Валерия Ефанова. ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ ПРАЗДНИКИ.
Валерия Ефанова.
ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ ПРАЗДНИКИ.

     В вихре искусственного и взаправдашнего снега, в темноте ранних вечеров, расцвеченных манящими огнями витрин, в скоропостижно улетающих днях декабря к нам неумолимо приближаются "зимние праздники". Так политкорректно называют Новый год и Рождество там, где уже не хотят помнить о христианских корнях европейской цивилизации.
     Чтобы разобраться в том, что происходит, нужны силы и время, а мы-то стали жить так быстро, что, собственно говоря, жить уже просто некогда: одна работа-учеба-дети-курсы-фитнес… Время спрессовывается в стопки недоделанных дел, нереализованных проектов. Вот и первые дни грядущего января уже сжаты в один запутанный клубок, в котором сплелись старые традиции и новые порядки, долг перед близкими, государственная политика, авитаминоз и депрессия, нехватка денег и необходимость подарков, а также запаса продуктов питания на долгую неделю зимовки отдельно взятой семьи в условиях городской квартиры.
     Где-то, среди наших планов, одной строчкой в поздравительной открытке стучит "с наступающим Новым годом и Рождеством". Без пробелов и многоточий. Как бы мы ни хотели остановиться, конец декабря таков - все подводят итоги года, все бегают по магазинам, все наряжают елку. В обобщении "все" есть что-то утешительное. Редкий день в году можно с такой силой ощутить единство со всем окружающим миром одновременно. Праздники нашего детства давно растеряли свое величие и пафос. Лишь в Новый год с завидным постоянством люди начинают говорить о волшебстве и ждать чудес.
     Собственно на этом принципе неизбежности чуда, построены все святочные рассказы. Скряга Скрудж внезапно прозревает и превращается в добродушного старичка, дети находят потерянных родителей, поссорившиеся супруги примиряются, императрица дарит кузнецу туфли для его невесты, враги прощают все друг другу, и на мир нисходит покой.
     Чудеса ХХI века как-то мельче: скидка 10-ю процентами больше, бесплатная доставка, бонусы, третья пара бесплатно. В мире многоэтажных магазинов и так царит нескончаемый праздник, там все блестит и переливается в сиянии вечной юности - что еще прибавить к этому великолепию кроме еловой веточки, золотого шарика и красного банта?
     Удивительно, но мне кажется, что именно тогда, в 80-е, в начало 90-х, Новый год действительно казался чудесным праздником. Потому что волшебное ощущение наполняло все вокруг: и Дед Мороз был настоящим, и елка была гостьей из другого мира. Сегодня я понимаю, в чем дело: сквозь формы светского праздника отчетливо проступала суть того, что им пытались заглушить - само Рождество. Оно не могло проявить себя во внешних формах, но мы не могли не чувствовать его прихода.
     Сегодня для нас все предельно ясно. Мы научились лавировать между строгостью поста и просьбами родных. Мы твердо знаем последовательность праздников и давно вычислили до какой крещенской проруби добираться сподручнее.
    
    Праздники все ближе, а Рождество все дальше. Ведь его не купишь и не приручишь. Оно не во дворцах Вифлеема, не на площадях его, не на центральных улицах - в пещере на самом краю за пределами города. Не в порфире и виссоне - в яслях.
     Когда-то, возможно, люди понимали смысл даров Рождества. Теперь мы дарим подарки лишь потому, что так заведено до нас. Из рук в руки кочуют косметические наборы, календари и статуэтки, призванные лишь свидетельствовать о выполнении нами общественного долга.
     Вспоминается, как Великий князь Сергий Александрович упрекнул одну из придворных дам за роскошный, но бесполезный подарок, сделанный без особого внимания к личности того, кому он был преподнесен. Сам Великий князь относился к подаркам с особой чуткостью, стараясь каждого близкого человека одарить чем-то особенным, нужным и важным.
     Можно, конечно, сказать, что мы не князья и не цари, нет у нас ни возможности, ни времени, чтобы выбирать подарки… Но что же тогда движет нами в нашей суете?
     Волхвы, поднося Младенцу Христу свои дары, вкладывали в них особый смысл: золото было принесено ими Царю, ладан - Богу, смирна - Человеку, Кому суждено пострадать и умереть.
     Самая суть Рождества - в даре. Главный дар этого праздника совершает Сам Бог, даруя миру Своего Единородного Сына.
     Сложно что-то прибавить к разговору о проблеме коммерциализации Рождества, ведь все уже сказано. Все ясно и прозрачно. Есть, с одной стороны, великий христианский праздник Рождества Христова, а с другой - могущественный мир коммерческих интересов, без упреков совести эксплуатирующий любые высокие ценности человечества. Мир, в котором милосердный святой, одаривший бедных девушек приданым для спасения их от несчастной доли, превращается в хохочущего клоуна, рассыпающего подарки направо и налево. Дары волхвов - в яркие коробки с безделушками.
     Сохранить душевное равновесие и покой в разгар всеобщей суматохи и спешки - задача сложная, но история христианства - это история подвигов и жертв.
     Чудо в том, что у всего происходящего: у елочных украшений и сияющих свечей, у поздравлений и подарков есть свой глубокий внутренний смысл. Смысл, о котором стоит задуматься.
     Рождество все ближе… Готовы ли мы к нему по-настоящему?
    
    
24 декабря, 2010

www.pravmir.ru