Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения
Господня. Только что мы слышали Евангелие от Матфея, где
повествуется об этом чудном событии (см. Мф. 17:1-6). По
прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: лицо
Его просияло как солнечный свет, одежды Его стали белы как
снег, и предстали Иисусу ветхозаветные пророки Моисей и
Илия, и Апостолы видели эту удивительную славу Спасителя.
И даже Петр, потрясенный всем, что он переживал в эти
мгновения, спросил Господа: не стоит ли здесь, на этом
месте, построить три палатки — одну Ему, одну
Моисею, одну Илии, чтобы оставаться здесь как можно
дольше. И замечает Евангелист: Петр говорил, не зная, что
говорит. Слышен был еще глас с неба, который утверждал,
что Иисус есть Возлюбленный Сын Божий; затем это видение
исчезло.
Размышляя над этим Евангельским текстом, задаешься
вопросом: а что же было на горе Фавор? Что это было за
Божественное сияние? И какое событие предшествовало
Фаворскому Преображению за шесть дней? Ведь после шести
дней взял Он Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору
высокую. Событие, которое было за шесть дней до
Преображения — событие удивительное: Господь открыто
говорил ученикам, что Ему надлежит пострадать (см. Мф.
16:21), и завершил Свое обращение к ним словами: и те, кто
стоит здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Сына
Человеческого, грядущего в Царствии Своем (см. Мф. 16:28).
По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа
Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего
Царства — того самого Царства, которому Христос по
Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на
Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца
— это был Божественный свет; причем Апостолы видели
его не своими физическими глазами, потому что они
прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда Апостолы
узнали, что рядом со Спасителем — Моисей и Илия?
Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний
их внешности. Однако Апостол Петр безошибочно определяет,
что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели
обычную человеческую реальность — они видят иной мир
и видят его глазами духовными, которые во мгновение
открылись. Свет, который они видят — не свет,
который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем
исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это
свет Божественного Царства, это свет вечности.
Продолжая размышлять над событием Преображения, святитель
Григорий Палама сравнивает два Евангельских текста —
от Матфея и от Луки, и обращает внимание на то, что у
Матфея сказано: после шести дней взял Господь Петра,
Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. А у Евангелиста
Луки сказано: на восьмой день (см. Лк. 9:28). И
справедливо утверждает святитель Григорий, что не может
быть здесь разночтений: в этих двух цифрах некий смысл.
Действительно, если Матфей не считает первого и последнего
дня, то получается, что расстояние между событиями —
шесть дней. А Лука считает и первый день, и последний, и
получается восемь дней. И святитель Григорий утверждает,
что неслучайно это разночтение: говоря о восьмом дне,
Евангелист Лука хочет сказать нечто большее, чем просто
показать хронологию этих двух событий, временную
дистанцию, которая их связывает. За шесть дней до
Преображения Господь говорил о славе Своей, о явлении
Царствия Небесного. И святитель Григорий Палама
утверждает, что видение славы Преображения есть видение
славы восьмого дня творения. Известно, что мир был создан
за шесть дней, а в седьмой день Господь почил от дел
Своих. А восьмой день — это день Преображения всего
мира, которое, по слову Григория Паламы, архиепископа
Фессалоникийского, наступит тогда, когда грехом будет
уничтожен физический мир. Вот тогда и явится восьмой день
Царствия Божия.
Но как важно откровение, данное ученикам на горе Фавор:
этот восьмой день не наступит после человеческой истории,
он существует уже сейчас. Это параллельный мир, это мир
Божественного Царства, который мы не видим физическими
глазами, к которому мы не можем прикоснуться руками,
потому что очи наши закрыты грехом; но от этого реальность
Божественного мира не становится меньшей и ничем не
помрачается. Этот мир существует, и каждому из нас,
подобно Апостолам, дана возможность прикоснуться к этому
миру уже в этой жизни. Когда мы принимаем Святые Христовы
Тайны, когда мы очищаем душу свою покаянием, когда во
время Божественной литургии радостно бьется наше сердце,
то мы прикасаемся к этому восьмому дню творения,
Божественному Царству — не физическими глазами и
руками, но нашими сердцами. Вот почему и начальный возглас
Литургии, тот, который напоминает нам о Царстве:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго
Духа». Через Церковь, через Литургию мы становимся
соучастниками этого Царства, а значит, и соучастниками
Преображения. Нам открывается — конечно, не в полной
мере, а как говорит Апостол Павел, как бы через тусклое
стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12), то, что мы увидим
после своей кончины.
В тропаре и кондаке праздника Преображения прослеживается
такая мысль: Господь преобразился перед Своими учениками
настолько, насколько они могли воспринять это Преображение
— якоже можаху. И Господь преобразился перед
учениками для того, чтобы укрепить их веру — чтобы
тогда, когда они будут видеть Его распинаемым, они
вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя.
Вот и нам на земле дается великое счастье прикосновения к
иному, Божественному миру, для того чтобы мы обретали веру
и силу жить по Божиему закону.
Мир, который окружает нас и который лежит во грехе и зле
(см. 1 Ин. 5:19), постоянно переориентирует наше сознание.
Он уводит нас от этого видения восьмого дня. Он направляет
все наши силы на достижение тех целей, которые не имеют
никакой связи с вечностью. Мы погружаемся в море забот,
треволнений, конфликтов; мы недоумеваем от того, что
происходит в мире, как сейчас многие недоумевают и не
могут понять эту цепь трагических событий, которые на наше
Отечество обрушились: эти жертвы людей — от злой
воли человека или от каких-то иных обстоятельств? Сердце
надрывается, когда слышишь эти скорбные сообщения о
трагической кончине наших сограждан. И многим может
показаться: а где же перспектива? Куда мы идем? Что с нами
происходит? И ведь речь идет не только о нашей стране
— речь идет о всем мире, о всем роде человеческом.
Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим
правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение,
потому что смысл человеческой жизни обретается только в
перспективе вечности. Если мы видим, чувствуем славу
восьмого дня, славу Божественного Царства, которое
наступит не только в конце времен, а которое уже сейчас
реально существует вместе с этим миром; когда мы осознаем
важность того, чтобы нашу земную жизнь подчинить
Божественному Царству и следовать Божию закону и Божиим
заповедям, — тогда человеческими усилиями,
подкрепляемые благодатью Божией, мы будем преобразовывать
наш греховный мир, стараясь сблизить его с невечерним
Божественным Царством. В этом задача Церкви перед лицом
истории: провозглашая весть о спасении, Церковь стремится
помочь каждому человеку приблизиться к Божественному
Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать
наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать
таким образом на окружающий мир, на человеческое общество,
чтобы преображать это общество по Божьему закону,
приближая земной, тварный мир к тому, чтобы он в полной
мере отражал на себе Божественную славу. И нет никакой
другой цели церковного служения, как нет никакой иной
конечной цели для человека, как достижение Царствия Божия,
как лицезрение этого Царствия, как подчинение законам
этого Царствия в своей жизни.
Праздник Преображения Господня наполнен величайшим
смыслом, который отражен в том числе и в традиции
иконописания. Древние иконы Преображения изображают
Спасителя на вершине горы; справа и слева — Моисей и
Илия, у ног Спасителя — Апостолы, а из одежд
Спасителя струится свет, который пронизывает собой
окружающий мир — и горы, и деревья, и животных (на
некоторых иконах и таковые изображены). Это символ того,
как Бог Своей энергией, Своим Божественным светом
пронизывает весь космос, все творение. И человек призван,
воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божьего
Царства преобразовывать себя и окружающий мир. К этому
призывает нас и сегодняшнее евангельское событие, которое
мы празднуем, призывает Слово Божие, призывает
Божественная мудрость. И нам только остается своим
человеческим злым мудрованием не противиться этой
Божественной мудрости. Аминь.
19 августа 2009 года
www.patriarchia.ru