Священник Димитрий Познанский. ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.


Священник Димитрий Познанский.
ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА.

     Святые первоверховные апостолы Петр и Павел были людьми довольно разных характеров и разной судьбы, каждая из которых, впрочем, закончилась голгофой - смертью за Христа.
    Симон, впоследствии прозванный Кифой (греч. Петр - скала, камень), как и его брат Андрей, происходил из простой семьи богобоязненных рыбаков. Именно Петр и Андрей первыми были призваны Господом. Большое впечатление, произведенное Христом на братьев, требовало некоего переосмысления, требовало не поспешной и горячей юношеской реакции, а твердого и осмысленного шествования за Спасителем. Уже спустя некоторое время после призвания Андрея и Петра, Господь приходит в их дом, и забирает с собой. Вскоре Петр, наряду с Иаковом и Иоанном, делается одним из самых приближенных учеников Христовых. Именно они сопутствуют Господу в самых таинственных моментах Его земной жизни: и на Фаворе, и в Гефсимании.
    Хотя среди учеников Спасителя нельзя было найти людей неревностных, Петр, пожалуй, превосходил всех своей горячностью, что не редко приводило к последующей обратной реакции. Именно Петр - единственный из всех учеников, бросается в море навстречу Спасителю, идущему по волнам, но вскоре начинает тонуть, и Господь протягивает ему руку. Именно Петр обещает единственным из всех апостолов сохранить верность Христу, и именно он отрекается от Спасителя трижды, после чего Господь, через троекратное исповедание, восставляет его в чине апостолов. Глядя и на последующие безбоязненные подвиги Петра, мы понимаем, что ни в коей мере не был он трусом или человеком малодушным, и все можем извлечь для себя урок о том, что сила Божья в немощи совершается, и что без Бога мы не можем творити нечесоже.
    После сошествия Святаго Духа на апостолов, Петр обратил ко Христу не только множество язычников, но и тысячи иудеев, оставил нам два Соборных послания, и, находясь в Риме, был извещен Господом о своей скорой кончине. Это произошло в 67 г. Существует предание, согласно которому Петр, узнав о том, что император Нерон желает отомстить ему за гибель Симона Волхва и за обращение Петром двух наложниц императора ко Христу, решил бежать из Рима. Когда Петр выходил из города, на дороге ему встретил Спаситель. "Камо грядеши, Господи?", - удивленно вопросил Христа Петр. "Иду, чтобы еще раз умереть в Риме", - ответил Господь, и затем исчез. После этого видения, Петр тот час возвратился в Рим, где и принял смерть на Кресте. Сознавая себя недостойным быть распятым подобно Спасителю, Петр уговорил палачей казнить себя вниз головой, что и было сделано.
    Биография апостола Павла совсем иная. Родился тогда еще Савл в городе Тарсе Киликийском в семье знатных родителей и имел римское гражданство. В Иерусалиме Савл получил религиозное образование у ног известного иудейского учителя - Гамалиила. Именно Гамалиил, почитается Православной Церковью как праведник, поскольку на синедрионе посоветовал не гнать христиан, а предать их в руки Божии. Савл был очень ревностным иудеем и жестоко преследовал христиан, почитая это дело богоугодным, и именно он был тем самым юношей, который держал одежды палачей, глядя на побиение камнями первомученика Стефана и одобряя совершавшуюся казнь.
    Однажды, направляясь в город Дамаск как раз для преследований местной христианской общины, Савла осиял невыносимый свет с неба, совершенно лишив его зрения. "Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня", - прозвучал голос сверху. Упав лицем на дорогу, Савл закричал: "Кто ты, Господи?!". "Я Иисус, Которого ты гонишь…" (Деян. 9:5), - ответил голос. По повелению Господню, Савл отправился в Дамаск, где его нашел апостол Анания, который возложил на Савла руки, после чего тот совершенно прозрел. После Крещения Савл принимает имя Павел. Этим именем, в переводе означающем "малый", он как бы подчеркивал все время переживаемое им собственное недостоинство по причине бывшего своего неистовства на христиан. Будучи апостолом, Павел совершил множество путешествий по языческим странам, где создал немало христианских общин. Все необходимое для своего пропитания, апостол зарабатывал собственным трудом, а о своих приключениях он говорит: "От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11:24-27).
    До нас дошли четырнадцать посланий апостола, из которых мы не только узнаем о его многочисленных путешествиях и опасностях, которым апостол подвергался от язычников и иудеев, но и принимаем возвышенное богословское учение, всю глубину которого не могут постичь многие богословы, на протяжении многих веков.
    Кончина святого апостола Павла, в отличие от кончины святого апостола Петра, свершилась не через распятие, а через усечение мечом головы. Такое снисхождение было оказано Павлу по причине его римского гражданства.
    В четвертом веке святой равноапостольный император Константин, Миланским эдиктом легализовавший христианство, воздвиг в честь апостолов Петра и Павла храмы - в Риме и Константинополе. День памяти святых первоверховных апостолов с первых веков христианства стал одним из самых почитаемых праздников, ради которого был учрежден пост, ему предшествовавший.


Священник Димитрий Познанский

www.pravaya.ru