слово у святой плащаницы.

У Гроба Христа, взирая на Его прободенные руки и ноги, на рану в ребрах, что сказать? Хочется спросить, за какое преступление, какую вину Он был так мучим? За что предан на смерть странный, не имевший где главу преклонити, Сын Человеческий? Взирая на Него, лежащего пред нами, вспоминаю путы, которыми Он был обвит. Много было их на Нем, но выделяются три, возложенные на Спасителя тремя людьми: Иудой, Каиафой и Пилатом.

Посмотрим, за что возложил свои путы Иуда. Ведь он из любимых Двенадцати, кому Господь открывал все тайны Своего учения, ему дал дар чудотворения, и все-таки Иуда предал Его, Учителя своего и Господа. Почему? Всматриваясь в характер Иуды, отметим самую яркую особенность: Иуда – материалист. В общине апостолов охотно исполнял роль казначея, а святой евангелист Иоанн прибавляет, что даже среди своих был не вполне честен. На вечере при виде дара грешницы Иуда негодует: зачем позволила себе непроизводительную трату. Предавая Учителя, спрашивал врагов Его: "Что дадите мне, и предам вам Его?"

Материализм и оттолкнул его от Христа. Он примкнул к ученикам Господа в надежде, что явился Мессия, устроитель могущественного царства здесь на земле, царства народа Израилева, где ученики займут подобающее место первых помощников царя. А Учитель проповедует нищету, обещает Своим последователям гонения, скорби, лишения. Говорит, что Царство Его не от мира сего, – понятно и разочарование Иуды. Он и из казны, которую собирал для Христа, стремился что-то утаить. Евангелист прямо указывает, что он был вор. Вероятно, указывали и остальные апостолы, возможно, и Сам Учитель, что озлобляло Иуду. Разочаровавшись в мечте стать помощником Царя Иудейского, решил отомстить, предав Его врагам. Но и в них обманулся. Думал предательством Спасителя заслужить благодарность князей еврейских, извлечь выгоду, но враги Христа, использовав его, с презрением швырнули ему сребреники и отвернулись. Так Иуда сам наказал себя, оставив общество апостолов, был оттолкнут и синедрионом.

Как похожи на него современные материалисты, которым понятны только земные блага, рай только на земле, а все, что недоступно внешним чувствам, ими осмеивается, гонится, отрицается. Как Иуду, и их обманывает мир, – не дает, чего они ждали. Это ведет к раздражению, отчаянию, иногда к самоубийству.

Второй враг Христа – Каиафа. Посмотрим на него: видный деятель, заботится о своем народе, боится, что придут римляне и завладеют их царством. Потому открыто решается сказать: "Лучше пусть один человек погибнет, нежели весь народ". Каиафа – рационалист, предшественник Ренанов, Толстых и им подобных. Гордым своим умом он не может принять учение Христа, его возмущают просто верующие, про которых он презрительно говорит, что они прокляты в Законе. Даже чудо воскрешения Лазаря не убеждает его. Как похожи на него наши современные умники, которые гордо заявляют, что могут принять Христа как великого учителя, но не как Бога; что учение Его не Откровение Божественное, но обычное человеческое, в которое другие могут вносить поправки и изменения…

Теперь посмотрим на Пилата. Он не прочь принять Христа, но не решается Его открыто исповедовать. Как похожа на него наша современная интеллигенция, хромающая на оба колена, как жалки такие неустойчивые, колеблющиеся умы.

Но не этих трех видим мы у драгоценного для нас Гроба: безбоязненного Иосифа достославного, дерзновенно просившего у Пилата тело Иисуса Христа и с честью похоронившего, не боясь угроз и злобы синедриона. Никодима, принесшего умершему Учителю дорогой дар любви: смирну и алоэ. Вижу и сотника, искренне исповедавшего: "Воистину Он Сын Божий".

Возлюбленные мои, пусть среди вас не будет материалистов, променявших дар апостольства на мишуру мира, на тридцать сребреников, пусть не будет гордых умников, каиаф и пилатов пусть не будет среди вас.

Будьте подобны смелым исповедникам Христа – сотнику и Иосифу. Принесите лежащему во Гробе миро – смирение и алоэ – любовь, обвейте его чистою плащаницею добрых дел, чтобы быть достойными узреть Его воскресшим из Гроба.