СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВЯЧЕСЛАВА РЕЗНИКОВА (+2011 г.) В НЕДЕЛЮ 13-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
О злых виноградарях.

(Мф. 21, 33-42)

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду.

Хозяин этот — могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление тер­пелив: посылает одних слуг, потом других. Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, кого убивали, он все же напоследок посылает и сына. Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснется совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же — одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь.

И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, только тогда хозяин предает их злой смер­ти, а виноградник отдает другим.

А что за люди эти виноградари? Не будем говорить о их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли?

Может быть, очень уж выгодно арендовали виноградник и думали, что хозяин «блаженный», ничего не понимает в делах?

Может быть, считали, что хозяин у них в руках и не пос­меет отплатить за зло?

А может, были того же духа, как тот злой должник, ко­торый ни во что вменил прощение ему огромного долга? (Мф. 18, 23-32).

Или — как те завистливые работники, которые фактичес­ки не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром? (Мф. 20, 1-15).

Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не призна­вали права собственности. И тем, и другим, и третьим — так или иначе — говорится: «Друг!.. разве я не властен в своем делать, что хочу?» И платить, сколько хочу, и прощать, кому хочу, но и требовать свое, сколько мне положено. Это мое, и я никому не должен отчитываться.

Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). Ну а если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, которо­го вижу, как я смогу признать право Верховного всемирно­го Собственника, Которого не вижу? Как я смогу оценить милость Его прощения, как признаю за Ним право каждо­му уделять, сколько Он считает нужным, и как смогу счи­тать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время?

Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.

А значит, на пути к Богу необходимо научиться и ува­жать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И — не требовать, а смиренно просить, и не оби­жаться, когда не считают нужным дать.