СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРА (СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО), ЗЕЛОНСКОГО (+1979Г.) В ДЕНЬ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРА (СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО), ЗЕЛОНСКОГО (+1979Г.) В ДЕНЬ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА.
 

Сегодня, в день Великомученика и Целителя Пантелеимона, подумаем прежде всего о почитании мучеников вообще и о подвигах их.

Канонизация святых шла постепенно. В самой древней Церкви не было еще никаких особых актов канонизации. Например, почитание св. Иоанна Крестителя, которого Сам Господь назвал первым из рожденных женами, и святых апостолов просто как бы само собою подразумевалось. Только во втором и в третьем веке появляются две определенных формы почитания святых — это, во-первых, занесение имен некоторых усопших христиан в особые списки — диптихи, для поминовения их на литургии, и, во-вторых, почитание могил, особенно могил мучеников.

В списки сперва заносились мученики и епископы. Почитание мучеников было совершенно естественным ответом Церкви на гонения; это изливалось непосредственно из сердца первых христиан. Люди убиенные, замученные за веру во Христа, за верность Ему, являлись самым полным, самым совершенным ответом христиан на жертву Господню.

Христос отдал свою жизнь за нас, а мученики отдавали свою жизнь за Него. Они тем самым показывали, что Христос не напрасно умер, что люди могут быть достойны Его подвига, так как сами оказались способными на такой же подвиг силою укрепившего их Христа. Мученики были свидетельством Силы Христовой, действующей в церкви и в них. Они явились показателями, что Церковь есть действительно Тело Христова, что Христос пребывает и чудодействует в Церкви. Подвиг мучеников есть чудо. В этом чуде, может быть, более чем в каком-либо другом, осуществляются слова Христовы: «Дела, которые Я творю и вы сотворите и больше сих сотворите».

О том, что мученичество есть чудо, свидетельствует то, что мученики не только выдерживали пытки, но нередко радостно воспевали Христа во время самых страшных мучений. Они переносили страдания потому, что благодать Божия подавала им на это силу. Есть много данных думать, что благодать делала их в некоторой мере нечувствительными. Нельзя забывать, что не все христиане выдерживали страшные испытания, не мало бывало и отрекшихся от Христа.

Благодатная сила, дававшая возможность достойно перенести мучения, подавалась тем, кто был достоин принять и сохранить эту силу. Таким образом мученики свидетельствовали как о Силе Христовой, так и о Силе Святого Духа, а тем самым и о Силе Отца Небесного, в руки которого они предавали свой дух.

Если благодать Святого Духа так явно и сильно проявлялась не только в духе и душе святых страдальцев, но и в теле их, то естественно было думать, что и останки их могут сохранять в себе эту благодатную силу. Из книги Деяний апостольских мы знаем, что и одежда апостолов и даже тень проходящего Петра могла быть целительной. Связь духа и материи гораздо сильнее и глубже, чем думают многие современные люди. Достаточно вспомнить, как сила внушения может воздействовать на тело, и обратно — как сила лекарства или скальпель хирурга может внести глубокие изменения в душевную жизнь. Когда же мы имеем дело с чудом, то тут воздействует не просто сила человеческого духа, а сила Божия, Сила Бога, сотворившая и наш дух и тело и весь мир из ничего.

Почитание останков мучеников прежде всего выразилось в там, что их останки заключали в гробницы и на этих гробницах совершали божественную литургию. Воспоминанием об этом служит влагаемая в антиминс частица святых мощей, без наличия которых в антиминсе или же в престоле нельзя совершать литургию. В этом заключается великий смысл. Жертва Господня, любовь Божия требует ответной любви, ответной жертвы. Без этой взаимной самоотдачи нет богообщения и нет действительного исполненного любовью общения людей между собой. В этой взаимной всецелой самоотдаче Бога и человека весь смысл Литургии. Тело Господне, ломимое за нас, и Кровь Его, за нас проливаемая — это высший нам Божий дар, а частицы святых мощей в антиминсе — это постоянное напоминание о том, какова должна быть наша ответная любовь. Не все из нас призваны к подвигу мученичества, но в наше время, мы все знаем, что и от каждого из нас может потребоваться этот подвиг. Во всяком случае, мы всегда должны быть к нему готовы, а это возможно только тогда, когда постоянно, в нашей самой повседневной жизни мы будем самоотверженно служить Богу и людям. Главное в этом деле — неуклонно испытывать, чего хочет от нас Господь, какова Его воля, и так же неукоснительно стараться ее исполнить даже в самых мелочах и отогнать в себе все, что этой воле Божией противоречит.

Столь почитавшийся всегда в России и во всем православном и католическом мире св. Пантелеимон верно и безвозмездно служил людям как врач, а впоследствии за старательное исполнение своего врачебного долга получил дар исцелять больны своей молитвой и наконец удостоился принять мученический венец. В день памяти его, вспомним не только, что мы должны жертвенно служить Богу и людям, но что в некоторой мере мы все призваны исцелять. Все люди, морально или телесно, так или иначе больны. Всех можно и нужно исцелять, а целительна всякое доброе дело и всякое доброе слово.