ПРОСФОРНЯ ПРИ ХРАМЕ.

    Открытие в январе 2007 года церковного дома при Свято-Ильинском храме предоставило новые возможности для развития прихода. Так в помещении церковной трапезной было организовано самостоятельное выпекание просфор для совершения проскомидии и Евхаристии, а также хлебов для литии.
    Раньше братьям, трудящимся в храме, приходилось еженедельно закупать необходимое количество просфор в Александро-Невской Лавре, что несло значительные временные и, в первую очередь, материальные затраты. Однако теперь благодаря сёстрам, употребляющим данные им таланты на благо церковного прихода, упомянутые трудности по хозяйственной части исчезли, а прихожане храма, в особенности дети, могут по достоинству оценить предлагаемые им в храме просфоры.
    Просфора - слово греческого происхождения и означает "приношение", т.е. хлеб, который наряду с вином и елеем приносили по обычаю древние христиане для совершения Литургии.
    Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест c надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HI КА (по-гречески - победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
    Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.
    Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу.
    Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора знаменует также творение Божие в единстве небесной и земной областей бытия и небесную и земную полноту Церкви Христовой.
    Выпекание просфор - очень ответственный и трудоёмкий процесс. Существуют различные способы приготовления просфор при неизменном составе теста (мука, вода, дрожжи и святая вода) и принципе выпекания (наличие двух частей просфоры и печати).
    Сёстры, приготовляющие просфоры в нашем храме, Дубова Татиана Евгеньевна и Дубенцова Иулия, немало потрудились и поучились, прежде чем приступили к самостоятельной работе: ездили на практику в Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Трудности возникали и с подбором муки для приготовления теста. Подобрав, наконец, наиболее подходящий сорт муки, сёстры для достижения наилучшего качества просфор произвели некоторые изменения и в соотношении ингредиентов. В итоге стали получатся просфоры того качества, которое известно всем прихожанам нашего храма.
    Сёстры трудятся над выпеканием просфор каждую пятницу, проводя более шести часов, приготовляя в среднем (не считая Агнца, малых агнцев и хлебов для литии) по 250-300 просфор. Такие временные затраты связаны с невозможностью выпекания в печи имеющихся размеров одновременно большого количества просфор (на один противень помещается 35 просфор, которые выпекаются 20-30 минут), а также с трудоёмкостью процесса приготовления теста и изготовления из него самих просфор прежде выпекания.
    Для того чтобы получить некоторое представление о процессе выпекания просфор и его особенностях можно ознакомиться с одним старинным рецептом:
    Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые - 15 минут, служебные - 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры "отдыхают" час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.
    Труд сестёр, еженедельно обеспечивающих наш храм свежими вкусными просфорами, поистине жертвенен. Татиана Евгеньевна Дубова помимо данного ей послушания просфорницы посменно работает поваром в ресторане, в остальное время трудится свечницей в храме. Иулия Дубенцова каждый будний день трудится в храме смотрителем, в остальное время занимается домашним хозяйством, ухаживает за своей семьёй, воспитывает дочь-школьницу.
    Так и каждый, именующий себя христианином, должен, отрываясь от мирских забот и земных попечений, по силам трудится своими дарами и талантами в Церкви Христовой во славу Его.

София Селезнёва