СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВЯЧЕСЛАВА РЕЗНИКОВА (+2011Г.) НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ.
О смысле Ветхозаветного обрезания. (Лк. 2, 20-21; Кол. 2, 8-12)

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения.

Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17, 10-14).

Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Итак, в обрезании человек, во-первых, посвящался Богу, входил в завет с Ним.

Во-вторых, в обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве». А наречение имени — очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек — существо личностное и общественное. Имя и обособляет человека, и одновременно дает ему возможность взаимодействовать с остальными членами общества.

Все это понятно. Непонятно только, почему именно таким странным, и даже как бы неприличным образом повелел Бог входить в состав Своего народа?

С этой очередной ветхозаветной загадки, как всегда, покрывало снимается только Христом. Дело в том, что когда над Младенцем Иисусом совершался этот обряд, все своими глазами увидели, что в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела.

И думается, что именно для того и было когда-то установлено обрезание, чтобы впоследствии, когда воплотится Христос, все могли бы убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и «вся полнота Божества» в Нем «обитает» в полной мере «телесно».

Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти! Апостолам уже вскоре после Вознесения Христова пришлось предостерегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу»...

Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если Рождество, это праздник Его воплощения, то Обрезание, можно сказать, — праздник Его вочеловечения, поскольку совершенный человек, это и биологическое, и общественное, и религиозное существо.

И поэтому самый первый листок календаря Христианской эры, это именно первое января, день обрезания Христова, восьмой день после Его славного Рождества.

А исполнив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости. И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, — пишет Апостол Павел, «имеете полноту в нем».

Он, — продолжает Апостол, — «есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».