Андрей Рогозянский.
О ЗНАЧЕНИИ ВОЗНЕСЕНИЯ.


          По поводу Вознесения Иисуса Христа в священном Писании присутствует несколько свидетельств. Коротко об этом чуде упоминают евангелисты Марк и Лука, наиболее же подробна книга Деяний апостольских, отрывок из которой читается в этот день в храмах, за Литургией: "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути" (Деян. 1:4-12).      Хронологически Вознесение отмечает собой окончание евангельских событий, истории первого Пришествия Сына Божия на землю. Для Воскресшего Иисуса сорок дней после Воскресения - время как бы между землею и Небом, данное апостолам в удостоверение реальности победы над смертью, а также для наставления "о Царствии Божием" (см. Деян. 1:3) и передачи некоторых духовных способностей, к примеру, способности разуметь писания (см. Лк. 24: 45). Собирание Церкви здесь совершается "по человечеству" ["собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня" (Деян. 1:4 )], чтобы в Сошествии Духа Святого завершиться "по Божеству".      Производятся как бы последние приготовления для открытия и освящения новопостроенного здания. Символически всего лучше это отображается на иконе Св. Вознесения, где представлен круг апостолов во главе с Петром и Павлом и Богородицей в центре, все вместе взирающие наверх. К двенадцати присоединены Лука и Марк, держащие в руках написанные ими Евангелия. На момент Вознесения, разумеется, никаких повествований еще сложено не было, как нет упоминаний и о присутствии на Елеонской горе Пресвятой Девы. В числе свидетелей события не мог быть наверняка и Савл, обращению и преображению которого в первоверховного апостола Павла еще предстояло совершиться. И, тем не менее, в мистическом плане изображение достоверно: именно такою Господь устроил Церковь в своем земном бытии.      "Христос умер за грехи наши, по Писанию, - расскажет после ап. Павел коринфянам, в описание истории упомянутого домостроительства, - погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию, и явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу" (1 Кор. 15:3-8).      При этом ошибочно будет считать Вознесение просто последним из телесных явлений Господа или отбытие Его от земли, сходное с нашим расставанием и проводами близкого человека в дорогу. Вознесение - таинственный день, предопределенный иным и более значительным обстоятельством: в этот день Иисус Христос совершает Свой переход в высшие, нетварные сферы. Как сказано: "вознесся на небо и воссел одесную Бога" (Мк. 16:19) - вознесся и воссел же не как Второе Лицо Пресвятой Троицы, и без того всегда пребывавшее с Отцом в единении и никогда не отлучавшееся от недр Отчих, но как Богочеловек, соединяющий в себе человеческую и Божественную природы.      О событии этом, имеющем значение переворота поистине космического и сверхкосмического, можно судить поэтому не как о разлучении человечества с Сыном Божиим, а, напротив, как о восшествии человечества в Божественную реальность, теснейшее приобщение ее к Абсолюту, о празднике Вознесения человеческой плоти. "Настоящее празднество, - говорит по данному поводу блж. Августин, - являет нам в Иисусе Христе таинство человека и Бога". И св. Иоанн Златоуст добавляет: "Если мы хотим познать величие человека и его возможную славу, нам надо возвести взор ко престолу Божию, и там мы увидим сидящего одесную Бога и Отца Человека Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия".      Иконографический сюжет, как и богослужебные песнопения, обращают внимание на контраст земных, человеческих переживаний апостолов от совершающейся разлуки со спасительным и величественным духовным содержанием происходящего. Позиции фигур и жесты рук одновременно призваны выразить и горесть, и недоумение, и желание вознестись за Спасителем ввысь: "Господи, мы везде шли с Тобою. Что же Ты не берешь нас с Собою теперь?" Несомненно, исторические обстоятельства Вознесения были близки к этому, и два ангела, которые обратились к стоящим: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян.1:11), - подоспели весьма кстати. Не будь этого, не пообещай они ученикам того, что "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1:11) , - те, пожалуй, так и остались бы на Елеоне: стоять и оплакивать одиночество, ожидать хоть какого-нибудь извещения от Учителя…      Ведь, уже стоя наверху горы, каждый не переставал ожидать скорого наступления на земле Мессианского царства и земного блаженства с Иисусом: "…сойдясь (т. е. посовещавшись и обратившись с единым словом), спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Однако, как говорит св. Григорий Богослов, с Вознесения "оканчиваются дела Христовы телесные, а начинаются дела Духа". Причиной того, почему Христу невозможно было остаться в мире и видимым, материальным образом возглавить христианство, св. прав. Иоанн Кронштадтский в "Слове на Вознесение" называет следующее: "Причина та, чтобы наполнить Собою все - небо и землю, быть Главою неба - всех ангелов, или сил небесных, "начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и всякаго имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем" (см. Ефес. 1:21), и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью, и которую соединил Себе, ставши Главою ея".      Пока Иисус не был прославлен, в человечестве не было Духа (см. Ин. 7:39). Прежде, чем Сыну Божиему вознестись, человеческая природа не смогла бы принять Утешителя. В Вознесении же преодолеваются законы природы, влекущие вниз и порабощающие человека. Св. Иоанн Златоуст учит: "Ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий; мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах".      В одной из молитв ко Св. Причащению говорится, что Своим вознесением Господь Иисус Христос "обожил плотское восприятие" и почтил его "седением одесную Отца". Вот почему скорбное казалось бы событие расставания учеников со своим Учителем становится для Церкви радостным днем. Вознесение - это праздник, когда мы радуемся о разлуке (митр. Антоний Сурожский). Потому что Воскресением и Вознесением человечество вошло внутрь самой тайны Святой Троицы, а своим Богом стало иметь человека Иисуса Христа (св. прав. Иоанн Кронштадтский).      Не случайно, праздник Вознесения отмечается как один из главнейших памятных дней уже в древней Церкви. Апостольские постановления упоминают о торжестве в сороковой день по Пасхе(кн. V гл. 18). Наиболее ранние из иконографических изображений Вознесения обнаруживаются на диптихах (складнях) и фресках V в. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника также усваивает ему апостольское происхождение.      Замечательны богослужебные тексты и песнопения праздника. Авторами канонов являются такие прославленные гимнографы Церкви, как святой Иоанн Дамаскин и преподобный Иосиф Песнописец. Кондак и икос, по преданию, еще более древни и принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).      Праздник Вознесения относится к числу подвижных (переходящих) Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Все это время, когда пение пасхального тропаря "Христос воскресе из мертвых…" уже отменено, а торжествующее "Царю Небесный…" еще не прозвучало, Церковь живет ожиданием Духа. Однако, и Христова радость о Воскресении еще чрезвычайно свежа. Оставив землю, Господь пребывает с Церковью "неотступный, никакоже отлучаяся", как говорится о том в праздничном кондаке. Он, по метафоре святых отцов, есть как бы якорь нашего спасения, который заброшен в глубины Святой Троицы. Чрез Свое Вознесение став еще ближе к человеку, Он в непреходящем слове Своем уверяет: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы".

       www.rusk.ru