ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АНАТОЛИЯ ПРАВДОЛЮБОВА (+1981Г.) В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ.

Ныне Святая Церковь положила совершать поклонение Честному Кресту, который для этого с особыми священными обрядами, с нарочитою торжественностью износится ныне священником на средину храма.

Для чего это Церковь установила?

  1. Прежде всего для того, чтобы ободрить нас, изнемогающих под бременем поста и усиленной молитвы. Предлагается Крест — наглядное изображение Божественного Страдальца Христа, ради нас человек и нашего ради спасения такую ужасную, невыразимо тяжелую подъявшего кончину, взяв на Себя грехи всего человечества. Если Он так пострадал, то неужели велик наш подвиг постный настолько, что мы изнемогаем, и уже готовы оставить его? Ободримся, не дастся нам испытания свыше сил, стало быть, можем и мы докончить вторую половину постного подвига, укрепляемые Крестом во Имя Распятого на нем.

А. Святая Церковь сравнивает ныне выносимый Крест с деревом раскидистым и тенистым среди жаркой бесплодной пустыни. Путники изнемогли от пустынного жара и сухости, жажда их морит, они совсем ослабели.

Но вот видят вдали это насажденное посреди дерево. Какая радость охватывает их! С неизвестно откуда явившейся силой спешат они под Спасительное Древо, и, отдохнувши, подкрепившись пищей и питием под животворной тению его, весело и бодро совершают остаток пути.

Б. Еще сравнивает Церковь Крест с тем древом, которое Моисей бросил по Божию повелению в горькие воды Мерры, — источника, найденного измученным израильским народом в пустыне. Из него, увы, кажется было невозможно пить, так он был горек. Какова же была радость израильтян, когда после вложения в источник дерева, указанного Богом, воды Мерры сделались сладкими и приятными, вполне пригодными для утоления жажды.

  1. Еще Церковь дает нам ныне достопоклоняемый Крест Христов для того, чтобы лучше приготовить к принятию воскресшего Христа.

Так всегда бывает. — Когда вождь, великий победитель и благодетель народный возвращается с места славной своей победы, пред ним несут знаки его достoинства, трофеи его, его знамя. Так и Царь царствующих, Победитель и Одолетель смерти, шествуя к нам в светлом и всерадостном дне Воскресения, задолго до Своего появления посылает нам скипетр Свой, знамя Свое, Крест Пречестный и Животворящий. На нем Он искупил грехи всего мира, на нем пригвоздил их, убил вражду нашу с Богом. На нем попрал смерть, и мертвой главе Адамовой, с главами и костями всего его потомства, дал великую силу облечься в последний день плотию, явиться в обновленном, тонком и лучезарном теле для вечной жизни с Ним, — Избавителем нашим, Христом. Воистину, это новое Древо Жизни насаждено посреди рая Божия вторым Адамом — Господом Иисусом для того, чтобы даровать им бесконечную жизнь всему человечеству.

III. Церковь ныне велит нарочито покланяться Святому Кресту и для того, чтобы напомнить нам сильнее великое его значение в нашей личной жизни и в жизни всего человечества, даже больше скажу, всей твари живой и неодушевленной. Четырьмя своими концами Честный Крест освящает все четверочастное нашей жизни:

  1. Четыре стихии: Воздух, Огонь, Воду, Землю;
  2. Четыре времени года: Весну, Лето, Осень, Зиму;
  3. Четыре времени суток: Утро, День, Вечер, Ночь;
  4. Четыре времени жизни: Младенчество, Юность, Зрелость, Старость;
  5. Четыре стороны света: Восток, Юг, Запад, Север;
  6. Четыре наши внутренние: Ум, Сердце, Волю и Мускульные силы.

Невозможно перечислить всего: проще и короче сказать — всех и всё освящает и укрепляет Крест Христов, силою Распятого на Нем.

Будем же ныне с особым благодарным, радостным и благоговейным чувством покланяться Кресту Господню и лобызать его. И да подаст Распятый на нем Господь бодрость и крепость нам грешникам, изнемогающим от тяжести постного подвига.

Да подаст нам такое же утешение, какое видят путешественники под раскидистыми древами оазиса, у ис?точника вод, силою Божию из горьких сделавшихся сладкими.

Да подаст нам Господь, падшим от вкушения плода древесного, восстать и обновиться поклонением и лобызанием нового Древа Жизни посреди Рая Небесного.

Да дарует нам Господь, поклонившимся ныне Его Знамению победы над грехом и смертию, самим побеждать в себе грех, и уготовать себя к достойной встрече грядущего к нам воскресшего Христа Спасителя.

Аминь.

1949 года